«Индивидуализация образования на примере старшей возрастной группы детского сада»
материал (старшая группа)
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики. Уже в педагогической системе Коменского – великого чешского педагога - чётко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, и выявлять эти особенности путём систематических наблюдений.
В каждом коллективе можно встретить детей самого различного темперамента, поведения и характера.И все они требуют к себе внимания и заботы со стороны взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_individ_obuch_detey.docx | 101.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №37
Приморского района Санкт-Петербурга
Доклад на тему:
«Индивидуализация образования на примере старшей возрастной группы детского сада»
Подготовила:
Воспитатель ст.гр. «Чунга-Чанга»
Кольцова В.О.
2020
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики. Уже в педагогической системе Коменского – великого чешского педагога - чётко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, и выявлять эти особенности путём систематических наблюдений.
В каждом коллективе можно встретить детей самого различного темперамента, поведения и характера. У одних довольно рано обнаруживаются способности и дарования, другие внешне замкнуты, нерешительны,их способности и интересы не проявляются столь ярко.
Есть дети непоседы, шумные и энергичные, они всегда в курсе всех событий, их интересует всё новое и необычное. Есть дети, медлительные и спокойные, которым нравится подолгу сидеть, рассматривать книжки, играть в куклы. Некоторые очень обидчивы, малейшее невнимание может вызвать у них переживание и слёзы. И все они требуют к себе внимания и заботы со стороны взрослых.
Индивидуальный подход нацелен, прежде всего, на укрепление положительных качеств ребёнка и устранение недостатков. Опора на положительное в характере, в свойствах личности ребёнка должна сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью. Бережное развитие положительных черт органически связано с глубокой верой в ребёнка.
Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода является единство требований к нему как педагогов, так и родителей. Многие вопросы воспитания нельзя разрешать вне связи с семьёй.
Проблема индивидуального подхода к ребёнку всегда волновала нас.
Мы работаем по типовой программе воспитания и обучения детей. Занятия проводятся с группами детей, и нет большой возможности изучить конкретного ребёнка. Всё обучение ориентируется на ребёнка среднего уровня развития. Поэтому мы индивидуально работаем с отстающими детьми в утренние и вечерние часы.
С целью выявления интересов детей в определенной деятельности, в нашей группеорганизовано семь центров активности, которые насыщены всевозможными материалами, соответствующими разным уровням развития детей.
Мы стараемся придумать такие виды деятельности, чтобы они подходили каждому ребёнку и работали на развитие каждого ребёнка. Мы считаем, что разнообразие занятия в центрах должны бросить вызов и одновременно позволять каждому ребёнку добиться успеха.
Наблюдая за детьми и планируя виды деятельности, при необходимости мы заменяем материалы и задания в центрах. Включаем в распорядок дня различные занятия - индивидуальные и в малых подгруппах, самостоятельные и при участии взрослых. Работа в малых подгруппах также способствует индивидуализации процесса обучения и позволяет детям приобрести навыки взаимодействия друг с другом.
Перед тем, как планировать деятельность в центрах, нами изучаются интересы каждого ребёнка. Мы считаем, что в обстановке, где ориентируют на реализацию собственных интересов, у детей развивается чувство значимости и инициативы. От всякой работы дети должны получать удовольствие и пользу. Делая то, что им интересно, дети получают для себя информацию и извлекают из неё соответствующие выводы.
Прежде, чем развернуть какую-то тему, мы задаем детям вопросы о том, что их интересует, или просим рассказать о событиях, которые их волновали. Например, на утреннем сборе Зоя рассказала, что летом она с родителями ездила на море. Она видела морские водоросли и привезла с собой красивые раковины. Илья сказал, что у него есть большая книга про море и морских обитателей, которую они с бабушкой читают. В результате дальнейшей беседы мы выяснили, что многих детей интересует подводный мир. Даше было интересно узнать про морские водоросли, Гамлету - про акул и китов, Степану - про водолазов и рыб.
Чтобы выяснить уровень знания детей о подводном мире, мы задаем следующий вопрос: «Что мы знаем об этом?» По мере того, как дети отвечают на вопрос, мы записываем их ответы на большом листе бумаги, чтобы вся группа могла их видеть. Рядом с ответом указываем имена детей.
Для формирования целенаправленности более глубокого изучения интересовполезно задать вопрос: «Что мы хотим узнать о подводном мире?» Ответы детей снова записываются на листе бумаги. Эта информация и будет определять содержание тематического проекта. Я учитываю все ответы детей, какими нелогичными они бы показались. Когда все дети выскажутся, задаем следующий вопрос: «Как найти ответы на наши вопросы?» Дети сами предлагаютспособы сбора информации: Ваня и Люба предлагают прочитать в энциклопедии, Настя -спросить у родителей, Эльдар и Артем хотят посмотреть по телевизору, Полина и Даша - попросить воспитателей рассказать об этом.
Все поступившие предложения от детей мы оформляем в учебный план, где предполагаем следующие НОД : чтение о подводном мире, рассматривание иллюстраций, совместная творческая работа детей и родителей, просмотр видео - фильмов. Исходя из выбранной темы, интересующей многих детей, мы проводим планирование.
Кроме того, мы можем ежедневно вносить некоторые изменения в этот план, учитывая потребности детей. В зависимости от выбранной темы мы меняем материалы в центрах активности.
Таким образом, освобождается время для индивидуальной работы с детьми или подгруппой. Мы стараемся найти правильный баланс между спокойными или активными занятиями, организованным и свободным временем детей.
Также обсуждаем успехи и проблемы каждого ребёнка и определяем дальнейшие задачи развития для него или подгруппы детей.
Письменные планы помогают предусматривать дополнительные изменения в
тематических центрах, а также регистрировать проведённые занятия с детьми.
Ещё одним вариантом планирования деятельности является составление учебной схемы. Мне кажется такой вид плана очень удобным, т.к. он располагается на учебной панели и зрительно отражает связи между темой занятий и центрами активности.
Мы используем ещё и такой вид планирования, как расписание на день. Такие
расписания позволяют установить ежедневный распорядок, к которому дети привыкают, и который удобен для них. В расписаниях на день разумно сочетаются активныеи спокойные занятия. Представляем детям возможность по своему выбору, изучением учебных материалов, имеющихся в группе, и на открытой площадке. Дневное расписание даёт возможность нам или помощнику наблюдать за детьми, говорить и работать с ними индивидуально или в небольших подгруппах.
Как уже говорилось, организация занятий по какой-либо теме инициируется самими детьми. В основе тематического проекта лежит интерес детей к данной теме. Если по ходу реализации проекта интерес детей не ослабевает, то
мы развиваем тему дальше.
При планировании мы учитываем также характеристики конкретной группы. Каждая группа детей уникальна: то, что интересно одной, может быть безразлична другой. Всё это мы стараемся отразить в элементах учебного плана и способах их представления. НОД по конкретной теме адаптируются в зависимости от степени развития навыков, заинтересованности и возраста детей.
При составлении недельного плана мы предусматриваем индивидуальные
задачи развития каждого ребёнка или небольшой подгруппы детей. Из
наблюдений за детьми и бесед с родителями мы узнаем сильные и слабые стороны, а также потребности каждого ребёнка. Эта информация позволяет нам определить задачи обучения. Для одного ребёнка эта задача может состоять в том, чтобы он участвовал в разных видах деятельности, научился в спокойной манере обсуждать с детьми вопросы очерёдности. Для другого –
в том, чтобы он научился считать до десяти и более активно участвовал в общих беседах.
При определении индивидуальных задач мы стараемся охватить все области развития: социальную, эмоциональную, познавательную, физическую. Чтобы помочь детям в достижении поставленных целей, используем различные методы, учитывающие их и личностные качества.
Как известно, наиболее значительное влияние на детей оказывает воспитатель. От нас зависит, как будут организованы центры, какие будут выбраны материалы для них, как будет распланирован день. Наша задача - создать в группе такую атмосферу, чтобы чувствовались взаимные уважения, взаимопонимание и забота друг о друге. Если ребёнок ощущает уважение со стороны взрослых, то у него развивается самоуважение, что, в свою очередь, закладывает основы взаимоотношений с другими детьми. Мы стараемся приложить все усилия, чтобы каждый ребёнок знал, что его понимают и уважают, чтобы он ощущал себя свободно и комфортно.
Во время работы в центрах, мы предоставляем им возможность самостоятельно действовать, наблюдая за ними со стороны. Стараемся помочь в их деятельности и не руководить ею, так как это может затормозить творчество и фантазию.
Мы считаем, что необходимо быть внимательной ко всем детям во время работы и показать одобрение их усилий. Мы предлагаем детям рассказывать о своих работах и о своих интересах.
Хочется сказать о правилах поведения детей в группе. Мы приглашаем детей к разработке правил, их оформлению. Это помогает выработать навыки решения проблем и самоконтроля.
Дети, работая в центрах в основе малых подгрупп, получают возможность естественного общения. Они многому учатся друг у друга. Общаясь в процессе игр, дети решают проблемы, принимают решения, выражают свои
мысли и чувства.
Когда дети меняются предметами, у них формируется умение договариваться. Они учатся находить компромисс, когда приходится соблюдать очерёдность.
В ходе взаимодействия дети приобретают друзей и общаются с ними в атмосфере непринуждённости.
Совместная игра учит детей планировать и реализовывать свой замысел, воспитывает уважение к чужим идеям.
При планировании деятельности у нас возникает много вопросов:
интересны ли материалы в центрах активности; способствуют ли запланированные виды деятельности развитию детей; как индивидуализировать занятия в центрах. Чтобы они соответствовали разным уровням развития детей. Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы проводим наблюдения за каждым ребёнком в то время, когда работает или играет. При этом не вмешиваемся в деятельность детей. Стараемся, чтобы наши наблюдения были объективными и не содержали оценок. Мы не указываем своего отношения и чувств по поводу наблюдаемого эпизода, а лишь констатируем факт.
Ещё один способ сбора информации о ребёнке, который мы применяем –это образцы работ, которые выполнил ребёнок.. Это могут быть рисунки, рассказы, попытки написания слов и цифр. Каждый ребёнок имеет свой «портфель» работ. Детям очень нравится просматривать свои работы, это вызывает у них чувство гордости и повышает самооценку. Кроме того, беседы с детьми об их работах, играх, семьях дают мне много информации о том, как взаимодействует с другими детьми и с взрослыми; как владеет языком; каков его характер и темперамент; кем является в группе.
Индивидуализация воспитательнообразовательного процесса будет неполной, если не взаимодействовать с родителями. Кто знает о ребёнке больше всех? Так же, как мы изучаем ребёнка, мы изучаем его семью. Для нас важно всё: возраст родителей, профессия, уровень материального обеспечения, культурные традиции, состав семьи. Мы должны знать, что хотят родители от детского сада. Выявляем социальный запрос и в своей работе стараемся его выполнить. Очень полезным бывает изучение интересов самих родителей.
Родителям предоставляется много возможностей участвовать в жизни нашей группы. Мы считаем, что общение, взаимное уважение признание важности интересов ребёнка создают основу для
плодотворного взаимодействия детского сада и семьи.
Процесс индивидуализации очень сложен. Но думаем, очень эффективен в развитии детей. Создаются прекрасные условия для развития хорошего уровня интеллектуального развития, созданы благоприятные условия
для эмоционально - личностного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации к исполнению здоровьесберегающих меропиятий во всех возрастных группах детского сада.
При создании рекомендаций я пользовалась литературой следующих авторов: Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б., Утробина К.К., Латохина Л.И., Андрус Т.А.....
Планирование по организации развития речи у детей старшей возрастной группы детского сада.
Предлагаю Вашему вниманию и для использования в Вашей работе планирование по организации развития речи у детей старшей возрастной группы на март-апрель....
Система работы с развивающими играми в старшей возрастной группе детского сада
в данном планировании представлена последовательность работы с развивающими играми такими как, " головоломки", игры, В.В. Воскобовича, Б.П. Никитина "Дроби" "Сло...
Проект "Я помогаю маме" совместный проект с воспитанниками и родителями детей старшей возрастной группы детского сада ко дню Матери
Гипотеза: Если мотивироватьродителей значимостью темы проекта для нравственного воспитания их детей, то активность родителей в жизни детей и их деятельности в детском саду повысится....
Педагогический мониторинг образовательного процесса Возрастная группа детского сада «МБДОУ «Детский сад № 43» подготовительная группа «Янтарёк» дата проведения 2017 – 2018учебный год
Педагогический мониторинг образовательного процесса Возрастная группа детского сада «МБДОУ «Детский сад № 43» подготовительная группа «Янтарёк&raqu...
Педагогический мониторинг образовательного процесса Возрастная группа детского сада «МБДОУ «Детский сад № 43» подготовительная группа «Алые паруса» дата проведения 2019 – 2020учебный год
Педагогический мониторинг образовательного процессаВозрастная группа детского сада «МБДОУ «Детский сад № 43» подготовительная группа «Алые паруса»...
Аналитическая справка Возрастная группа детского сада «МБДОУ «Детский сад № 43» старшая группа «Алые паруса» уч.год, 2018 – 2019 уч.г.
Аналитическая справкаВозрастная группа детского сада «МБДОУ «Детский сад № 43» старшая группа «Алые паруса» уч.год, 2018 – 2019 уч.г. ОКТЯБР...