Статья на тему "Влияние чтения на психическое развитие дошкольника"
статья (старшая группа)
Статья на тему "Влияние чтения на психическое развитие дошкольника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья. | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ ЧТЕНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА»
Автор: Асаева Екатерина Сергеевна
Воспитатель высшей кв.категории
ГБОУ Школа №1512
Ничего не может быть приятнее, как жить
в уединении, наслаждаться зрелищем
природы и почитать иногда какую-нибудь
книгу.
Николай Гоголь
Кто много читает и много ходит, тот много
видит и много знает.
Мигель де Сервантес Сааведра
(испанский писатель)
Психическое развитие - это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Основными психическими процессами являются:
► ощущение;
►восприятие;
► память;
►воображение;
►мышление (речь)
Деятельность развития органов, систем психических функций регулируется центральной нервной системой (ЦНС) и её высшим отделом – корой головного мозга.
Одним из видов деятельности влияющей на развитие высших психических функций, является ЧТЕНИЕ.
Важность чтения книг для развития человека невозможно переоценить. Это неиссякаемый источник знаний с древних времен. Сейчас бумажные книги не так популярны, как, скажем 20-30 лет назад. И все потому, что многие читающие люди перешли на электронные книги.
Однако читать книги все-таки следует, говорят нейрофизиологи. ЧТЕНИЕ – приносит для организма не меньше пользы, чем спортивные упражнения, поскольку в процессе чтения человек УПРАЖНЯЕТ ВЕСЬ МОЗГ.
Во время прочтения книги человеческий организм задействует разные механизмы, позволяющие тренировать познавательные способности мозга.
При чтении кровь поступает в те области мозга, которые находятся вне зон, отвечающих за управление, и доходит до участков, связанных со способностями к концентрации и познанию.
Таким образом, учёные доказали, что при чтении включается эффект «погружения» в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, т.е. в мозгу начинают функционировать те области, которые в другое время не бывают задействованы. Стоит отметить, что данный эффект не возникает при просмотре телевизора или в процессе компьютерной игры.
Так же известен факт о том, если произведение написано особо убедительно и талантливо, то у любого разыграется воображение.
Помимо стимулирования мозговой активности, процесс чтения имеет и важную социальную функцию. Так, читая авторов книг, которые очень хорошо пишут, человек тем самым учится и привыкает грамотно и понятно высказывать свои мысли.
ДОСТОВЕРНЫЕ ФАКТЫ О ВЛИЯНИИ КНИГ НА ЧЕЛОВЕКА.
С помощью книги…
♦ Расширяется кругозор
♦ Расширяется словарный запас
♦ Улучшается внятное и чистое выражение собственных мыслей
♦ Развивается мышление, фантазия, концентрация внимания
♦ Появляется уверенность в себе
♦ Повышается профессиональный рост
♦ Увеличиваются знания об окружающем мире
♦ Появляется умение выводить причинно-следственные зависимости
♦ Обучение становится лёгким
♦ Происходит защита от деградации ума, сохраняется молодость, формируются положительные качества личности
♦ Наступает психологический комфорт
♦ Наступает спокойный сон
Готовность ребенка к школе обусловлена не только готовностью физических качеств, но и психических. Психическое развитие дошкольника происходит через формирование основных психических процессов.
Психически здоровый ребенок способен самостоятельно реализоваться в обществе, быстро обучаться и расти.
Развитие организма у детей протекает неодинаково и зависит от:
- воспитания и обучения;
- активности самого ребёнка;
- среды;
- наследственности.
Психика ребёнка развивается при активном освоении им внешнего мира в разных видах деятельности. Одним из направлений обучения в ДОУ, является ознакомление детей с произведениями художественной (и не только художественной, но и познавательной, православной) литературой. Умение воспринимать художественную литературу у детей дошкольного возраста не проявляется сама по себе, оно проявляется в условиях воспитания и обучения воспитанников в ДОУ.
Дошкольный возраст – это тот период, когда восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста может стать главным увлечением не только одаренных дошкольников, но и почти всех остальных детей данного возраста.
В дошкольном возрасте значение КНИГ ОЧЕНЬ ВЕЛИКО!
Зная о влиянии чтения на развитие мозга и становление личности, можно с уверенностью заключить, что ЧТЕНИЕ и ознакомление с произведениями разной литературы, благотворно влияют на психическое развитие дошкольников.
Польза от чтения велика! Книги не дают мозгу расслабиться, в том числе и мозгу дошкольника.
С помощью книги, у дошкольника…
♦ Расширяется представление о мире, формируется мировоззрение, ценности, убеждения. Появляется личная философия.
♦ Обогащается и активизируется словарный запас, развивается связная речь
♦ Развиваются все психические процессы
♦ Формируется усидчивость, появляются навыки самостоятельной работы
♦ Научаются устанавливать причинно-следственные связи
♦ Появляется привычка к чтению и любовь к письменному слову
♦ Формируются положительные качества личности (читающие дети отличаются спокойным характером, уравновешены, уверены в себе)
♦ Развиваются навыки коммуникации
ВАЖНО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ:
♦ Читая, ребенок становится полноценной развитой личностью
♦ Необходимо сохранять и передавать потребность чтения в семье дошкольника
♦ Любая литература становится основой всего русского языка
Далее в данной статье я хочу привести примеры рассуждений, высказываний детей старшего дошкольного возраста во время восприятия произведений художественной литературы. Должна заметить, что очень интересно с помощью наводящих или прямых вопросов по содержанию произведений, получать ответы детей. Каждый раз чувствуешь, как протекают мыслительные операции. Только вот увидеть весь этот мыслительный процесс, увы, не возможно.
Литература:
- Волков Б.С., Волкова Н. В. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2008. – 668 с.
- Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2012. – 72 с.
- Гурович Л. Ребенок и книга. – Спб.: Питер, 2014. – 310 с.
- Журнал «Молодой учёный» №21, Ноябрь 2015г. / Любаев А. В. Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста. – 707 с.
- Журнал «Образование и воспитание» №1, Февраль 2018 г. / Шеховцова Л. Д., Прокофьева И. В., Молчанова Е. А. – с. 3-6
- Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1999г. – 736 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль трудовой деятельности для психического развития дошкольника
Трудовое воспитание в ДОУ обязательный компонент развития базовых и творческих способностей ребенка,является важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.В этом материале раскрыта...
Влияние игры на психическое развитие дошкольника
Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания, морально-волевых качеств. ...
Роль игрушки, игр и игровых материалов в коррекции психического развития дошкольников.
Роль игрушки, игр и игровых материалов в коррекции психического развития дошкольников....
Статья "Роль подвижных игр в физическом и психическом развитии дошкольников в детском саду"
Статья раскрывает роль подвижной игры, как универсального средства для полноценного психического развития ребенка и действенного средства развития физических качеств дошкольника посещающего детский са...
Статья "Влияние музыки на психическое развитие дошкольника"
Статья о влиянии музыки на психическое развитие дошкольника"...
Статья "Влияние делового общения на психическое развитие ребенка"
Во втором полугодии жизни "деловое" общение становится важнейшим условием, обеспечивающим психическое развитие ребенка в этом возрасте.Новая форма общения требует совершенствования средств о...
Особенности психического развития дошкольников 4-5 лет.Развитие личности.
Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4—5 лет) характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об...
- Мне нравится (1)