Развите эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ"
проект (старшая группа)
Совместный проект педагога-психолога и логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_s_logopedom.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогический проект
«Развитие эмоционально-волевой сферы у детей c ОВЗ» (взаимодействие педагога-психолога и логопеда)
Актуальность
По многолетним наблюдениям было замечено , что у ребенка с нарушением речи часто нарушены не только речевые , но и неречевые психические процессы . со стороны эмоционально-волевой сферы этих детей также наблюдаются ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, двигательное беспокойство, неусидчивость, замкнутость , негативизм, неуверенность в себе , обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения, речь детей с речевыми нарушениями маловыразительная. Эмоционально-экспрессивная лексика используется дошкольниками с речевыми нарушениями выборочно и фрагментарно. Это приводит к трудностям в общении с окружающими и налаживания контакта с ними.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будут эффективными , если его участники не способны:
- «читать эмоциональное состояние другого,
- Управлять своими эмоциями.
Наиболее адекватное средство выражения личных чувств ребенка , эмоциональных переживаний –эмоциональная лексика.
Проблема
Работа педагога-психолога и учителя логопеда над эмоциональной сферой ребенка с нарушением речи.
Учитель-логопед
- Обследование речи, эмоциональной стороны ( интонационной выразительности, эмоционального словаря)
- Использование на занятиях специальных приемов по активизации психических процессов, изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту, ведение работы по расширению эмоциональной лексики, работы над выразительностью речи.
Педагог –психолог
- Обследование психических процессов в речевом плане
- Ознакомление детей с основными эмоциями, доступными возрасту, развитие невербальных средств общения.
Вместе
- Проведение согласно плану совместных занятий
- Разработка рекомендаций для родителей детей
- Повышение компетенции педагогов ДОУ по данной теме.
Совместную работу целесообразно организовывать в виде технологии педагогического проектирования.
Гипотеза
Считаем , что использование модели образовательной технологии педагогического проектирования приведет к активизации речи и развитию эмоциональной сферы у детей.
В результате внедрения модели в практику работы учреждения:
- Повысить уровень эмоционального благополучия детей, их эмоциональная отзывчивость , адаптированность к взаимодействию с внешней средой, обучению в школе.
- Будут обеспечены целостность, единство коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах.
- Обновятся формы и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми.
- Повыситься уровень родительской компетентности.
Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога в рамках данного проекта является создание и апробирование модели их взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей образовательной работы по развитию эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста. Эта работа должна стимулировать развитие эмоционально-волевой сферы и формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения.
Задачи :
- Разработать и апробировать диагностику уровня развития эмоциональной сферы
- Детально разработать и апробировать образовательное содержание предполагаемой модели
- Подобрать стимулирующий, дидактический и развивающий материал. Разработать конспекты занятий.
- Повысить профессиональный уровень педагогов ДОУ
- Формировать активную родительскую позицию на основе сотрудничества детского сада и семьи.
Методологическая основа проекта:
- Положение о взаимовлиянии и единстве эмоционального и когнитивного развития ребенка ( Выготский Л.С.)
- Концепция комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевыми проблемами ( Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Левина Р.В)
- Положения о закономерности изменений эмоциональной сферы дошкольника ( Венгер Л.А., Запорожец А.В.)
Принципы:
- Принцип деятельностного подхода
- Принцип системности
- Принцип коррекции и компенсации
- Принцип наглядности и доступности
Тип проекта : творческий , длительный ( в течении года), групповой.
Этапы реализации:
1 этап:
-анализ и обобщение опыта работы по вопросам развития эмоционально-волевой сферы детей;
-подготовка методического обеспечения проекта;
-психолог-педагогический мониторинг эмоционально-волевой сферы детей;
-разработка конспектов ;
- проведение обучающих семинаров для педагогов с целью повышения их профессиональной мотивации;
- повышение педагогической компетентности родителей по развитию эмоциональной сферы ;
-информирование родителей ( буклеты, стенды, папки-передвижки, интернет сайты)
2 этап:
- апробация системы занятий интегрированных досугов по разывитию эмоциональной сферы;
-творческие отчеты педагогов о проделанной работе в разных формах ( выставки, фото и видео отчеты, круглые столы и т.д);
-психолог-педагогический консилиум по результатам диагностики;
3 этап:
- обобщение и структурирование материалов по результатам работы;
-проведение итоговой психолого-педагогической диагностики;
-представление опыта работы на ГМО, МО для учителей –логопедов и психологов;
-подготовка к публикации статей в журналах.
План работы по проекту
месяц | Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями |
сентябрь | Диагностика эмоциональной сферы | Разработка совместного диагностического блока методик | Проведение анкетирования «Какой мой ребенок?» |
октябрь | Коррекционно-развивающие занятие с учителем-логопедам и педагогом –психологом Интегративное занятие «Заяц-Коська и Родничок» Тема «Времена года» | Проведение анкетирования « Эмоции и чувства» | Семинар-практикум « Эмоционально-личностная сфера ребенка дошкольного возраста» |
ноябрь | Коррекционно-развивающие занятие с учителем-логопедам и педагогом –психологом Интегративное занятие «Гуси-лебеди» Тема «Перелетные птицы» | Круглый-стол « Сказкотерапия как метод коррекции речи и эмоциональной сферы» | Консультация Мир эмоций» |
декабрь | Коррекционно-развивающие занятие с учителем-логопедам и педагогом –психологом Интегративное занятие «Снегурочка» Тема «Зима. Зимние забавы» | Показ интегративного занятия для воспитателей «Снегурочка» | Стендовая информация « Работа со сказками в домашних условиях» |
январь | Промежуточная диагностика Коррекционно-развивающие занятие с учителем-логопедам и педагогом –психологом Интегративное занятие «Теремок» Тема «Дикие животные» | Обсуждение промежуточных результатов диагностики | Индивидуальная консультация «Работа с выразительностью и эмоциональностью речи» |
февраль | Коррекционно-развивающие занятие с учителем-логопедам и педагогом –психологом Интегративное занятие «Царевна-лягушка» Тема «Транспорт» | Оформление картотеки «Эмоциональная лексика» | Стендовая информация о детях с эмоциональными проблемами (агрессивный , застенчивый ребенок) |
март | Коррекционно-развивающие занятие с учителем-логопедам и педагогом –психологом Интегративное занятие «Заюшкина избушка» Тема «Весна» | Практикум «Песочная терапия –метод работы с детьми с ТНР» | Игротека для родителей (агрессивный, застенчивый ребенок) |
апрель | Коррекционно-развивающие занятие с учителем-логопедам и педагогом –психологом Интегративное занятие « Аленький цветочек» Тема « Одежда» | Изготовление дидактических пособий. | Показ занятия «Аленький цветочек» |
май | Коррекционно-развивающие занятие с учителем-логопедам и педагогом –психологом Интегративное занятие «Дюймовочка» Тема «Насекомые» | Презентация проекта Анализ проведенной диагностики Подготовка эссе по проекту | Презентация проекта на сайте ДОУ |
Ресурсное обеспечение
Методические ресурсы: ФГОС ДО, образовательные программы : «От рождения до школы»
(Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова), «Удивляюсь, злюсь, боюсь» (С.В.Крюкова), «Программа обучения и воспитания детей с ОНР» ( Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина), «Погружение в сказку» ( Т.М. Погосова)
Информационные ресурсы : сайт ДОУ, группа ВК , стенды в группах сада.
Материальные ресурсы: кабинет психолога и логопеда ( дидактические и развивающие пособия, магнитофон, проектор, телевизор, спортивный инвентарь и др.)
Финансирование проекта: все мероприятия проводятся бесплатно.
Участники проекта: учитель-логопед, педагог-психолог, старшей логопедической группы, родители воспитанников.
Предполагаемые результаты:
- Аналитический отчет
- Тематическое планирование совместной работы, рекомендации для родителей
- Результативность использования данной модели в работе ( на основе диагностического обследования), мультимедийная презентация содержания проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов арт-терапии для коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения
Поведению детей с нарушениямизрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слаборазвиты неречевые формы общения. Изучение творчества детей с нарушениями зрения ...
Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (опыт построения диагностического обследования).
Построение диагностического обследования согласно предложенному плану позволяет : -дать объективную оценку состояния эмоционально-волевой сферы детей, -организовать коррекционную р...
Особенности эмоционально-волевой сферы Шкала эмоциональных проявлений (на основе типологии акцентуаций А. Е. Личко)
Явственным эмоциональным показателем уровня психической активности выступает настроение. Синонимом хорошего настроения является радость, синонимом плохого - грусть и печаль. ...
Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников «Уроки эмоционального развития»
Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосозна...
Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи
Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...
развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля, сгладить проявл
Развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии....
«Развитие интеллектуальной и эмоциональной и эмоционально-волевой сферы дошкольника в современных условиях»
Консультация для педагогов...