Развите эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ"
проект (старшая группа)

Калашникова  Марина Алексеевна

Совместный проект педагога-психолога и логопеда 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s_logopedom.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический проект

 «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей c ОВЗ» (взаимодействие педагога-психолога и логопеда)

Актуальность

По многолетним наблюдениям было замечено , что у ребенка с нарушением речи часто нарушены не только речевые , но и неречевые психические процессы . со стороны эмоционально-волевой сферы этих детей также наблюдаются ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, двигательное беспокойство, неусидчивость, замкнутость , негативизм, неуверенность в себе , обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения, речь  детей с речевыми нарушениями маловыразительная. Эмоционально-экспрессивная лексика используется дошкольниками с речевыми нарушениями выборочно и фрагментарно. Это приводит к трудностям в общении с окружающими и налаживания контакта с ними.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будут эффективными , если его участники не способны:

  1. «читать эмоциональное состояние другого,
  2. Управлять своими эмоциями.

Наиболее адекватное средство выражения личных чувств ребенка , эмоциональных переживаний –эмоциональная лексика.

Проблема

Работа педагога-психолога и учителя логопеда  над эмоциональной сферой ребенка с нарушением речи.

Учитель-логопед

  1. Обследование речи, эмоциональной стороны ( интонационной выразительности, эмоционального словаря)
  2. Использование на занятиях специальных приемов по активизации психических процессов, изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту, ведение работы по расширению эмоциональной лексики, работы над выразительностью речи.

Педагог –психолог

  1. Обследование психических процессов в речевом плане
  2. Ознакомление детей с основными эмоциями, доступными возрасту, развитие невербальных средств общения.

Вместе

  1. Проведение согласно плану совместных занятий
  2. Разработка рекомендаций для родителей детей
  3. Повышение компетенции педагогов ДОУ по данной теме.

Совместную работу целесообразно  организовывать в виде технологии педагогического проектирования.

Гипотеза

Считаем , что использование модели образовательной технологии педагогического проектирования приведет к активизации речи и развитию эмоциональной сферы у детей.

В результате внедрения модели в практику работы учреждения:

  1. Повысить уровень эмоционального благополучия детей, их эмоциональная отзывчивость , адаптированность к взаимодействию с внешней средой, обучению в школе.
  2. Будут обеспечены целостность, единство коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах.
  3. Обновятся формы и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми.
  4. Повыситься уровень родительской компетентности.

Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога в рамках данного проекта является создание и апробирование модели их взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей образовательной работы по развитию эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста. Эта работа должна стимулировать развитие эмоционально-волевой сферы и формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи  на основе развития невербальных и вербальных средств общения.

Задачи :

  • Разработать и апробировать диагностику уровня развития эмоциональной сферы
  • Детально разработать и апробировать образовательное содержание предполагаемой модели
  • Подобрать стимулирующий, дидактический и развивающий материал. Разработать конспекты занятий.
  • Повысить профессиональный уровень педагогов ДОУ
  • Формировать активную родительскую позицию на основе сотрудничества детского сада и семьи.

Методологическая основа проекта:

  • Положение о взаимовлиянии и единстве эмоционального и когнитивного развития ребенка ( Выготский Л.С.)
  • Концепция комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевыми проблемами ( Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Левина Р.В)
  • Положения о закономерности изменений эмоциональной сферы дошкольника  ( Венгер Л.А., Запорожец А.В.)

Принципы:

  • Принцип деятельностного подхода
  • Принцип системности
  • Принцип коррекции и компенсации
  • Принцип наглядности и доступности

Тип проекта : творческий , длительный ( в течении года), групповой.

Этапы реализации:

1 этап:

-анализ и обобщение опыта работы по вопросам развития эмоционально-волевой сферы детей;

-подготовка методического обеспечения проекта;

-психолог-педагогический мониторинг эмоционально-волевой сферы детей;

-разработка конспектов ;

- проведение  обучающих семинаров для педагогов с целью повышения их профессиональной мотивации;

- повышение педагогической компетентности родителей по развитию эмоциональной сферы ;

-информирование родителей ( буклеты, стенды, папки-передвижки, интернет сайты)

 2 этап:

- апробация системы занятий интегрированных досугов по разывитию эмоциональной сферы;

-творческие отчеты педагогов о проделанной работе  в разных формах ( выставки, фото и видео отчеты, круглые столы и т.д);

-психолог-педагогический консилиум по результатам диагностики;

 3 этап:

- обобщение и структурирование материалов по результатам работы;

-проведение итоговой психолого-педагогической диагностики;

-представление опыта работы на ГМО, МО для учителей –логопедов и психологов;

-подготовка к публикации статей в журналах.

План работы по проекту

месяц

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

сентябрь

Диагностика эмоциональной сферы

Разработка совместного диагностического блока методик

Проведение анкетирования

«Какой мой ребенок?»

октябрь

Коррекционно-развивающие занятие с учителем-логопедам и педагогом –психологом

Интегративное занятие «Заяц-Коська и Родничок»

Тема «Времена года»

Проведение анкетирования

« Эмоции и чувства»

Семинар-практикум

 « Эмоционально-личностная сфера ребенка дошкольного возраста»

ноябрь

Коррекционно-развивающие занятие с учителем-логопедам и педагогом –психологом

Интегративное занятие «Гуси-лебеди»

Тема «Перелетные птицы»

Круглый-стол

« Сказкотерапия как метод коррекции речи и эмоциональной сферы»

Консультация

Мир эмоций»

декабрь

Коррекционно-развивающие занятие с учителем-логопедам и педагогом –психологом

Интегративное занятие «Снегурочка»

Тема «Зима. Зимние забавы»

Показ интегративного занятия для воспитателей

«Снегурочка»

Стендовая информация  

« Работа со сказками в домашних условиях»

январь

Промежуточная диагностика

Коррекционно-развивающие занятие с учителем-логопедам и педагогом –психологом

Интегративное занятие «Теремок»

Тема «Дикие животные»

Обсуждение промежуточных результатов диагностики

Индивидуальная консультация

«Работа с выразительностью и эмоциональностью речи»

февраль

Коррекционно-развивающие занятие с учителем-логопедам и педагогом –психологом

Интегративное занятие «Царевна-лягушка»

Тема «Транспорт»

Оформление картотеки

«Эмоциональная лексика»

Стендовая информация о детях с эмоциональными проблемами

(агрессивный , застенчивый ребенок)

март

Коррекционно-развивающие занятие с учителем-логопедам и педагогом –психологом

Интегративное занятие «Заюшкина избушка»

Тема «Весна»

Практикум

«Песочная терапия –метод работы с детьми с ТНР»

Игротека для родителей

(агрессивный, застенчивый ребенок)

апрель

Коррекционно-развивающие занятие с учителем-логопедам и педагогом –психологом

Интегративное занятие « Аленький цветочек»

Тема « Одежда»

Изготовление дидактических пособий.

Показ занятия «Аленький цветочек»

май

Коррекционно-развивающие занятие с учителем-логопедам и педагогом –психологом

Интегративное занятие «Дюймовочка»

Тема «Насекомые»

Презентация проекта

Анализ проведенной диагностики

Подготовка эссе по проекту

Презентация проекта на сайте ДОУ

Ресурсное обеспечение

Методические ресурсы: ФГОС ДО, образовательные программы : «От рождения до школы»

(Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова), «Удивляюсь, злюсь, боюсь» (С.В.Крюкова), «Программа обучения и воспитания детей с ОНР» ( Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина), «Погружение в сказку» ( Т.М. Погосова)

Информационные ресурсы : сайт ДОУ, группа ВК , стенды в группах сада.

Материальные ресурсы: кабинет психолога и логопеда ( дидактические и развивающие пособия, магнитофон, проектор, телевизор, спортивный инвентарь и др.)

Финансирование проекта: все мероприятия проводятся бесплатно.

Участники проекта: учитель-логопед, педагог-психолог, старшей логопедической группы, родители воспитанников.

Предполагаемые результаты:

  1. Аналитический отчет
  2. Тематическое планирование  совместной работы, рекомендации для родителей
  3. Результативность использования данной модели в работе ( на основе диагностического обследования), мультимедийная презентация содержания проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов арт-терапии для коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения

Поведению детей с нарушениямизрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слаборазвиты неречевые формы общения. Изучение творчества детей с нарушениями зрения ...

Развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (опыт построения диагностического обследования).

Построение диагностического обследования согласно предложенному плану позволяет :  -дать объективную оценку состояния эмоционально-волевой сферы детей, -организовать коррекционную р...

Особенности эмоционально-волевой сферы Шкала эмоциональных проявлений (на основе типологии акцентуаций А. Е. Личко)

Явственным эмоциональным показателем уровня психической активности выступает настроение. Синонимом хорошего настроения является радость, синонимом плохого - грусть и печаль. ...

Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников «Уроки эмоционального развития»

Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосозна...

Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...