Проект: "Русская изба".
проект (средняя группа)

Чернякова Татьяна Алексеевна.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

     Россия – наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.

     Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Поэтому мы решили обогащать детей с русской культурой с раннего детства и расширять его с каждым годом.

Цель проекта: Формирование представлений детей о русской избе, о предметах старинного быта, традиционной русской одежде.

Задачи проекта:

- Расширять знания детей о русской избе – жилище крестьянской семьи, о предметах старинного русского быта (печь, посуда, одежда, предметы мебели и т. д.).

- Обогащать словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.

- Воспитывать бережное отношение к предметам старины.

- Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям, развивать интерес к ней.

Ожидаемый результат: Обогащение детей знаниями о русской избе, о предметах старинного быта.

Нами были выбраны следующие приоритеты приобщения детей к истокам русской народной культуры:

1. Окружающие предметы, пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) Знакомя детей с русским фольклором, мы тем самым приобщаем их к общественным нравственным ценностям.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Тематический годовой план.

"Приобщение детей к истокам русской народной культуры".

Сентябрь.

1. «Милости просим, гости дорогие». Первое посещение детьми «избы». Знакомство с ее Хозяйкой.

2. «Ходит сон близ окон». Знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями.

3. «Во саду ли, в огороде». Знакомство с огородом детского сада.

4. «Репка». Знакомство со сказкой «Репка».

Октябрь.

5. «Чудесный сундучок». Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах.

6. «Как у нашего кота». Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота».

7. «Котик, котик, поиграй». Повторение потешки: «Как у нашего кота». Дидактическое упражнение: «Похвали котика». Игра с котенком в катушку на ниточке.

8. «Девочка и лиса». Знакомство со сказкой: «Снегурушка и лиса». Игра :«Кто позвал?» (угадывание по голосу).

Ноябрь.

9. «Водичка, водичка, умой мое личико». Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико».

10. «С гуся вода, с Ванечки худоба». Повторение потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико» и колыбельных.

11 .«Идет коза рогатая». Знакомство с новым обитателем «избы» - козой Машкой. Разучивание потешки: «Идет коза рогатая».

12. «Волк и семеро козлят». Знакомство со сказкой: «Волк и семеро козлят».

Декабрь.

13. «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча». Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой.

14. «Колобок». Знакомство со сказкой : «Колобок».

15. «Уж ты, зимушка-зима». Дидактическая игра: «Оденем куклу на прогулку».

16. «Сундучок Деда Мороза». Загадывание загадок о зиме, зимней одежде.

Январь.

17. «Пришла коляда – отворяй ворота». Знакомство детей с Рождеством.

18. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит». Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра: «Напоим куклу чаем».

19. «Гость на гость – хозяйке радость». Знакомство детей с медведем Мишуткой. Лепка посуды.

Февраль.

20. «Три медведя». Знакомство со сказкой: «Три медведя».

21. «Маша и медведь». Знакомство со сказкой «Маша и медведь».

22. «Хозяйкины помощницы». Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской.

23. «Половичку курочка веничком метет». Разучивание потешки: «Наша-то хозяюшка сметлива была».

Март.

24. «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая». Знакомство детей с Масленицей.

25. «Нет милее дружка, чем родимая матушка». Этическая беседа: «Моя любимая мама».

26. «Приди, весна, с радостью». Разучивание заклички: «Весна, весна красная!»

27. «Петушок – золотой гребешок». Знакомство детей с новым персонажем – Петушком. Разучивание потешки о петушке.

Апрель.

28. «Заюшкина избушка». Знакомство со сказкой: «Заюшкина избушка».

29. «Трень-брень, гусельки». Знакомство с русским народным инструментом – гуслями.

30. «Кот, лиса и петух». Знакомство со сказкой: «Кот, лиса и петух».

31. «Петушок с семьей». Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К. Д. Ушинского: «Петушок с семьей».

Май.

32. «Курочка Ряба». Знакомство со сказкой: «Курочка Ряба».

33. «Здравствуй, солнышко – колоколнышко!» Разучивание потешки про солнышко.

34. «Сорока-белобока кашу варила». Знакомство с предметом обихода – глиняным горшком.

35. Прощание с «избой». Дидактическая игра : «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени.

В процессе проекта дети знакомились с прошлым русского народа: разучивали потешки, поговорки, заклички; играли в русские народные игры, знакомились с русскими – народными сказками, познакомились с хозяйкой избы, русской – народной одеждой, с предметами старинного быта.

Предметы в «Русской избе» мы располагали так, чтобы можно было к ним подойти, рассмотреть и понять, как они действуют.

В нашей «Русской избе» вся обстановка способствует тому, чтобы детям было интересно и созерцать, и познавать, и заниматься, и играть.

Продукт проекта – русская изба с предметами старинного быта.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Русская изба»

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа посредством знакомства с основами русской избы....

Проект «Русская изба»

Проект «Русская изба» Информационная карта проекта1.    Полное название проекта: «Русская изба»2.    Автор проекта (Ф. И. О): Лебедева Елена Владимировна.3...

Проект «Русская изба»

Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание патриотических чувств....

Проект «Русская изба» по знакомству детей с историей быта русского народа»

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и их родителей и направлен на воспитание духовно-нравственных чувств через ознакомление с историей своего народа. Народная культура ...

Проект «Русская изба и традиции русского народа»

Красткосрочный проект " Русская изба и традиции русского народа" в подготовительной школе....

Проект "Русская изба и традиции русского народа"

Для приобщения детей к русской культуре,  к её истокам, традициям, обычаям и был разработан мной проект на тему: "Русская изба и традиции русского народа"....