методическая разработка
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Тальжинский детский сад» комбинированного вида
Лэпбук
как форма работы
по подготовке руки к письму
детей старшего дошкольного возроста
(методическая разработка)
Рожкова Светлана Николаевна
Новокузнецкий муниципальный район
2019
Формирование предпосылок письма начинается, по мнению психологов и физиологов значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ребенку в руку ручку и показывает, как надо писать букву. Ещё в трехлетнем возрасте дети берут в руку карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или каракули, не контролируя, не направляя зрением свою руку. Это и служит основой, психофизиологической предпосылкой для формирования письма.
Дошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей. «Именно в этот период формируются те качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития, а также служат базисом для его дальнейшего развития и школьного обучения», – отмечает М.М. Кольцова.
М.М. Безруких выделила следующую последовательность развития ручной моторики и графических навыков у детей. «В возрасте до 2-х лет ребенок способен удерживать мелок и карандаш, захватив его в кулак. Изобразительная задача отсутствует. В 2 - 3 года ребенок осваивает захват карандаша пальцами, ладонью сверху. Это позволяет ему начать копировать вертикальные и округлые, а затем и горизонтальные линии. К трем-четырем годам у ребенка совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет сформировать правильный захват карандаша, дает возможность копировать простейшие фигуры (молоточек, крест, круг). В возрасте четырех-пяти лет ребенок способен копировать фигуры с соблюдением основных пропорций, он уже может ограничивать протяженность линии, а также срисовывать предметы, рисовать по представлению. В пять лет дети начинают хорошо выполнять вертикальные, горизонтальные, наклонные штрихи, ограничивая их длину и соблюдая относительную параллельность, способны делать циклические движения. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Начиная с шести лет, детям фактически доступны любые графические движения. К семи годам, в основном, заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти».
Анализ литературы позволил сделать выводы о том, что уже в период раннего и дошкольного детства ребёнок при благоприятных внешних условиях оказывается в состоянии овладеть целым рядом умений, весьма важных для успешного усвоения навыков письма в школе. Он овладевает движениями, необходимыми для лёгкого прикосновения и скольжения карандаша по бумаге, учится замечать различия между графическими элементами по их форме, положению и соотношению друг с другом. Дети старшего дошкольного возраста учатся ограничивать свои движения в соответствии с графическими задачами, которые ставят перед собой.
К концу дошкольного возраста начинают складываться элементы учебной деятельности, к которой относятся и навыки овладения предпосылками письма, являющимися составной частью моторных способностей человека и представляющих собой отработанные и закрепленные в письменной деятельности показатели действий, совершаемых ребенком в процессе реализации акта письма.
Работа по формированию предпосылок письма является одним из основных факторов подготовки детей к обучению в школе. Однако у большинства современных детей наблюдаются разной степени отклонения в развитии сферы двигательной активности, в том числе мелкой моторики. Дошкольники оказываются не способными проводить достаточно чёткие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, тратят большое количество времени на копирование образца, неправильно держат карандаш и ручку.
В исследованиях ряда авторов отмечается, что у детей старшего дошкольного возраста формирование предпосылок письма сопряжено с большими трудностями. Так как для их формирования необходимы развитые тонко-координированные движения кисти руки, достаточный уровень сформированности зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации, то актуальной является организация работы по формированию предпосылок письма.
Исследованиями М.М. Безруких, Н.А. Берштейна, А.Н. Кольцовой, А.Н. Корнева, А.Р. Лурия доказано, что в начале обучения письму дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность их выполнения: соотношение букв, расстановку их по линии письма, пропорциональность, протяженность, наклон.
Сосредоточенное внимание детей к графике письма, выписывание каждого элемента в отдельности, длительные паузы, часто превышающие само время выполнения графического элемента или буквы, чрезвычайная медленность письма, неустойчивость графических форм, структуры движений и мышечных напряжений – таковы характерные черты письма первоклассников на начальном этапе формирования навыка. Поэтому при формировании предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста важно учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ребёнка.
Всё это говорит о том, что обучение предпосылкам письма в школе является продолжением и развитием начинающегося уже в раннем детстве весьма сложного и разностороннего физиологического, психологического и педагогического процесса подготовки руки к письму.
Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные формы, методы и средства, которые способствуют повышению познавательной активности дошкольников. К ним смело можно отнести лэпбук - новое для нас понятие, значение которого еще пока мало кому известно.
Лэпбук – новый способ организации учебной деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности педагога и ребенка.
В дословном переводе («лэп» - колено, «бук» - книга) лэпбук обозначает «наколенная книга». Это самодельная книжка-раскладушка или папка, которая состоит из множества наклеенных картинок, кармашков, вкладок, открывающихся дверок и окошек. Главное условие - вся информация, собранная в лэпбуке, должна соответствовать одной, определенной теме. Весь материал, который ребенок должен усвоить, подается в виде рисунков, небольших текстов, схем, графиков, стишков, игр и т.п..
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.
В такой папке-книжке много кармашков и конвертиков, содержащих необходимый систематизированный материал (в том числе иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по определенной теме.
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру. Лэпбук должен быть ярким, красочным, а главное, очень интересным, привлекать внимание ребенка, вызывать желание с ним поиграть, причем неоднократно, чтобы посмотреть и выполнить задания, содержания, во всех кармашках. Основная ценность такого дидактического пособия заключается в том, что ребенку предоставляется полная свобода выбора задания или игры.
Цель использования лэпбука «Подготовка руки к письму»: подобрать и систематизировать упражнения по формированию предпосылок письма у детей дошкольного возраста.
На лэпбуке в ярких красочных конвертах и кармашках размещен ряд заданий, способствующих развитию мелкой моторики, координации движений, ориентировки на плоскости и т.д.:
«Штриховочка»
Цель: развитие навыков изображения простых и сложных линий посредством начертания линий по пунктиру и дальнейшего самостоятельного выполнения штриховки.
«Неотрывашка»
Цель: развивать крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику, право- и левостороннюю ориентацию, внимание посредством выполнения работы на листе бумаги без отрыва карандаша (ручки).
«Дорисуй-ка!»
Цель: развивать зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления путем выполнения просмотра изображений и последующего дорисовывания недостающих деталей.
«Кто или что спряталось здесь?»
Цель: развивать зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления путем соединения точек по цифровому порядку.
«Точечки»
Цель: развивать зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления с помощью просмотра изображения слева и перерисовывания его на левую часть листа, соединяя необходимые точки линиями.
«Ты рисуешь, я диктую!»
Цель: развивать крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику, право- и левостороннюю ориентацию, внимание посредством выполнения графического диктанта.
«А сможешь нарисовать также?»
Цель: развивать крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику, право- и левостороннюю ориентацию, внимание посредством перерисования фигур с левой стороны листа на правую.
«Линейка, буковки»
Цель: развивать зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления посредством обводки пунктирных линий, не выходя за строчку.
«Клеточки, рисуночки»
Цель: развивать зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления, выполняя работу в два этапа (в соответствие с уровнем сложности): первый этап (легкий) - это раскрашивание рисунка по цифрам; второй этап (повышений уровень сложности) - обводка пунктирных линий и дальнейшее раскрашивание получившихся изображений.
Материал в конвертах и кармашках периодически меняет и дополняется, что позволяет поддерживать интерес дошкольников к лэпбуку.
Выполнять задания дети могут как по заданию педагога, так и самостоятельно.
Список литературы
- М.М. Безруких, "Психофизиологические особенности обучения письму и чтению и современные требования к обучению (ФГОС)"
- Н.А. Берштейн, “Очерки по физиологии движений и физиологии активности”
- А.Н. Кольцова, “Профилактика нарушений письма у детей”
- А.Н. Корнев, “Нарушение навыков чтения и письма у детей”
- А.Р. Лурия, “Основы нейропсихологии”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....