«Духовно-нравственное воспитание в семейной педагогике»
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Яблонька»
г. Мичуринск
Доклад
«Духовно-нравственное воспитание в семейной педагогике»
Подготовила: воспитатель
Соболева О.А.
2017г.
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
( Себастьян Брандт)
Начать разговор о воспитании духовности и нравственности в семье мне хочется прекрасными словами Ф. М. Достоевского, которые он вложил в уста Алеши Карамазова: «Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание; и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».
Задача родителей — сделать все от них зависящее, чтобы в памяти детей, в их сознании и, что гораздо важнее, в их подсознании осталось как можно больше того, что проникнуто добротой, любовью, правдой.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Человек не рождается совершенным, но его природа требует этого, и задача всей жизни человека – стремиться к чему-то более совершенному и прекрасному и в этом стремлении становиться более совершенным человеком. Об этом говорят абсолютно все религии мира, все гуманистические философские системы и все великие педагогические доктрины. И именно воспитание этому служит.
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования отечественных ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Поэтому педагоги подчеркивают особую роль семьи в нравственном воспитании и развитии ребёнка.
Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребёнок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи.
Активным и значимым субъектом процесса воспитания, осуществляемого в образовательном учреждении, является не только ребёнок, но и семья в целом. Именно семья, по мнению многих исследователей проблем организации педагогического процесса, взаимодействия образовательных учреждений и семьи, должна определять цели, смысл, содержание воспитательного и образовательного процесса, возвращая себе исконную функцию хранения и передачи социокультурной традиции.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.
В духовно-нравственном становлении растущей личности ведущую роль играет семья. Работа с родителями, проводимая в данном направлении, способствует формированию основ духовной культуры личности, отражающей основные признаки культуры мира, необходимой для полного развития человека, как гражданина будущего общества.
Для выполнения задач духовно – нравственного воспитания дошкольников организовано единое образовательное пространство, активными участниками которого являются не только дети и педагоги детского сада, но и семьи наших воспитанников: мамы, папы, бабушки и дедушки.
Так как именно семья является древнейшим институтом воспитания и развития ребёнка. И то, что малыш в дошкольные годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Семья рассматривается в науке как колыбель цивилизации и сокровищница культурных, духовных ценностей.
В соответствии с этим, целью работы с родителями является: приобщение семьи к решению задач духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Задачи духовно - нравственного воспитания состоят в том, чтобы пробудить в ребёнке желание стать лучше, добрее, поддерживать это желание, развивать духовные потребности каждого ребёнка путем его приобщения к православным, народным ценностям.
Цель достигается путем реализации следующих задач:
• ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, повышать компетентность родителей в области духовно-нравственного воспитания дошкольников, знакомить родителей с основами православной педагогики и психологии, формировать представления о формах семейного уклада;
• приобщать родителей к образовательному процессу, знакомить их не только с формами работы воспитания с детьми, но и с ее содержанием;
• формировать появление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.
В рамках задачи приобщения родителей к образовательному процессу используем следующие формы совместной деятельности: проведение дней открытых дверей, организация совместных экскурсий, проведение совместных образовательных мероприятий (творческие выставки, конкурсы, оформление альбомов или выставок фотографий семьи ребенка («Мой папа и мама всегда со мной, смотрят на меня», оформление тематических альбомов, изготовление подарков к памятным датам семьи в виде рисунков, несложных поделок, стихов, песен, подготовка к праздникам, совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей, участие в благотворительных акциях.
Духовно-нравственное воспитание - это вопрос не одного дня, а ежедневная работа, направленная на воспитание толерантности, любви к своей семье, родному городу, краю. Эффективность работы в данном направлении дает свои результаты:
• изменились взаимоотношения детей в группе, они выражают обоснование своим положительным и отрицательным эмоциям и чувствам в оценке поведения и поступков своих сверстников;
• благодаря работе, проводимой с привлечением родителей, у детей появляется интерес к познанию истории родного края, культуре. Они становятся более общительными, милосердными, активнее реагируют на различные социальные ситуации, оценивают поступки товарищей.
• повысилась активность родителей в проведении разных мероприятий, собраний;
• мне удалось расположить родителей к детскому саду, теперь это мои помощники, друзья, которые всегда приходят на помощь и с радостью помогают мне в воспитании детей. Ведь они уверенны, что их ребёнка в детском саду всегда ждут с радостью и любовью.
Считаю, что только при условии совместной работы педагогов, детей и родителей можно достичь наиболее эффективных результатов.
Л. Н. Толстой писал: «Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». И мы с родителями и детьми продолжаем идти дорогою добра в этом жестоком мире.
Семья — самое главное в жизни для каждого из нас. Семья — это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Народная мудрость, характеризуя человека, большое значение придавала влиянию на него той семейной обстановки, в которой он вырос. Если о человеке говорят «он из хорошей семьи», это значит, что человек этот трудолюбив, честен, доброжелателен, на него можно положиться в беде, с ним хочется поделиться радостью.
Огромное значение для воспитания детей имеет семейный уклад. Для полноценного воспитания каждого ребёнка требуется семья: отец, мать, дедушка и бабушка, старшие братья и сестры, сам ребенок, младшие братья и сестры. У каждого члена семьи должно быть свое место, свои обязанности, каждый член семьи должен выполнять свои функции. Но в устройстве современных семей, когда семья неполная, родители разведены или семья потеряла кормильца, особенно, если в семье один ребёнок, родители чувствуют невольную вину перед ребёнком и стараются уделять ему больше внимания, потому в таких семьях часто допускается искажение, и негласным главой семьи становится ребенок. У ребенка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его над родителями. Он должен знать свое место в семье.
Ребенка с малых лет следует приучать к послушанию. Послушание — это начало воспитания. Дисциплина, прежде всего, означает признание порядка, сложной структуры власти и послушания, которая создается в семье. Все должно быть четко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда (а не под горячую руку) накажут, за что получит поощрение, должна быть четкая иерархия ценностей в каждой семье. С малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенное. Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример. Чтобы научиться сопереживать другому, дети должны видеть, как мать или отец утешают чужого плачущего малыша, помогают пожилым людям при переходе улицы, уступают в автобусе место инвалиду или пожилой женщине, не сажают ребёнка к окну и следят за тем, чтобы его никто не потревожил. И, конечно же, обязательно нужно рассказывать детям о том, как вам самим в трудных жизненных обстоятельствах помогали люди.
Если мы хотим воспитать в детях чувство ответственности, мы должны в первую очередь дать им возможность проявить себя: доверять им, ставить перед ними задачи, которые они обязаны выполнить, скажем, по домашнему хозяйству или по уходу за домашними любимцами. Если у ребёнка что-либо не получается, то родители должны проявлять терпение, а не возмущаться неумением ребёнка, раздражение родителей вредно действует на психику детей и вызывает ответное раздражение. Родители никогда не должны в присутствии посторонних людей, иногда даже членов, семьи жаловаться на ребёнка или ругать и обсуждать его поступки, повышать голос, оскорблять. Ребёнка нельзя унижать, нужно ему разъяснить его ошибки и поддержать. Дети и родители должны быть всегда едиными.
Для воспитания человека требуется человеческая среда. Для воспитания коммуникативных качеств ребёнку необходима также среда взрослых людей. Нынешний ребенок погружен в детскую среду из своих сверстников – это детский сад, школа, детский лагерь. Контакт детей с взрослыми крайне ограничен. А потом не стоит удивляться тому, почему они так медленно взрослеют. Они привыкли быть детьми. Когда ребенок воспитывается в семье, то от постоянного общения с взрослыми он впитывает взрослое отношение к жизни.
Сейчас большинство женщин работает. В течение всего дня папа на работе, мама на работе, дети в детском саду или в школе. Какими дети видят своих родителей? Отец усталый пришел с работы, он ложится на диван и начинает читать газету. Мать приходит с работы и сразу за домашние дела. Ребёнок опять предоставлен самому себе, в лучшем случае ему помогут скоротать свободное время книги, любимые занятия, в большинстве случаев – телефон, компьютер или телевизор.
Почему сейчас у многих детей наблюдаются отклонения в психике? Потому что семья, которая была всегда крепким щитом, защитой для детской души, разрушена. Весь же уклад современной семьи практически уничтожает связь поколений. А ведь много интересного о прошлом дети могут узнать и узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, которые помогают внукам познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное, они, люди, прожившие долгую трудную жизнь, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.
Как с испокон веков передавался опыт жизни от одного поколения другому? Как правило, через совместный труд. Не беседа, не наставление, а только совместная деятельность. На ребенка надо смотреть как на маленького взрослого. Недополучают дети элементарного общения со взрослыми, не детского общения, а взрослого. Надо, чтобы не родители снисходили до уровня детей и начинали бегать, прыгать, скакать, надо, чтобы взрослые принимали своих детей в свою взрослую жизнь. Если ребенок включен в жизнь взрослых, он будет развит! Нужно вместе с ребенком мыть посуду, убирать с ним дом, приучать его к стирке (то есть приобщать его к своей взрослой жизни) — тогда есть надежда, что он будет трудолюбивым. Он радуется, что приобщается к жизни взрослых. Все дети постоянно подражают взрослым, только надо давать им возможность проявлять свое желание в настоящей работе. Все зависит от уклада семьи — надо, чтобы родители были постоянно настроены на то, чтобы воспитать себе помощников. С раннего детства ребенок уже должен знать, что такое труд. Очень важно, чтобы у каждого ребенка в семье была своя постоянная обязанность. Это может быть - для малышей - обязанность убирать свои игрушки, позже, когда ребенок подрастет, - убирать свою постель, еще позже - вытирать пыль в квартире, поливать цветы, вовремя покупать хлеб для семьи и т. д. Обязанностей, конечно, не должно быть непосильно много - лучше одна, но выполняемая неукоснительно. В некоторых семьях на детей полностью возложен уход за домашними животными - будь то рыбки, или кошка, или собака.
Душа ребенка требует примеров для подражания. Если вы не дадите их ребенку или не будете следить за тем, что предлагается ребенку в качестве идеала, то он будет подражать не тому, чему вы хотели. Ребенка нужно буквально окружать теми образами и примерами, которые вы считаете полезными. Русские сказки, добрые старые советские фильмы и мультфильмы — вот, что может наполнить душу ребенка прекрасными, добрыми и мудрыми образами.
Сейчас некоторые, а может быть, даже большинство родителей считают, что ребенок должен знать все стороны жизни. «Пусть ребенок знает все! А то вырастет в тепличных условиях, выйдет в жизнь, встретится с правдой жизни и не выдержит свалившиеся на него испытания». По поводу таких рассуждений нужно отметить три момента.
Во-первых, задача воспитания, конечно же, не в запретах, задача воспитания в том, чтобы развить у ребенка вкус и понимание, что такое хорошо и что такое плохо. «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать»,- утверждал В. А. Сухомлинский.
Во-вторых, чтобы ребенок мог сам оценивать, ему надо сначала дать образец, с которым он будет все сравнивать. Поэтому очень важно, чтобы в раннем детстве ребенок духовно питался только из чистых источников. Как младшие, так и старшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. По данным психологов, неизменную симпатию у них вызывают люди сильные, смелые, волевые, находчивые, с приятной манерой общаться, правильными чертами лица.
Если «закалять» душу и нервную систему ребенка видом крови и убийства, то на самом деле у него просто огрубеет сердце, и при виде настоящей боли она не будет замечена. И если вдруг родителям будет плохо, то сердце их любимого «закаленного» чада будет молчать, и ни капли жалости или сострадания в этом сердце так и не найдется.
Надо оберегать детей от уличной грязи, и той, которая приникает в их души через телевидение. Необходимо знать круг общения своего ребёнка, где, с кем и как он проводит свободное время, сочетается ли это времяпрепровождение с нравственными нормами поведения человека в обществе. Также, чтобы избежать неприятных последствий, надо, с одной стороны, строго ограничить время, когда дети смотрят телевизор, а, с другой стороны, проверять содержание фильмов. Замечено, что дети и сами предпочитают пассивному смотрению телевизора другие интересные занятия, требующие времени, активности, энергии, - когда эти занятия у них есть.
Другая задача - разумный выбор телепередач. Родительский запрет (если ребенку очень хочется что-то посмотреть, а родители знают, что этого смотреть никак нельзя) должен быть обоснован. Задача родителей - доходчиво объяснять обиженному ребенку, что ничто не проходит для него бесследно, и помогать отличать плохое от хорошего.
Современные родители занимаются подготовкой детей к будущей жизни тем, что устраивают его в престижный техникум или вуз. Но может быть важнее воспитать скромного, трудолюбивого человека, доброго и любящего семьянина, патриота и гражданина.
Большое влияние на воспитание культурного поведения оказывает не только организация жизни семьи, но и её атмосфера, характер семейных отношений. Дети наблюдают за взрослыми, их поведением, разговорами, взаимоотношениями именно в семье. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы, верны своему слову, уважают друг друга, бережно относятся друг к другу, все проблемы семьи решают сообща на семейном совете, то их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными. Прав был А. с. Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми… как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями, как вы смеетесь, читаете газету — все это имеет для ребенка большое значение. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».
Очень важен для воспитания ребёнка и здоровый образ жизни в семье. Отсутствие вредных привычек у родителей, пропаганда ими здорового образа жизни, занятия спортом, следование правилам личной гигиены благотворно скажется на детях. Трудно приходится ребёнку, когда родители имеют вредные привычки. Алкоголизм и употребление наркотиков и психотропных веществ родителями делают ребёнка по сути дела сиротой. В нашей школе проводится много мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, но часто родители своими вредными привычками ставят под сомнение услышанное и усвоенное детьми в школе. Если ребёнок каждый день видит курящую мать, пока молодую и красивую, он начинает сомневаться во вреде курения, и переубедить его будет сложно. Родителям всегда нужно внимательно относится к своим поступкам, предполагать их результат, смотреть в будущее.
Воспитание — всегда большой труд, а духовно-нравственное воспитание — один из самых сложных видов этого труда. Нравственное отношение к другим людям, ценность другого человека формируется в семье. Семья в большей степени, чем это было вчера, должна взять на себя компенсаторные функции — снятие психологического напряжения с ребенка, большую часть дня проведшего в коллективе. Другой тон, стиль отношений с ребенком — более спокойный, может быть, несколько «заторможенный» в сравнении с бурной, динамичной школьной жизнью, переключение внимания ребенка на домашние дела и заботы.
Много проблем стоит перед современной семьёй, из года в год мы убеждаемся в том, что духовно-нравственное воспитание детей процесс сложный, длительный, требующий напряжения духовных сил родителей и высокой нравственности, и заинтересованными в этой работе должны быть и родители, и образовательные учреждения, и общество в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»
Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...
Блок занятий по семейному, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию.
Знакомство детей с миром и формирование доброго, доверчивого отношения к нему начинается в семье с ласковой улыбки матери и отца. Ребенок активно вступает в социальные отношения со взрослыми и сверстн...
Опыт работы по теме "Развитие духовно-нравственных качеств детей через музейную педагогику"
Важно развивать в детях духовно-нравственные качества....
Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами музейной педагогики.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, велико...
Опыт работы «Воспитание духовно-нравственной культуры дошкольников средствами музейной педагогики »
Одним из направлений в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников является ознакомление с родным краем: его культурой, историей, традициями.Однако, в ходе работы с детьми, мы пришли...
Консультация: «Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».
Консультация:«Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»...