Доклад «Насыщенность развивающей предметно-пространственной среды».
материал

Замятина Мария Викторовна

Доклад «Насыщенность развивающей предметно-пространственной среды».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_nasyshchennost.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Насыщенность развивающей предметно-пространственной среды»
      Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Замятина М.В.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Необходима содержательная насыщенность предметно-пространственной среды, обеспечивающая реализацию образовательной программы в различных видах детской деятельности.

           Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. И при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Именно поэтому необходим  повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
           По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в дошкольном учреждении должна быть более интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Развивающая среда тогда является развивающей, когда она соответствует уровню развития ребенка, его интересам и потребностям. Так, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, знать группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи (такие задачи могут погасить у ребенка желание даже попробовать их разрешить, сдерживают развитие познавательного интереса).          Учитывается поло-ролевая специфика: предметно - развивающая среда обеспечивается как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в "семью", "больницу", "магазин".
        
  Развивающая предметно-пространственная среда должна быть    содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,  вариативной, доступной и безопасной.
  
      Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и   содержанию Программы. Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни.
          При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.
            Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они       могут быть в активном движении – лазании, катании.
           На
четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.
          
В среднем - старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни.
                   
При формировании предметно-развивающей среды необходимо:
- избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
- создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука"), роста и предметного мира взрослых
- исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.
  Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.                                     
                       
Пример   построения предметно - развивающей среды.
   Театрализованный центр - центр сюжетно-ролевых игр
, игр-драматизаций – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра - кукольный, пальчиковый, настольный, теневой,  би-ба-бо.
    Центр природы или природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. В природном уголке будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках.
   Неизменной популярностью у дошкольников пользуется 
центр науки (центр познавательной и исследовательской деятельности), который может быть совмещён с центром природы. Задача данного центра -  развитие познавательно – исследовательской деятельности детей, обогащение представлений  об окружающем мире, что в конечном счёте  обеспечит успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка.
    Центр продуктивной и творческой деятельности или  центр  художественного творчества. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, тушь, гуашь, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, дидактические игры.
    Центр конструирования способствует развитию детского  творчества, конструкторских способностей.  Практичность его состоит в том, что любой конструктор  легко перемещаются в любое место.
   Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием 
центр двигательной активности лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. 
   В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как 
центр книги и отдыха, психологической разгрузки, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам.
       Центр безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам.  Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения.
     Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
     Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая  деятельность всех участников образовательного процесса.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ (на примере 2 младшей группы «А» МБДОУ № 40 детский сад «Золотой ключик» г. Ключи-1 Камчатского края)»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью...

ДОКЛАД Организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения  является одним из основных средств, формирующих личность ребёнка, источником получения знаний и социального опыта. Именно в до...

Доклад «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО»

Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования...

"Насыщение развивающей предметно – пространственной среды с учётом гендерной специфики"

Данный материал будет полезен как воспитателям дошкольных учреждений, так и родителям....

Доклад "Проектирование развивающей предметно - пространственной среды современного детского сада"

Доклад "Проектирование развивающей предметно - пространственной среды современного детского сада"...

Доклад "Безопасность развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО".

Данное выступление нацелено на повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам, связанным с организацией развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО....

"Насыщение развивающей предметно – пространственной среды с учётом гендерной специфики"

laquo;Шпаргалка» для воспитателя по пополнению «среды» группы по всем видам детской деятельности с учётом интересов  мальчиков и девочек...