"Насыщение развивающей предметно – пространственной среды с учётом гендерной специфики"
статья (младшая группа)
«Шпаргалка» для воспитателя по пополнению «среды» группы по всем видам детской деятельности с учётом интересов мальчиков и девочек
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rpps.docx | 30.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Насыщение развивающей предметно – пространственной среды с учётом гендерной специфики
«Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей у ребенка. Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях развития личности. В этой связи гендерный подход необходим и в обучении, так как: все аспекты развития мальчиков и девочек различаются по скорости и по содержанию».
доктор педагогических наук,
академик АПН М.Н. Скаткин
В условиях изменений в социокультурной жизни общества наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентиров которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности.
Высокая феминность у женщин и маскулинность у мужчин в современном обществе не являются гарантией их социального и психического благополучия. Поэтому образование как педагогическое явление, которое неразрывно связанное с культурой социума, нуждается в переосмыслении, корректировке своих позиций в вопросах гендерной социализации детей.
Под гендерной социализацией понимается процесс усвоения в соответствии с полом социальной роли мужчины и женщины, формирование потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или другого пола. Одним из наиболее благоприятных периодов для формирования гендерной структуры личности является дошкольный период детства. Поэтому в ФГОС дошкольного образования, в пункте 3.3.4, где прописаны принципы построения развивающей предметно - пространственной среды, в содержании принципа насыщенности уделяется большое внимание созданию условий для "... эмоционального благополучия детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением" и созданием условий для "возможности самовыражения". А принцип вариативности подразумевает "... наличие ... разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей...". В частности здесь речь идёт и о наличии игр и игрушек для мальчиков и девочек, потому что без учёта половой специфики невозможно создать условия для эмоционального благополучия каждого дошкольника, его самовыражения и свободного выбора.
Гендерное воспитание начинается уже в детском саду. В возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость.
Детям становится понятно, что пол (гендер) не меняется: мальчики становятся мужчинами, девочки − женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Дошкольное образовательное учреждение как социальный институт продолжает воспроизводить стандарты традиционной культуры в отношении женственности и мужественности, способствовать формированию стереотипов самовосприятия и самооценки личности дошкольника по половому признаку, что, в свою очередь, нивелирует проявления индивидуальности воспитанников в выборе дальнейшего жизненного самоопределения.
Это связано с отсутствием пособий, дидактического материала, методических рекомендаций как для гендерной социализации детей дошкольного возраста, так и для совершенствования профессиональной деятельности педагогов и родителей в вопросах гендерной социализации детей дошкольного возраста.
В настоящее время объективно существуют противоречия между:
- объективной потребностью общества в воспитании детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода и практикой полоролевого подхода в организации обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях;
- необходимостью гендерной социализации начиная с дошкольного детства и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий гендерной социализации детей дошкольного возраста;
- требованием практики к научно-методическому обеспечению исследуемого процесса и неразработанностью практических аспектов гендерной социализации детей дошкольного возраста.
Последнее противоречие подтверждает практика. Педагоги испытывают затруднения в «насыщении» развивающей предметно – пространственной среды группы с учётом гендерной специфики: не могут подобрать игры, игрушки, пособия для мальчиков и девочек для всех видов детской деятельности.
Поэтому я разработала «шпаргалку» для воспитателя по пополнению «среды» группы по всем видам детской деятельности с учётом интересов мальчиков и девочек, в которой подробно прописала, что педагог может предложить мальчикам и девочкам для игровой деятельности, трудовой, коммуникативной.
Вид деятельности | для мальчиков | для девочек |
Сюжетно – ролевые игры (алгоритмы, игрушки и атрибуты) | ||
Игровая | Тематика игр: «Строители», «Космонавты», «Пожарные», «Полиция», «Автосервис», «Военные»; «Магазин «Строительный двор» «Автозаправочная станция» «Парикмахерская» (причёски для мальчиков) «Семья» (алгоритм роли «папы») «Аэропорт» Элементы костюмов и костюмы: - головные уборы различных видов Вооруженных Сил России; - - туника с залипами на плечах для погон армейского образца; - туника со съемными значками: пожарный, строитель, автослесарь. Атрибуты и игрушки: - Специального транспорта и машин; - Рабочие слесарные инструменты; Атрибуты для игры «пожарные», «полиция | Тематика игр: «Ателье», «Показ мод», «Домохозяйка»; «Салон красоты» «Магазин «Маленькая фея» «Парикмахерская» (причёски для девочек) «Семья» (алгоритм роли «мамы») «Кафе» Элементы костюмов и костюмы: - накидки со множеством залипов по выбору: снежинки (зима), цветочки, листочки (осень, крылышки (Винкс), ширма, платки, шарфы из органзы разных цветов; фартуки. Атрибуты и игрушки: - Аксессуары: сумки, ободки, браслеты, бусы, веночки. - Куклы разных размеров; - Кукольная одежда; - Ширма, посуда, мебель, продукты, атрибуты для «ателье», меню, коляски, сумки - Игровые модули (Стиральная машина, холодильник…) |
Режиссерские игры. | ||
«Человек – паук»; «Робот – трансформер»; «Черепашки - ниндзя» «Пожарная часть» «Полиция», «Автосервис», «Военные»… | «Винкс» «Клуб Барби» «Школа» «Детский сад» «Семья»… | |
Строительно – конструктивные игры (образцы и схемы построек из крупного строительного материала и мягких модулей) | ||
- аэропорт, - гараж, - автозаправка - пожарная часть - космодром - полицейский участок… | - домик для кукол; - мебель; - подиум. - кафе … | |
Настольно – печатные игры | ||
*«Служу в армии» «Космодром» «Юные пожарные» (по типу «Ходилки – бродилки») *«Марки машин» «Оружие» «Дорожные знаки» (по типу игры «Лото») | *«Косметический салон» «Кафе» «Ателье» (по типу «Ходилки – бродилки») *«Женские аксессуары» «Кукольная одежда» «Мир кукол» (по типу игры «Лото») | |
Пазлы | ||
Специальный транспорт, военная техника, военнослужащие разных родов войск; динозавры, роботы, По сюжетам м/ф «Черепашки - ниндзя»; «Человек - паук»… | Принцессы; Винкс; «Машенька и медведь»; По сюжетам м/ф «Русалочка»; «Золушка»; «Дюймовочка»… | |
Настольные игры | ||
Футбол, хоккей… | «Маленький дизайнер»… | |
Музыкальная | Для слушания Песня «Из чего же сделаны девчонки и мальчишки» | |
Марши; песни об Армии, о солдатах | Вальсы, песни о куклах | |
Для пения | ||
Музыкально – дидактическая игра «Музыкальные часы» (песни о солдатах, об Армии) | Музыкально – дидактическая игра «Музыкальные часы» (песни о кукле) | |
Игра на детских музыкальных инструментах | ||
Например: Алгоритм игры на барабане «Марш солдат»… | Например: Алгоритм игры на металлофоне «Вальс цветов». Высота (1-2-3) | |
Музыкально – дидактические игры | ||
- «Музыкальная семейка» (различение звуков по высоте на металлофоне) (Например: как говорят: папа, мама, дочь, сын). | ||
Изобразительная | Д/и «Подбери по форме, цвету». | |
Например: Футбольный мяч, корабль, автомобили… | Например: Коляска, конфеты, бабочка… | |
Раскраски | ||
Транспорт, военная техника, роботы… | Принцессы, Барби, Винкс, цветы, узоры… | |
Трафареты, шаблоны. | ||
Рабочие слесарные инструменты, транспорт, динозавры… | Одежда для куклы, цветы… | |
Алгоритмы по рисованию, аппликации, лепке, оригами. | ||
- автотранспорт, - солдаты, - военная техника… | - одежда для куклы, принцессы; - сказочные домики… | |
Двигательная | Кубики для двигательных упражнений «Изобрази…» | |
Лев, солдат, самолет, робот, дедушка… | Балерина, модель, лисичка, бабушка, бабочка… | |
Мячи с изображением | ||
Футбол, самолет, автомобиль… | Цветы, узоры… | |
Ориентиры для лазания | ||
Парашют, флажок… | Снежинки, цветочки… | |
Картотека ОРУ | ||
С гантелями… | С ленточками, султанчики… | |
Боксерские перчатки, боксерская груша, хоккейная клюшка… | Обручи, гимнастические ленты (алгоритмы)… | |
Конструирование | Конструкторы - «Лего», «Звездочка» и другие настольные конструкторы (схемы, образцы, чертежи построек) | |
- военные базы, космические корабли, самолеты, транспорт… | - квартира для куклы Барби, мебель… | |
Игрушки для обыгрывания | ||
Солдатики, роботы, динозавры… | Куклы Барби, Винкс, Пикси… | |
Трудовая | Алгоритмы по самообслуживанию (мытье рук, одевание, раздевание) с изображением мальчиков и девочек | |
Алгоритмы для хозяйственно – бытового труда на участке и в группе | ||
Например: - оттаскивают в отведенные места мешки с опавшими листьями, - самостоятельно убирают крупные ветки… | Например: - подметают опавшие листья, - собирают листья в одну кучу…. | |
Трудовая мастерская | ||
- забивают гвозди, - привинчивают шурупы, - заворачивают гайки, - переставляют мебель - выжигание… | - стирают одежду кукол, - моют детскую посуду, - вытирают пыль с детской мебели - вышивание - плетение… | |
Восприятие художественной литературы | Энциклопедии и журналы | |
«Бодибилдинг»; «Как стать сильным» «Военно- патриотический»; журналы автомобильной техники; «Человек –паук; «Губка Боб»… | «Мода»; «Винкс»; «Хэллоу Кити»; «Клуб Барби»… | |
Познавательно - исследовательская | Сухой бассейн с Киндер - сюрпризами | |
Транспорт… | Куколки… | |
Д / И «Подбери по форме» | ||
- «Логический самолет»; - «Логический пароход»… | - «Логический домик»… | |
Д / И «Геометрические фигуры» (образцы) | ||
- бульдозер, ракета, робот… | Цветочек, девочка, стрекоза… | |
Д / У «Выложи узор» (ориентировка на листе бумаги) | ||
Парашютисты… | цветы на поляне… | |
Д / И «Подбери по цвету» | ||
Транспорт… | кукольная одежда… | |
Мозаика (образцы) | ||
Вертолет, танк, корабль, мотоцикл, ракета… | Кошечка, цветы, бабочка, уточка… | |
Д / И «Папа – мама» (подбор предметных картинок) | ||
«Что для папы»…. | «Что для мамы»… | |
Тематический альбом «Помощники по дому» (подбор сюжетных картин к предметной ситуации) | ||
Коммуникативная | Фотоальбомы – семейные праздники | |
- «Мой папа» - «О наших мальчишках» … | - «Моя мама» - «О наших девочках»… | |
Странички в портфолио | ||
«Я - мальчик»… | «Я - девочка»… | |
Традиции в группе (празднование дней рождений) - фоторамки – (голубая, розовая); - чайная пара (голубая, розовая); - сумки для подарков (голубая, розовая)…. | ||
Словесные игры по типу игры «Я знаю…» - имена мальчиков, и девочек - любимые игрушки мальчиков и девочек - профессии, присущие мужчинам, женщинам… Словесная игра «Кукла Комплементина» (дети передают друг другу куклу и говорят комплимент, характерный для мальчика или для девочки) … | ||
«Хорошо - плохо» (по технологии ТРИЗ) | ||
Например: - Драться – это хорошо? - Дружить с девочкой – это хорошо?... | Например: - Пользоваться косметикой – это хорошо? - Дружить с мальчиком – это хорошо?... | |
Психогимнастические упражнения «Где мы были – мы не скажем! А что делали – покажем» (с помощью мимики и жестов) | ||
Например: - ловим рыбу; - стреляем из ружья; - строим дом… | Например: - стираем белье; - готовим кушать; - укачиваем ребенка… |
Список использованной литературы:
- Гариен, М. Мальчики и девочки учатся по-разному!: Руководство для педагогов и родителей: Пер. с англ. М., 2004. - 301 с.
- Каган, В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет //Вопросы психологии, 2000, №2. С. 65-69.
- Клецина, И.С. Развитие гендерных исследований в психологии // Общественные науки и современность, 2002, №3. С. 181 - 192.
- Крайг, Г. Психология развития СПб: Питер, 2000. - 992 с.
- Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.
- Репина Т.А. Мальчики и девочки: две половинки? // Обруч. – 1998
- Рыков С.Л. Гендерные исследования в педагогике // Педагогика. – 2001
- Фуряева Т. Детский сад: проблема полового воспитания // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 11. – С. 79-81.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающая предметно-пространственная среда с учётом требований ФГОС.
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения явля-ется частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольно...
Педагогический совет «Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды с учётом ФГОС».
Цель данного педсовета - провести системный анализ педагогической деятельности по созданию и совершенствованию развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ...
Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда с учётом ФГОС ДОО»
Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда с учётом ФГОС ДОО»...
"Обогащение развивающей предметно-пространственной среды с учётом регионального компонента"
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды с учётом регионального компонента...
"Насыщение развивающей предметно – пространственной среды с учётом гендерной специфики"
Данный материал будет полезен как воспитателям дошкольных учреждений, так и родителям....
Доклад «Насыщенность развивающей предметно-пространственной среды».
Доклад «Насыщенность развивающей предметно-пространственной среды»....
Представление опыта работы «Технология Шулешко Е. Е. «Блуждание по картине» на городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направленности по теме «Построение развивающей предметно-пространственной среды с учётом образовательных
Социо-игровая технология Евгения Евгеньевича Шулешко – «Блуждание по картине» представляет собой работу по сюжетной картине на любую лексическую тему и тему н...