"Насыщение развивающей предметно – пространственной среды с учётом гендерной специфики"
статья (младшая группа)

Курунова Екатерина Ивановна

«Шпаргалка» для воспитателя по пополнению «среды» группы по всем видам детской деятельности с учётом интересов  мальчиков и девочек

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rpps.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Насыщение развивающей предметно – пространственной среды с учётом гендерной специфики

«Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей у ребенка. Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях развития личности. В этой связи гендерный подход необходим и в обучении, так как: все аспекты развития мальчиков и девочек различаются по скорости и по содержанию».

 доктор педагогических наук,

академик АПН  М.Н. Скаткин

В условиях изменений в социокультурной жизни общества наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентиров которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности.

Высокая феминность у женщин и маскулинность у мужчин в современном обществе не являются гарантией их социального и психического благополучия. Поэтому образование как педагогическое явление, которое неразрывно связанное с культурой социума, нуждается в переосмыслении, корректировке своих позиций в вопросах гендерной социализации детей.

Под гендерной социализацией понимается процесс усвоения в соответствии с полом социальной роли мужчины и женщины, формирование потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или другого пола. Одним из наиболее благоприятных периодов для формирования гендерной структуры личности является дошкольный период детства. Поэтому в ФГОС дошкольного образования, в пункте 3.3.4, где прописаны принципы построения развивающей предметно - пространственной среды, в содержании принципа насыщенности уделяется большое внимание созданию условий для "... эмоционального благополучия детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением" и созданием условий для "возможности самовыражения". А принцип вариативности подразумевает "... наличие ... разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей...". В частности здесь речь идёт и о наличии игр и игрушек для мальчиков и девочек, потому что без учёта половой специфики невозможно создать условия для эмоционального благополучия каждого дошкольника, его самовыражения и свободного выбора.

Гендерное воспитание начинается уже в детском саду. В возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость.

Детям становится понятно, что пол (гендер) не меняется: мальчики становятся мужчинами, девочки − женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение как социальный институт продолжает воспроизводить стандарты традиционной культуры в отношении женственности и мужественности, способствовать формированию стереотипов самовосприятия и самооценки личности дошкольника по половому признаку, что, в свою очередь, нивелирует проявления индивидуальности воспитанников в выборе дальнейшего жизненного самоопределения.

Это связано с отсутствием пособий, дидактического материала, методических рекомендаций как для гендерной социализации детей дошкольного возраста, так и для совершенствования профессиональной деятельности педагогов и родителей в вопросах гендерной социализации детей дошкольного возраста.

В настоящее время объективно существуют противоречия между:

  • объективной потребностью общества в воспитании детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода и практикой полоролевого подхода в организации обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях;
  • необходимостью гендерной социализации начиная с дошкольного детства и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий гендерной социализации детей дошкольного возраста;
  • требованием практики к научно-методическому обеспечению исследуемого процесса и неразработанностью практических аспектов гендерной социализации детей дошкольного возраста.

Последнее противоречие подтверждает практика. Педагоги испытывают затруднения в «насыщении» развивающей предметно – пространственной среды группы с учётом гендерной специфики: не могут подобрать игры, игрушки, пособия для мальчиков и девочек для всех видов детской деятельности.

Поэтому я разработала «шпаргалку» для воспитателя по пополнению «среды» группы по всем видам детской деятельности с учётом интересов мальчиков и девочек, в которой подробно прописала, что педагог может предложить мальчикам и девочкам для игровой деятельности, трудовой, коммуникативной.

Вид деятельности

для мальчиков

для девочек

Сюжетно – ролевые игры (алгоритмы, игрушки и атрибуты)

Игровая

Тематика игр:

«Строители»,

«Космонавты»,

«Пожарные»,

 «Полиция»,

«Автосервис»,

«Военные»;

«Магазин «Строительный двор»

«Автозаправочная станция»

«Парикмахерская» (причёски для мальчиков)

«Семья» (алгоритм роли «папы»)

«Аэропорт»

Элементы костюмов и костюмы:

- головные уборы различных видов Вооруженных Сил России;

- - туника с залипами на плечах для погон армейского образца;

- туника со съемными значками: пожарный, строитель, автослесарь.

Атрибуты и игрушки:

- Специального транспорта и машин;

- Рабочие слесарные инструменты;

Атрибуты для игры «пожарные», «полиция

Тематика игр:

«Ателье»,

«Показ мод»,

«Домохозяйка»;

«Салон красоты»

«Магазин «Маленькая фея»

«Парикмахерская» (причёски для девочек)

«Семья» (алгоритм роли «мамы»)

«Кафе»

Элементы костюмов и костюмы:

- накидки со множеством залипов по выбору: снежинки (зима), цветочки, листочки (осень, крылышки (Винкс), ширма, платки, шарфы из органзы разных цветов;

фартуки.

Атрибуты и игрушки:

- Аксессуары: сумки, ободки, браслеты, бусы, веночки.

- Куклы разных размеров;

- Кукольная одежда;

- Ширма, посуда, мебель, продукты, атрибуты для «ателье», меню, коляски, сумки

- Игровые модули (Стиральная машина, холодильник…)

Режиссерские игры.

«Человек – паук»;

«Робот – трансформер»;

«Черепашки - ниндзя»

«Пожарная часть»

«Полиция»,

«Автосервис»,

«Военные»…

«Винкс»

«Клуб Барби»

«Школа»

«Детский сад»

«Семья»…

Строительно – конструктивные игры

(образцы и схемы построек из крупного строительного материала и мягких модулей)

- аэропорт,

- гараж,

- автозаправка

- пожарная часть

- космодром

- полицейский участок…

- домик для кукол;

- мебель;

- подиум.

- кафе …

Настольно – печатные игры

*«Служу в армии»

«Космодром»

«Юные пожарные»

(по типу «Ходилки – бродилки»)

*«Марки машин»

«Оружие»

«Дорожные знаки»

(по типу игры «Лото»)

*«Косметический салон»

«Кафе»

«Ателье»

(по типу «Ходилки – бродилки»)

*«Женские аксессуары»

«Кукольная одежда»

«Мир кукол»

(по типу игры «Лото»)

Пазлы

Специальный транспорт, военная техника, военнослужащие разных родов войск;

динозавры, роботы,

По сюжетам м/ф «Черепашки - ниндзя»; «Человек - паук»…

Принцессы; Винкс; «Машенька и медведь»;

По сюжетам м/ф «Русалочка»; «Золушка»; «Дюймовочка»…

Настольные  игры

Футбол, хоккей…

«Маленький дизайнер»…

Музыкальная

Для слушания

Песня  «Из чего же сделаны девчонки и мальчишки»

Марши; песни об Армии, о солдатах

Вальсы, песни о куклах

Для пения

Музыкально – дидактическая игра «Музыкальные часы»

(песни о солдатах, об Армии)

Музыкально – дидактическая игра «Музыкальные часы»

(песни о кукле)

Игра на детских музыкальных инструментах

Например:

 Алгоритм игры  на барабане «Марш солдат»…

Например:

Алгоритм игры на металлофоне «Вальс цветов». Высота  (1-2-3)

Музыкально – дидактические игры

- «Музыкальная семейка»  (различение звуков по высоте на металлофоне)  (Например: как говорят: папа, мама, дочь, сын).

Изобразительная

Д/и «Подбери по форме, цвету».

Например:

Футбольный мяч, корабль, автомобили…

Например:

Коляска, конфеты, бабочка…

Раскраски

Транспорт, военная техника, роботы…

Принцессы, Барби, Винкс, цветы, узоры…

Трафареты, шаблоны.

Рабочие слесарные инструменты, транспорт, динозавры…

Одежда для  куклы, цветы…

Алгоритмы по рисованию, аппликации, лепке, оригами.

- автотранспорт,

- солдаты,

- военная техника…

- одежда для куклы, принцессы;

- сказочные домики…

Двигательная

Кубики для двигательных упражнений «Изобрази…»

Лев,  солдат, самолет, робот, дедушка…

Балерина, модель, лисичка, бабушка, бабочка…

Мячи с изображением

Футбол, самолет, автомобиль…

Цветы, узоры…

Ориентиры для лазания

Парашют, флажок…

Снежинки, цветочки…

Картотека ОРУ

С гантелями…

С ленточками, султанчики…

Боксерские перчатки, боксерская груша, хоккейная клюшка…

Обручи, гимнастические ленты (алгоритмы)…

Конструирование

Конструкторы - «Лего», «Звездочка» и другие настольные конструкторы (схемы, образцы, чертежи построек)

- военные базы, космические корабли, самолеты, транспорт…

- квартира для куклы Барби, мебель…

Игрушки для обыгрывания

Солдатики, роботы, динозавры…

Куклы Барби, Винкс, Пикси…

Трудовая

Алгоритмы по самообслуживанию (мытье рук, одевание, раздевание)

с  изображением мальчиков и девочек

Алгоритмы для хозяйственно – бытового труда на участке и в группе

Например:

- оттаскивают в отведенные места мешки с опавшими листьями,

- самостоятельно убирают крупные ветки…

Например:

- подметают опавшие листья,

- собирают листья в одну кучу….

Трудовая мастерская

- забивают гвозди,

- привинчивают шурупы,

-  заворачивают гайки,

- переставляют мебель

- выжигание…

- стирают одежду кукол,

- моют детскую посуду,

- вытирают пыль с детской мебели

- вышивание

- плетение…

Восприятие художественной литературы

Энциклопедии и журналы

«Бодибилдинг»;

«Как стать сильным»

«Военно- патриотический»;

журналы автомобильной техники;

«Человек –паук;

«Губка Боб»…

«Мода»;

«Винкс»;

«Хэллоу Кити»;

«Клуб Барби»…

Познавательно - исследовательская

Сухой бассейн с Киндер -  сюрпризами

Транспорт…

Куколки…

Д / И «Подбери по форме»

- «Логический самолет»;

- «Логический пароход»…

- «Логический домик»…

Д / И «Геометрические  фигуры»  (образцы)

- бульдозер, ракета, робот…

Цветочек, девочка, стрекоза…

Д / У «Выложи узор»  (ориентировка на листе бумаги)

Парашютисты…

цветы на поляне…

Д / И «Подбери по цвету»

Транспорт…

кукольная  одежда…

Мозаика (образцы)

Вертолет, танк, корабль, мотоцикл, ракета…

Кошечка, цветы, бабочка, уточка…

Д / И «Папа – мама»  (подбор предметных картинок)

«Что для папы»….

«Что для мамы»…

Тематический альбом «Помощники по дому»

 (подбор сюжетных картин к предметной ситуации)

Коммуникативная

Фотоальбомы – семейные праздники

- «Мой папа»

- «О наших мальчишках» …

- «Моя мама»

- «О  наших девочках»…

Странички в портфолио

«Я - мальчик»…

«Я - девочка»…

Традиции в группе (празднование дней рождений)

- фоторамки – (голубая, розовая);

- чайная пара (голубая, розовая);

- сумки для подарков (голубая, розовая)….

Словесные игры по типу игры «Я знаю…»

- имена  мальчиков, и девочек

- любимые игрушки мальчиков и девочек

- профессии, присущие мужчинам, женщинам…

Словесная  игра  «Кукла Комплементина»

(дети передают друг другу куклу и говорят комплимент, характерный для мальчика или для девочки) …

«Хорошо - плохо» (по технологии ТРИЗ)

Например:

- Драться – это хорошо?

- Дружить с девочкой – это хорошо?...

Например:

- Пользоваться косметикой – это хорошо?

- Дружить с мальчиком – это хорошо?...

Психогимнастические упражнения

«Где мы были – мы не скажем!

А что делали – покажем»

(с помощью мимики и жестов)

Например:

- ловим рыбу;

- стреляем из ружья;

- строим дом…

Например:

- стираем белье;

- готовим кушать;

- укачиваем ребенка…

Список использованной литературы:

  1. Гариен, М. Мальчики и девочки учатся по-разному!: Руководство для педагогов и родителей: Пер. с англ. М., 2004. - 301 с.
  2. Каган, В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет //Вопросы психологии, 2000, №2. С. 65-69.
  3. Клецина, И.С. Развитие гендерных исследований в психологии // Общественные науки и современность, 2002, №3. С. 181 - 192.
  4. Крайг, Г. Психология развития СПб: Питер, 2000. - 992 с.
  5. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.
  6. Репина Т.А. Мальчики и девочки: две половинки? // Обруч. – 1998
  7. Рыков С.Л. Гендерные исследования в педагогике // Педагогика. – 2001
  8. Фуряева Т. Детский сад: проблема полового воспитания // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 11. – С. 79-81.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно-пространственная среда с учётом требований ФГОС.

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения явля-ется частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольно...

Педагогический совет «Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды с учётом ФГОС».

Цель данного педсовета - провести системный анализ педагогической деятельности по созданию и совершенствованию развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ...

Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда с учётом ФГОС ДОО»

Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная  среда с учётом ФГОС ДОО»...

"Обогащение развивающей предметно-пространственной среды с учётом регионального компонента"

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды с учётом регионального компонента...

"Насыщение развивающей предметно – пространственной среды с учётом гендерной специфики"

Данный материал будет полезен как воспитателям дошкольных учреждений, так и родителям....

Доклад «Насыщенность развивающей предметно-пространственной среды».

Доклад «Насыщенность развивающей предметно-пространственной среды»....