Отчет по самообразованию "Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических игр"
учебно-методический материал (младшая группа)
Отчет по самообразованию по сенсорному воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 48.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию.
«Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических игр»
Тема по самообразованию выбрана мной неслучайно. Работая с детьми младшего дошкольного возраста и реализуя программу дополнительного образования «Любознайка» по сенсорному развитию, большое внимание следует уделять сенсорному воспитанию дошкольников. Ведь именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Как известно, с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Стремление к самообразованию по выбранной теме, вызвано необходимостью обладать компетенциями, для обучения дошкольников. Исходя из этого, были поставлены цель и задачи.
Цель: овладеть умением использовать дидактические игры для формирования у дошкольников сенсорных эталонов.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний, касающихся формирования у дошкольников сенсорных эталонов, путем изучения литературы по выбранной тематике и практической работой над темой на протяжении учебного года.
- Подготовить план работы с детьми.
- Подготовить план мероприятий по теме самообразования для родителей и педагогов.
Работа по теме самообразования осуществлялась в несколько этапов.
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа.
2 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков, создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.
3 этап – проектировочный.
4 этап – диагностический
На первом этапе работы была изучена литература по сенсорному воспитанию дошкольников, составлен план работы с детьми, родителями, педагогами. Проведена диагностика уровня сформированности сенсорного восприятия у детей 2-3 лет по методике Т.В. Николаевой.
Цель данной методики:-выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину, умения выделять цвет как признак предмета.
В диагностике на начало учебного года приняло участие 16 детей.
Результат диагностики представлен в диаграмме.
По результатам диаграммы видно, что большая часть детей имеет низкий уровень сформированности сенсорных умений по определению цвета, формы и величины предметов, как его признаков.
На втором этапе работы были разработаны серии дидактических игр, направленных на развитие у дошкольников сенсорных умений. На основании подобранных игр, проводились занятия с дошкольниками по составленному плану. Занятия по сенсорному развитию были сопряжены с работой кружка «Любознайка. Также работа по сенсорному развитию дошкольников проводилась в свободной деятельности с детьми, на ООД, индивидуально.
В ходе реализации темы самообразования я разработала подборку следующих дидактических игр:
- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
При содействии финансовой помощи родителей в группу были закуплены и изготовлены дидактические и игровые материалы для развития у дошкольников сенсорных умений:
- Пирамидки и сортеры.
- Рамки с вкладышами и лото.
- Логические кубы и мозайки.
- Д/И из серии «Мама и малыш», «Овощи и фрукты», «Мир вокруг нас», «Свойства предметов» и т.д.
- Пазлы и кубики.
- Космический песок, шариковый пластилин.
- Цветные прищепки, конструктор.
На третьем этапе работы по теме самообразования велась практическая работа с дошкольниками по разработанному плану для развития у дошкольников сенсорных умений.
Было организовано родительское собрание «Путешествие в страну «Сенсорика», проведенное в форме игрового практикума. Целью такого взаимодействия было обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста, знакомство родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 2-3 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве; активизация педагогического опыта родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
На собрании родители получили ценные рекомендации по формированию и развитию сенсорного опыта у детей вне сада.
На протяжении всего учебного года родители обогащали свои знания о сенсорном развитии детей посредством консультаций в информационном уголке:
- «Сенсорное развитие. Что это?»
- « Беседы с детьми по дороге в детский сад»
- Информационный стенд «Знания, умения и навыки детей младшего дошкольного возраста»
- Стихи для заучивания дома. Цвет и форма.
Для распространения и обобщения опыта по выбранной теме велась работа с педагогами ДОУ:
- Консультация «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры
- Консультация «Значение дидактических игр для развития сенсорных эталонов»
- Консультация «Картотека игр и упражнений для закрепления понятия формы»
- «Картотека игр и упражнений для закрепления понятия цвета»
- «Картотека дидактических игр на закрепление понятия величины»
- Круглый стол для воспитателей младших групп на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях детского сада»
- Мастер-класс Изготовление дидактической игры «Букет»
- «Картотека стихов для заучивания о цвете и форме»
- Проведение открытого занятия «Сенсорное развитие детей»
На четвертом заключительном этапе работы была проведена контрольная диагностика дошкольников по методике. Т. В. Николаевой.
Результат диагностики представлен в диаграмме.
По данным диаграммы хорошо видно, что прослеживается положительная динамика в овладении дошкольниками сенсорных умений. Работа по сенсорному воспитанию дошкольников требует систематической работы, поэтому данная работа будет продолжена.
На последнем этапе работы планируется провести итоговое родительское собрание «Ребенок в мире сенсорики», где будут подведены итоги проделанной работы за год. Родители получат индивидуальные рекомендации, направленные на восполнение у ребенка пробелов в сенсорном развитии.
Для педагогов будет организовано открытое занятие по теме самообразования «Сенсорное развитие детей».
Цель данного мероприятия распространение педагогического опыта, обобщение работы педагогов ДОУ по сенсорному воспитанию дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактической игры
Данная работа представляет опыт работы педагога по созданию и внедрению системы дидактических игр, направленных на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста. В методиче...
«Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактической игры»
laquo;Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактической игры» (отчет по самообразованию)...
Семинар - практикум для педагогов « Развитие мелкой моторики у младших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений»
Семинар- практикум для педагогов...
Презентация «Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактической игры»
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окруж...
Из опыта работы. «Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактической игры.»
Дети научились сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине. Данная работа способствует развитию мелкой моторики рук, воображению, памяти, сенсорных способностей ...
Выступление из опыта работы: «Организация социально-личностного развития младших дошкольников посредствам дидактических игр».
В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов Государств...
Творческий отчет по теме самообразования :«Развитие мелкой моторики и познавательного интереса у младших дошкольников посредством дидактического пособия «Фрутокрышки»"
Тема самообразования выбрана мною не случайно так как, на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с...