Статья на тему "Поло-ролевое своеобразие игровой деятельности дошкольников"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Власова Марина Борисовна

В поло-ролевом воспитании дошкольников очень важно как будет проходить подготовка детей к социальной  жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Поло-ролевое своеобразие игровой деятельности дошкольников.

       В современных исследованиях термин «поло-ролевое воспитание» нередко употребляется как синоним полового воспитания. Однако поло-ролевое воспитание существенно отличается от сексуального. 

       В английском языке существуют два понятия: «sex» - пол биологический, термин применим в том случае, когда   идёт речь об изучении биологических особенностей – строение тела, половых функций человека  и т.д.; «gender» - социальный пол человека, культура, психологический пол,

культурное образование:

 - когнитивная составляющая - «Я знаю», что я мальчик (девочка)

 - аффективная составляющая (ощущения) - «Я чувствую, я горжусь», что я    мальчик (девочка)

- поведенческая составляющая «Я веду» себя, как мальчик (девочка).

        

Дошкольный период   основывается на закономерностях развития «gender» - пола социального, поэтому применительно к детям  дошкольного возраста   целесообразно говорить не о половом, а именно о гендерном или поло-ролевом воспитании, процесс которого  рассматривается, как   система нравственного и физического развития ребенка.

Бочкарева Л.П. трактует поло-ролевое воспитание как «формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни».

Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня.

В настоящее время мы наблюдаем, что социальные изменения, происходящие в современном обществе, приводят к разрушению определенных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и «омужествление» женщин. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

Поло-ролевое воспитание, по мнению исследователей и учёных всего мира, должно начинаться в буквальном смысле с пелёнок, ведь  оно  означает воспитывать не просто ребенка, а представителя определенного пола. Учить девочку быть именно девочкой, а мальчика – именно мальчиком. К сожалению, во многих  детских садах  и школах иногда преобладает «бесполое» воспитание. И иногда такое равенство оправданно. Например, все дети должны уметь считать, читать и писать. Всем им понадобятся в жизни смекалка, настойчивость, вежливость и эрудиция. Но, с другой стороны, кто научит их сложному этикету, принятому в личных отношениях? Кто научит мальчиков – рыцарству, а девочек – женской мудрости? А ведь это в жизни не менее важно.

  В поло-ролевом воспитании дошкольников очень важно как будет проходить подготовка детей к социальной  жизни.

  В период раннего и дошкольного детства у всех малышей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С четырех до семи лет формируется гендерная устойчивость: дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

  Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Педагогические условия поло-ролевого игрового развития детей.

При организации игровой деятельности детей, воспитатель должен учитывать уровень развития детей, возрастные и индивидуальные особенности. В игре педагог выступает в роли наблюдателя или партнера, направляя сюжетную линию игры в «нужное русло». Воспитатель усложняет сюжет игры, вводя новые роли, ролевые диалоги, расширяя сюжет наводящими вопросами, где будет прослеживаться интеграция мальчиков и девочек. С помощью воспитателя дети в игре применяют полученные знания о мужских и женских профессиях, выбирают для себя соответствующие роли в совместной игре («Больница» - девочка – медсестра, мальчик – водитель скорой помощи).

Предметно-развивающая среда для формирования позитивной поло-ролевой идентичности, отражающая интересы мальчиков и девочек

●Мини-центры, содержащие материалы, необходимые для выполнения мужских и женских домашних дел;

●Куклы-мальчики и куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами.

●Схемы действий, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола.

●Материалы, которые могут потребоваться девочкам для игры «Ателье»

●«Уголок красоты», где ребёнок может привести себя в порядок.

●Мини центры этикета, в которых сосредоточены различные вещи, необходимые для организации игр.                                

●Макеты квартир, которые обустраивают девочки, а мальчики изготавливают для них мебель.                                            

Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра.  В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

 Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков воспитатели и родители должны уделять особое внимание.

Педагогическое сопровождение игры

Воспитатель:

Понимает специфические задачи игры

Осознает развивающие возможности игры

Не допускает негативных оценок

Играет вместе с детьми, показывает способы поведения мальчиков и девочек

Ориентирует детей на выбор  ролей

Организует игру в небольших разнополых группах

Знает особенности игры у детей разного возраста

Для развития самостоятельной  игровой деятельности детей, необходимо формирование игровых умений и навыков в процессе совместной игры воспитателя с детьми, где взрослый является играющим партнёром. 

В игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе (девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят тракторы, строят мосты и занимаются плотницкими работами).  

 Именно в игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, 

поэтому необходимо обращать внимание:

-  на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

- на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины - матери;

-  на наличие атрибутики игрового пространства для игр - «путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Степень усвоения ребёнком гендерных стереотипов поведения зависит от сложности сюжетно-ролевой игры.

Выделяют несколько этапов развития игровой деятельности дошкольников.

1.Этап условных игровых действий, для которого характерен выбор однотемного, одноперсонажного сюжета. Такая игра представляет собой смысловую цепочку действий:

один ребёнок (мальчик или девочка) выполняет определённые действия, соответствующие его половой роли (например, девочка, как мама, утром будет свою куклу-дочку, умывает её, одевает, говорит ласковые слова и т.д.).

2.Этап многоперсонажного сюжета. Сюжет игры предполагает наличие системы взаимосвязанных персонажей (ролей). Стереотипы гендерного поведения формируются воспитателем через взаимодействие детей разного пола,  введение новых персонажей (игры «Семья», «Папа на работе»,«Мама на работе» и т.д.)

3.Этап построения и развёртывания многотемных сюжетов, на котором разнообразные события и социальные отношения комбинируются в игре, благодаря чему у детей закрепляются позитивные мужские и женские способы поведения.

Для закрепления в поведении дошкольников позитивных гендерных стереотипов важно выбирать игры, используя педагогические методы.

Одним из них является использованием в игре разнообразных событий из жизни мужчин и женщин, их взаимоотношения в семье и обществе:

  • Совместное припоминание известных событий из жизни мужчин и женщин
  • Частичное преобразование событий с целью обыгрывания позитивных мужских и женских качеств в игре
  • Развёртывание нового сюжета с разноконтекстными ролями разных полов, включающего разговор ребёнка с воображаемым собеседником
  • Придумывание новых историй на основе реальных событий.

В народной педагогике используется метод в поло-ролевом воспитании посредством применения в играх пословиц, поговорок, величаний, песенок, причиталок, в которых прослеживается соответствующее поведение девочек и мальчиков.

С давних времен наш народ обращал внимание на человеческие качества сыновей и дочерей. Об этом говориться и в сказках, и в пословицах.

 Добрый сын – отцу радость, плохой – печаль.

Каков отец, таков и сын.
Кто матери не слушает, тот в беду попадает.
Мальчик – утеха отцу, девочка – радость матери.
При солнце тепло, а при матери сыну добро.
Счастливый сын походит на отца, а счастливая дочь – на мать.
Сын на дочь – ясно солнце, светел месяц.
Хороша дочь Алёнушка, коли хвалит мать да бабушка.
Черные дела сына белят голову отца.

Чтение художественной литературы. Игры-драматизации.

Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используются устное народное творчество и художественная литература.  Литературные герои являются представителями определенного пола, а значит, имеют характерные социально-половые черты. Дети любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать и не принимают других – отрицают их отношение к жизни, не одобряют их поведение и не хотят быть похожими на них. Любимые герои сказок, стихов, могут стать для мальчиков образцом  смелости, решимости, героизма,  а для девочек – примером скромности, нежности, любви.

Взаимодействие с семьей в формировании поло-ролевого поведения детей.

Все педагогические старания  не увенчаются успехом, если родители детей не будут служить образцом для ребенка, соответствовать своей половой роли, так как  ведущая роль в полоролевом воспитании детей принадлежит семье.  Именно семья предопределяет стартовое развитие личности и поведение ребенка в будущем. Оптимальный вариант для полоролевого развития ребенка — наличие в семье обоих родителей, т.е. полная семья, живущая по законам любви и взаимоуважения. В таком случае у детей формируются начальные идеалы семьи и своей социальной роли, нравственные представления о роли противоположного пола.

Профессиональная деятельность педагога может быть по- настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками в воспитании детей. Поэтому перед педагогом стоит задача –  повысить компетентность родителей

 в вопросах поло-ролевого воспитания детей.

Вывод.

Поло-ролевое воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью. Одно из важнейших условий реализации столь далекой цели — преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу.

Организованная образовательная деятельность помогает успешно привить детям их социальные роли с учётом пола; формы поведения; культуру общения между мальчиками и девочками; расширить представления детей о роли и занятости, социальном статусе мужчины и женщины в семье и обществе; расширить представления детей о поведенческих, внешних и анатомических различиях мальчиков и девочек; сформировать эмоционально положительный настрой на взаимодействие с представителями своего и противоположного пола, и в конечном итоге способствовать поло-ролевой социализации детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста

Актуальность гендерного воспитания в современном обществе огромна,современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому ...

Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста

Актуальность гендерного воспитания в современном обществе огромна,современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому ...

статья Роль игровой деятельности дошкольников

В игре детей есть часто смысл глубокий.                                             ...

Статья" Какую роль играет коллективная игровая деятельность в нравственном воспитании дошкольников"

Тема:"Какую роль играет коллективная деятельнность в нравственном развитии дошкольного возраста"....

Статья «Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ, как одно из условий самостоятельной игровой деятельности дошкольника»

Проблема предметно-развивающей среды сегодня актуальна. Среда, насыщенная предметным и игровым материалом вызывает у детей  эмоционально положительное отношение к детскому саду,  обогащает н...

Виды и своеобразие изобразительной деятельности дошкольников,

Развитие детского изобразительного творчества в конструировании, лепке, аппликации, рисовании, художественном труде. Развитие творческих способностей ребенка....

Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста

Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста .          Развитие дошкольника осуществляется в различных видах деятель...