Музыкальное развитие. Комплексно - тематическое планирование для средней группы
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Для музыкальных руководителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_kompleksno_-_tematicheskoe_planirovanie.doc | 280.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
продолжение комплексно – тематическое планирование старшая группа
КОМПЛЕСКНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | ||||||
Период прохождения | Тема ДОУ | Раздел Музыкальное развитие содержание работы | № | Тема НОД Музыкальное развитие | Итоговое мероприятие | |
Общее количество НОД | Количество НОД по теме | |||||
1 квартал Тема: «Волшебница осень» | ||||||
Сентябрь Тема: «Детский сад – страна друзей» | ||||||
1-я неделя | День знаний | Раздел I Что выражает музыка? «Мир ребёнка, сверстников и взрослых»
Различать эмоциональное содержание музыкальных произведений, их характер и настроение. Обогащать словарь детей за счёт слов, обозначающих оттенки эмоциональных состояний. Знакомить детей с общественными событиями на основе тематического музыкального материала с использованием художественной литературы для усиления эмоционального восприятия музыкальных произведений. Различать эмоциональное содержание музыкальных произведений, их характер и настроение. | 1 | 1 | Праздник «День знаний» | |
2 | 2 | «Дом, в котором я расту» | ||||
2-я неделя | Осень. Осенняя живая и неживая природа | Раздел III О чём и как рассказывает музыка 3.1 Музыка и природа. Осень Развивать у детей способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения осенней тематики. Соотносить колорит цвета и настроения в музыке, живописи, поэзии. Раскрывать выразительность и красоту художественного слова, живописи, музыки. Развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в жизни и искусстве, сопоставляя образы природы, выраженные разными видами искусства /живописи, поэзией, музыкой/. Активизировать умение передачи эмоционального состояния музыкального образа через танцевальную импровизацию и рисунок. Различать малоконтрастные части музыки. Побуждать детей передавать образы природы в рисунке созвучно музыкальному образу. Дать понимание ладового своеобразия музыкального произведения. | 3 | 1 | «Осеннее настроение» | |
4 | 2 | «Линии с характером или музыкальные узоры» | ||||
3-я неделя | Экосистемы и природные зоны | 5 | 3 | «Звонко – глухо. Ярко – блёкло» | ||
6 | 4 | «Осенний калейдоскоп» | ||||
4-я неделя | Осень в произведениях искусства | 7 | 5 | «Разноцветные настроения» | ||
8 | 6 | Интегрированное занятие «Осенние напевы» | ||||
Октябрь Тема: «Мир вокруг нас» | ||||||
1-я неделя | Мой край. С. Есенин. Малая Родина | Раздел IV Русская народная музыкальная культура Воспитывать в детях любовь к своей Родине, вызывать восхищение красотой русской природы, талантом русского народа. Воспитывать чувство патриотизма, определять понятие «малой Родины». Приобщать к русской национальной музыкальной культуре. Знакомить с произведениями народной музыки и песенного фольклора. /Частушка, хоровод, колыбельная и т.д./ | 9 | 1 | «Край, в котором мы живем» | |
10 | 2 | «Мои игрушки» | ||||
2-я неделя | Я вырасту здоровым | Раздел VI Целебная сила музыки Совершенствовать восприятие чувств, переданных в музыке различного характера. | 11 | 1 | «Шутка в музыке» | |
12 | 2 | «Композиторы шутят» | ||||
3-я неделя | Семья. Профессии родителей | Раздел III О чём и как рассказывает музыка 3.3 Музыкальные рассказы «Мир ребёнка, сверстников и взрослых» Расширять представления детей о том, что, музыка выражает настроения, чувства и характер людей. Обогащать словарь детей за счёт слов, обозначающих оттенки эмоциональных состояний. Различать выразительные средства разных искусств.
| 13 | 1 | «Мои друзья и я сам» | |
14 | 2 | «Моя семья и я сам» | ||||
4-я неделя | День народного единства. Моя страна | Раздел IV Русская народная музыкальная культура Выходить за рамки русской культуры, воспитывать уважение к культурам других народов проживающих в России посредством музыки. Закреплять и расширять представление детей о русских народных музыкальных инструментах и их выразительных возможностях. Способствовать развитию навыков игры на русских народных музыкальных инструментах - деревянных ложках, трещотках, колокольчиках, и других инструментов. Знакомить детей с историческими событиями. Знакомить детей с общественными событиями на основе тематического музыкального материала с использованием художественной литературы для усиления эмоционального восприятия музыкальных произведений. | 15 | 1 | «Музыка моей страны» | |
16 | 2 | Праздник День народного единства Формировать представления о будничных и праздничных днях. Знакомить с историей возникновения праздника. Воспитывать уважительное отношение к народным праздничным традициям и обычаям. | ||||
Ноябрь Тема: «Унылая пора - очей очарованье...» | ||||||
1-я неделя | Каникулы | Раздел II Как рассказывает музыка? 2.1 Средства музыкальной выразительности Различать средства музыкальной выразительности - закреплять умение чувствовать в музыке переход от умеренного к быстрому или медленному темпу; динамика/громко – умеренно – тихо; громче – тише/ Обогащать детское представление об изобразительных возможностях музыки, её способности отображать явления окружающей природы. Разнообразие шумовых зимних звуков природы. Предлагать детям высказывать об эмоционально – образном содержании музыки. Учить слышать ярко контрастные, а затем менее контрастные динамические изменения в музыке /форте – пиано/, связывая их с характеристикой музыкально художественного образа. Развивать динамический слух. Соотносить колорит цвета и настроения в музыке, живописи. Продолжать развивать ладовое чувство. Дать понимание ладового своеобразия музыкального произведения. | 17 | 1 | «Волшебная страна музыкальных красок» | |
18 | 2 | «Тембр» | ||||
2-я неделя | Поздняя осень | 19 | 3 | «Лад» | ||
20 | 4 | «Звонко – глухо. Ярко – блёкло» | ||||
3-я неделя | Одежда, обувь, головные уборы | 21 | 5 | «Волшебная страна музыкальных красок» | ||
22 | 6 | «Шутка в музыке» | ||||
4-я неделя | Дикие животные. Как они готовятся к зиме | Раздел III О чём и как рассказывает музыка 3.2 Музыка о животных и птицах Развивать чувство темпа, предлагая детям не только доступную им для двигательного воплощения относительно быструю музыку, но и произведения, написанные в среднем и медленных темпах. Развивать чувство темпа. Закреплять представления об изобразительных возможностях музыки. Сравнивать произведения, изображающие животных и птиц, находя в музыке характерные черты образа, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности /характер звуковедения, темп, динамику, регистр, интонации звукоподражания. Различать образы в программной музыке. | 23 | 1 | «У каждой пташки свои замашки» | |
24 | 2 | «У каждой пташки свои замашки» | ||||
2 квартал Тема: Тема: «Чародейка – Зима» | ||||||
Декабрь Тема: Тема: «Новогодняя пора» | ||||||
1-я неделя | Здравствуй, Зимушка-зима | Раздел III О чём и как рассказывает музыка 3.1 Музыка и природа. Зима Создавать зимнее настроение средствами литературы, живописи, музыки. Разнообразие шумовых зимних звуков природы. Раскрывать выразительность и красоту художественного слова, живописи, музыки. Развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в жизни и искусстве, сопоставляя образы природы, выраженные разными видами искусства /живописи, поэзией, музыкой/. Активизировать умение передачи эмоционального состояния музыкального образа через танцевальную импровизацию и рисунок. Побуждать детей передавать образы природы в рисунке созвучно музыкальному образу. Дать понимание ладового своеобразия музыкального произведения. Развивать образную речь в поисках и применении эпитетов, метафор, сравнений, характеризующих образы природы, созданные в музыке, поэзии, живописи. Продолжать формировать культуру слушателя. | 25 | 1 | «Зимние напевы» | |
26 | 2 | Музыкальная гостиная «Зима в произведениях русских поэтов и композиторов» | ||||
2-я неделя | Традиции празднования Нового года в разных странах | 27 | 3 | «Волшебная страна музыкальных красок» | ||
28 | 4 | «Линии с характером или музыкальные узоры» | ||||
3-я неделя | Зимующие птицы | Раздел V Три кита в музыке. Танец Расширять представления о жанрах музыкальных произведений: различать песню, танец. Развивать чувство метра /метрическая пульсация/ и ритмического рисунка/равномерный ритм/ в самых лёгких для детей движениях: беге и хлопках, а также в танцевальных движениях. Закреплять 2-х частную форму. | 29 | 1 | «Музыка бывает разной» | |
30 | 2 | «Три кита. Танец» | ||||
4-я неделя | Праздник Новый год! | Раздел V Три кита в музыке. Песня Знакомить детей с инструментальными и вокальными произведениями о новогоднем празднике. Учить детей выразительному исполнению песен, различных по содержанию. Учить петь детей в среднем темпе. Учит петь негромко. Различать громкое и тихое пение. Продолжать знакомить с куплетной формой. Расширять представления детей об окружающей действительности на примере тематического музыкально материала. Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня). | 31 | 1 | «Мы играем и поем» | |
32 | 2 | Праздник Новый год Вызывать эмоционально - положительное отношение к праздникам, приобщать детей к всенародному веселью. Поощрять любознательность, активность, стремление участвовать в творческой деятельности, познавать новое. | ||||
Январь Тема: «Удивительное рядом» | ||||||
2-я неделя | Каникулы | Раздел IV Русская народная музыкальная культура Продолжать знакомить с колядками /обрядом колядования\ Воспитывать любовь к Родине. Обогащать музыкальные переживания детей, активизировать их чувства, используя высокохудожественные примеры классической, народной и современной музыки. Продолжать формировать слушательскую культуру детей. | 33 | 1 | Рождественские колядки | |
34 | 2 | Праздник Рождества Обогащать детские впечатления. Расширять музыкальный кругозор. Привлекать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников и развлечений. | ||||
3-я неделя | Домашние животные и их детеныши | Раздел III О чём и как рассказывает музыка? 3.2 Музыка о животных и птицах Обогащать детское представление об изобразительных возможностях музыки, её способности отображать явления окружающей природы. Развивать музыкальную память, необходимую для запоминания, узнавания прослушанных музыкальных произведений, и их характерных особенностей. | 35 | 1 | «Карнавал животных» | |
36 | 2 | «Мои маленькие друзья» | ||||
4-я неделя | Экспериментальная деятельность | Раздел II Как рассказывает музыка? 2.2 Музыкальные и немузыкальные звуки «Рукотворный мир» Показать разницу между музыкальными и немузыкальными звуками. Экспериментирование со звучащими предметами. Звуки стеклянные, деревянные, металлические. Научить отличать музыкальные и немузыкальные звуки и находить их в жизни. | 37 | 1 | «Где живут звуки?» | |
38 | 2 | «Как рассказывает музыка» | ||||
Февраль Тема: «Наше Отечество - его защитники» | ||||||
1-я неделя | Виды транспорта. Военная техника | Раздел II Как рассказывает музыка? 2.1 Средства музыкальной выразительности Учить определять жанры музыкальных произведений. Учить слышать смену частей музыкального произведения, характерные для них наиболее яркие средства музыкальной выразительности. | 39 | 1 | «Волшебная страна музыкальных красок» | |
40 | 2 | «Волшебная страна музыкальных красок» | ||||
2-я неделя | Масленица | Раздел IV Русская народная музыкальная культура Способствовать развитию навыков игры на русских народных музыкальных инструментах - деревянных ложках, трещотках, колокольчиках, и др. | 41 | 1 | Праздник «Широкая масленица» Создавать условия для проявления культурно - познавательных потребностей, интересов, запросов и предпочтений. | |
42 | 2 | «К нам гости пришли» | ||||
3-я неделя | День защитника Отечества | Раздел V Три кита в музыке. Марш Закреплять представление детей о первичных жанрах музыки /марш, танец, песня/ и их характерных особенностях. Дать представление о том, что музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров. Знакомить детей с общественными событиями на основе тематического музыкального материала с использованием художественной литературы для усиления эмоционального восприятия музыкальных произведений. Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, чувство патриотизма через общение с музыкой определённой тематической направленности. | 43 | 1 | «Музыка бывает разной» | |
44 | 2 | Праздник 23 февраля — День защитника Отечества. Воспитывать внимание и уважение к окружающим людям, стремление вовремя поздравить с праздником взрослых, друзей, преподносить подарки, сделанные своими руками. | ||||
4-я неделя | Мамин день | Раздел V Три кита в музыке. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, знакомя детей с разнообразными музыкальными произведениями – инструментальными, вокальными, различными по тематике, жанрам, характеру и средствами музыкальной выразительности. Развивать детское восприятие за счёт усвоения жанровых особенностей музыкальных произведений – песня, танец, марш. Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов. Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня). | 45 | 1 | «Такие разные танцы» | |
46 | 2 | «Король марш» | ||||
3 квартал Тема: «Весна – красна» | ||||||
Март Тема: «Подари добро» | ||||||
1-я неделя | 8 Марта — Международный женский день | Раздел I Что выражает музыка? Музыка выражает настроения, чувства и характер людей. Различать эмоциональное содержание музыкальных произведений, их характер и настроение. Знакомить детей с общественными событиями на основе тематического музыкального материала с использованием художественной литературы для усиления эмоционального восприятия музыкальных произведений. | 47 | 1 | Праздник, посвящённый Международному Женскому дню. Воспитывать доброту, отзывчивость на примере персонажей праздничных и развлекательных событий. Побуждать детей к проявлению доброжелательности, отзывчивости. Углублять свои знания о семье. | |
48 | 2 | «Материнские ласки» | ||||
2-я неделя | Народная культура и Традиции | Раздел IV Русская народная музыкальная культура Углублять знания детей о музыкальном прошлом своего народа. Воспитывать любовь к своему народу, приобщение к истокам культурных традиций русского народа, поддерживание интереса к русскому фольклору. Способствовать развитию навыков игры на русских народных музыкальных инструментах. | 49 | 1 | «Люблю березку русскую» | |
50 | 2 | «Народные музыкальные игрушки» | ||||
3-я неделя | Удивительный мир книг. | Раздел III О чём и как рассказывает музыка 3.4 Сказка в музыке Развивать способность различать средства музыкальной выразительности в трёх вариантах – пьесы одного жанра, но различные по характеру. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, знакомя детей с разнообразными музыкальными произведениями – инструментальными, вокальными, различными по тематике, жанрам, характеру и средствами музыкальной выразительности. Развивать представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки /темп, высота звука, динамика, паузы, акценты, настроение – интонационная окраска/. Сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; различать смену настроений, образов в одной сказке. Жанр опера. Жанр балет. | 51 | 1 | «Сказка в музыке живёт» | |
52 | 2 | «Сказка в музыке живёт» | ||||
4-я неделя | Каникулы | 53 | 3 | «Музыкальная сказочка» | ||
54 | 4 | «Музыкальная сказочка» | ||||
55 | 5 | «Балет» | ||||
56 | 6 | «Балет» | ||||
Апрель Тема: «Удивительное – рядом!» | ||||||
1-я неделя | Неделя здоровья | Раздел VI Целебная сила музыки | 57 | 1 | «Музыкальные витаминки» | |
58 | 2 | «Волшебные часы» | ||||
2-я неделя | День космонавтики. Весна. | Раздел III О чём и как рассказывает музыка 3.1 Музыка и природа. Весна Научить давать словесную характеристику музыке, описывать те картины, которые рождаются в воображении при её прослушивании. Создавать весеннее настроение средствами литературы, живописи, музыки. Разнообразие шумовых весенних звуков природы. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, знакомя детей с разнообразными музыкальными произведениями – инструментальными, вокальными, различными по тематике, жанрам, характеру и средствами музыкальной выразительности. | 59 | 1 | «Весенние мотивы» | |
60 | 2 | Праздник «Весна - Красна» | ||||
3-я неделя | Правила дорожного движения | Раздел III О чём и как рассказывает музыка 3.3 Музыкальные рассказы. Различать музыку, изображающую что – либо: движение в жизни, в природе: скачущую лошадь, мчащийся поезд, светлое утро, восход солнца, морской прибой. | 61 | 1 | «Как рождается музыка, и какой она бывает!» | |
62 | 2 | «Музыкальный разговор» | ||||
4-я неделя | Памяти героев ВОВ посвящается | Раздел V Три кита в музыке. Киты встречаются Побуждать ребёнка к сопереживанию, активизировать его чувства. Развивать музыкальную память, слуховое внимание и воображение. Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, чувство патриотизма через общение с музыкой определённой тематической направленности. | 63 | 1 | «Музыка бывает разной» | |
64 | 2 | «Песни военных лет» | ||||
Май Тема: «Над тобою солнце светит, Родина моя!» | ||||||
1-я неделя | День Победы | Раздел III О чём и как рассказывает музыка? 3.3 Музыкальные рассказы. ВОВ Знакомить детей с общественными событиями на основе тематического музыкального материала с использованием художественной литературы для усиления эмоционального восприятия музыкальных произведений. Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, чувство патриотизма через общение с музыкой определённой тематической направленности. | 65 | 1 | «Военные марши» | |
66 | 2 | Интегрированное занятие «Музыка великой Победы» | ||||
2-я неделя | Экосистемы и природные зоны. Здравствуй, лето! | Раздел III О чём и как рассказывает музыка 3.1 Музыка и природа. Лето Различать образы в программной музыке. | 67 | 1 | «Музыка – язык наших чувств. Характер» | |
68 | 2 | «Музыка – язык наших чувств. Характер» | ||||
3-я неделя | Экосистемы и природные зоны. Здравствуй, лето! | Раздел III О чём и как рассказывает музыка 3.1 Музыка и природа. Лето Обогащать детское представление об изобразительных возможностях музыки, её способности отображать явления окружающей природы. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, знакомя детей с разнообразными музыкальными произведениями – инструментальными, вокальными, различными по тематике, жанрам, характеру и средствами музыкальной выразительности. | 69 | 1 | «Летние мотивы» | |
70 | 2 | «Лето в музыке, поэзии и живописи» | ||||
4-я неделя | День защиты детей | Раздел V Три кита в музыке Знакомить детей с общественными событиями на основе тематического музыкального материала с использованием художественной литературы для усиления эмоционального восприятия музыкальных произведений. Различать образы в программной музыке. | 71 | 1 | «Музыка – язык наших чувств. Настроение» | |
72 | 2 | Праздник «Должны смеяться дети» | ||||
Июнь Тема: «Здравствуй, Лето» | ||||||
1-я неделя июня – 3-я неделя августа | Каникулы | Раздел VI Целебная сила музыки | 1 | 1 | «Экологическая неделя» | |
2 | 2 | «Мы в дороге с песенкой о лете» | ||||
Раздел I Что выражает музыка? «Мир ребёнка, сверстников и взрослых»
| 3 | 1 | «С чего начинается Родина» | |||
4 | 2 | «Мы живём в России» | ||||
Раздел IV Русская народная музыкальная культура | 5 | 1 | «Музыка добрых волшебников» | |||
6 | 2 | Народный праздник Троица. | ||||
7 | 3 | «Неделя музыкального творчества» | ||||
Июль Тема: «Летние деньки» | ||||||
Раздел III О чём и как рассказывает музыка 3.1 Музыка и природа. Лето | 8 | 1 | «Неделя природы» | |||
9 | 2 | «Мы вокруг березки встанем в хоровод» | ||||
Раздел III О чём и как рассказывает музыка 3.2 Музыка о животных и птицах | 10 | 1 | «Ребятам о зверятах» | |||
11 | 2 | «Музыка о животных» | ||||
Раздел III О чём и как рассказывает музыка 3.4 Сказка в музыке | 12 | 1 | «Неделя театра» | |||
13 | 2 | Праздник «Мир полон сказок и чудес» | ||||
Раздел III О чём и как рассказывает музыка 3.1 Музыка и природа. Лето | 14 | 1 | «Цветочная неделя»» | |||
15 | 2 | «Путешествие в мир насекомых» | ||||
Август Тема: | ||||||
Раздел III О чём и как рассказывает музыка 3.3 Музыкальные рассказы. | 16 | 1 | «Осторожный пешеход» | |||
Раздел V Три кита в музыке. Танец | 17 | 1 | «Мы танцуем и поём» | |||
Раздел IV Русская народная музыкальная культура | 18 | 1 | «Родной край»» | |||
19 | 2 | "Земля-матушка" | ||||
Раздел II Как рассказывает музыка? 2.2 Музыкальные и немузыкальные звуки «Рукотворный мир» | 20 | 1 | «Вкусное лето» | |||
Раздел VI Целебная сила музыки | 21 | 1 | «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» | |||
Раздел I Что выражает музыка? «Мир ребёнка, сверстников и взрослых»
| 22 | 1 | «Прощание с летом» | |||
23 | 2 |
Развлечение «До свиданья, лето!» | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование образовательной работы в среднейгруппе №_2_ (1 год обучения)
В комплексно- тематическом планировании отражены задачи по познавательному, речевому развитию, игравой, изодеятельности, музыкальной, двигательной, ЗОЖ и т.д...
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...
КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОО «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) на 2016 – 2017 учебный год.
КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОО «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»(МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)на 2016 – 2017 учебный год. ТемаРазвёрнутое содержание работыВременной периодКоличество ...
КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Комплексно-тематическое планирование образовательная область "Музыкальное развитие" ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА...
Комплексно - тематическое планирование по развитию музыкальной деятельности второй младшей группы
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной об...
Музыкальное развитие. Комплексно - тематическое планирование
Материал для планирования музыкальных занятий...
Комплексно-тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности по музыкальному развитию М.Б.Зацепина, Г.Е.Жукова
Комплексно-тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности по музыкальному развитию. М.Б.Зацепина,Г.Е.Жукова...