Познавательно-исследовательский проект «Волшебный песок»
материал

Церковная Наталья Геннадьевна

Цель: ознакомление детей со свойствами песка, через исследовательскую  и экспериментальную деятельность, используя опыты.

Задачи:

-Формировать познавательно-исследовательские функции (восприятие, внимание, память, мышление, анализ, развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику;

-Вызывать эмоционально – положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми, обогащать чувственный опыт ребёнка, активизировать словарь детей;

- Повысить уровень компетентности родителей в вопросах организации и проведения занятий с «волшебным» песком;

-Через игры и опыты обеспечить развитие умения детей определять физические свойства песка;

-Формировать умение делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования;

-Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности;

-Побудить интерес к познавательной  и экспериментальной деятельности.

Актуальность проекта

При наблюдении за деятельностью детей на прогулке мы заметили, что игры с песком однообразные, недостаточный словарный запас по теме, дети мало знакомы со свойствами песка. Для повышения интереса к играм с песком нами был разработан проект «Волшебный песок»

Срок проведения – 1 неделя

Участники проекта - дети от 3 - 4 лет, педагоги, родители воспитанников.

Предполагаемый результат:

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков произойдёт более интенсивно и гармонично.

Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком, водой.

Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.

Родители активно включатся в практическую, экспериментальную и игровую деятельность с детьми.

Этапы проекта:

1этап - подготовительный

-Изучение методической литературы, интернет-ресурсов;

- Подбор художественной литературы;

- Составление плана проекта на  2 недели, в котором будет отражена совместная деятельность детей и педагогов, взаимодействие с родителями;

- Подбор и разработка содержания занятий и мероприятий по проекту, группировка и обработка найденного материала;

- Наполнение центра экспериментирования специальным оборудованием; предварительная работа с детьми.)

2 этап – организационный

-Работа  с детьми -  в виде экспериментирования, исследования, бесед;

- С родителями - консультации, занятия, домашние задания)

3 этап - заключительный

-Обобщение результатов работы, систематизация материала;

-Презентация проекта 

1 день

1.Наблюдение за свойствами песка (сухой и влажный).Цель: знакомство со свойствами песка (сухой, влажный).

2.Игра «Норки для мышки» 

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений

Содержание:

Ребёнок находит игрушку, наощупь, закопанную в песке

3.Полив песка в мини-песочнице из леечек.

4.Работа с песком. Тактильно-кинестетическое упражнение

«Отпечатки наших рук»

5.Лепка из формочек бабочек, жучков, гусеничек.

2 день:

1. Чтение рассказа В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок».

Цель: способствовать к размышлению над сюжетом рассказа.

2.Дидактическая игра «Спрячь игрушку»

Цель: учить закапывать в песок предметы и откапывать их.

3.Проведение опытов с песком.  Пересыпание сухого песка из бутылочки.

Цель:формирование бытового навыка: пересыпание сыпучих веществ из ёмкости в ёмкость.

4.Дидактические игры-упражнения: «Узоры на песке» 

5. Просей  сухой и мокрый песок через сито

Цель: развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка.

Воспитатель показывает, как просеивать песок сквозь ситечко.

Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребёнок найдёт небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза»). Дать задание ребенку просеять мокрый песок.

3 день:

1.Чтение стихотворения Марины Ершовой «Песочница». 

Цель: вызвать эмоциональный отклик от знакомой обстановки.

Беседа об аккуратном обращении с песком.

Цель: учить детей избегать ситуаций попадания песка в лицо себе и товарищам.

2.Проблемная ситуация: «Поможем кукле Маше - ей попал песок в лицо».

Цель: формирование представлений о нежелательном попадании песка в глаза человеку.

3. Окрашивание песка в разные цвета с помощью мелков

4.Игра «Что я закопала в песок?» (Приложение 6)Цель: развитие внимания, памяти, наблюдательности.

5. Добавим песок в землю, где будут расти цветы

6.Игра «Отыщем клад» 

В мини-песочнице представить себя настоящим кладоискателем! На небольшой площади закопать несколько монеток. Предложить детям ситечко, и, просеивая песок, они найдут «сокровища пиратов».

4 день:

1. «Рисование песком»

Детям предлагается порисовать песком (рисование песком), дан рисунок и необходимо покрыть поверхность клеем ПВА, затем посыпать цветным песком

2. «Из чего состоит песок

Цель: дать представление о том, что песок – это множество песчинок.

Ребятам дать два камушка и попросить их побить друг о друга. На белый лист бумаги насыпать немного песка, рассмотреть его. Песчинок много, они мелкие, каждую из них хорошо видно. Насыпать несколько горок разной величины. В какой из них больше (меньше) песчинок? А в песочнице много песчинок?

3. Какой песок больше весит?

4. Найди цифру на песке и на бумаге

5 день:

  1. Песочная буря
  2. Нарисуй на песке, что хочешь
  3. Просей песок и гречку
  4. Рассмотри через лупу, из чего состоит песок

5.Опыт с сухим песком « Куда делась вода?»

РЕЗУЛЬТАТ

Недельный опыт работы показал, что использование игр с песком даёт положительные результаты:

• У детей значительно возрос интерес к таким занятиям.

• Дети чувствуют себя эмоционально комфортно, раскрепощённо.

• Неоднократно наблюдалось, как возбуждённые дети - в играх с песком - успокаивались, сосредоточивались, становились значительно добрее, усидчивее, самостоятельней.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesok_proekt_szhat.pptx1.41 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательно-исследовательский проект «Волшебный песок»

Слайд 2

Цель проекта : ознакомление детей со свойствами песка , через исследовательскую и экспериментальную деятельность, используя опыты. 4 Задачи : -Формировать познавательно-исследовательские функции (восприятие, внимание, память, мышление, анализ, развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику; -Вызывать эмоционально – положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми, обогащать чувственный опыт ребёнка, активизировать словарь детей; - Повысить уровень компетентности родителей в вопросах организации и проведения занятий с « волшебным » песком; -Через игры и опыты обеспечить развитие умения детей определять физические свойства песка; -Формировать умение делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования; -Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности;

Слайд 3

Этапы проекта: 1этап - подготовительный -Изучение методической литературы, интернет-ресурсов ; - Подбор художественной литературы; - Составление плана проекта на 2 недели, в котором будет отражена совместная деятельность детей и педагогов, взаимодействие с родителями; - Подбор и разработка содержания занятий и мероприятий по проекту , группировка и обработка найденного материала; - Наполнение центра экспериментирования специальным оборудованием; предварительная работа с детьми.) 2 этап – организационный -Работа с детьми - в виде экспериментирования, исследования, бесед; - С родителями - консультации, занятия, домашние задания) 3 этап - заключительный -Обобщение результатов работы, систематизация материала; -Презентация проекта 1

Слайд 4

Образовательная область- Познавательное развитие Опытно-экспериментальная деятельность: -Игра- эксперимент «Из чего состоит песок»; -Эксперимент «Сделаем мокрый песок»;

Слайд 5

Образовательная область- Познавательное развитие Опытно-экспериментальная деятельность: - Опыт с использованием лупы «Из чего состоит песок?» - Посыпем песком рассаду; Эксперимент «Добываем песок»;

Слайд 6

Образовательная область- Познавательное развитие Опытно-экспериментальная деятельность: - Эксперимент «Покрасим песок»; -Опыт «Просей сухой песок» - Опыт «Просей мокрый песок»

Слайд 7

Образовательная область- Познавательное развитие Опытно-экспериментальная деятельность: - Игра «Найди на ощупь игрушку»; -Опыт «Найди цифру» - Опыт «Песочная буря»

Слайд 8

Образовательная область- Речевое развитие - Просмотр развивающих мультфильмов; Чтение сихотворения Марины Ершовой «Песочница»; Проблемная ситуация : «Поможем кукле Маше - ей попал песок в лицо». Чтение рассказа В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок» Просмотр мультфильмов

Слайд 9

Образовательная область- Художественно-эстетическое развитие - Изготовление аппликации из цветного песка; Изготовление кинетического песка; Рисование на песке

Слайд 10

Работа с родителями Анкетирование «Любит ли Ваш ребенок играть в песок?; Памятка: «Игры с песком для детей»; Сказка «Путешествие песчинки»

Слайд 11

Заключительный этап • У детей значительно возрос интерес к занятиям с песком; • Неоднократно наблюдалось, как возбуждённые дети - в играх с песком - успокаивались, сосредоточивались, становились значительно добрее, усидчивее, самостоятельней; • Развит интерес к опытно-экспериментальной деятельности, желание познавать новое;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Наши помощники – песок и глина"

Применение квест-технологи  при организации образовательной деятельности в области познавательно-исследовательского развития...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный мир бумаги»

   Тип проекта:творчески-экспериментальный, познавательно-исследовательский, информационно-творческий.     Вид проекта: групповой.Формы работы: образовательная дея...

План работы на познавательно-исследовательским, творческим проектом "Этот волшебный подводный мир"

В материале описана подробная работа для создания долгосрочного познавательно-исследовательского, творческого проекта "Этот волшебный подводный мир". Почему эта тема интересна для дошкольник...

Сценарий к защите познавательно-исследовательского, творческого проекта "Этот волшебный подводный мир"

Целью проекта было закрепление представлений об обитателях морей и океанов через досуговую и игровую деятельность.     Задачи:узнавать и различать мо...

Познавательно-исследовательский проект "Волшебный песок"

Во время прогулок дети часто задают вопрос «Почему не получаются постройки из песка?». Мы, как воспитатели, решили не просто ответить на вопрос детей, а дать им возможность найти ответ опы...

Презентация по познавательно-исследовательской деятельности "Этот замечательный песок"

Цель: формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности...