Игры для дошкольников
материал (старшая группа)
Картотека содержит речевые игры для детей дошкольного возраста. Развитие речи – ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач воспитания дошкольников. Работа по развитию речи является составной частью логопедического воздействия на детей, коррекционно-развивающим по своей направленности.
Рекомендованные игры могут быть использованы как для формирования правильной речи у детей, так и для коррекции различный ее несовершенств. Игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха, артикуляционной моторики и соответственно дефекту игры на формирование определенных групп звуков(их постановка, автоматизация, дифференциация).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_logopedicheskih_igr_dlya_doshkolnikov.docx | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Рекомендации для организации речевых игр и упражнений:
- игры не должны быть длительными по времени (7-10 минут);
- они должны проводиться в неторопливом ритме;
- игра должна быть живой, интересной и привлекательной для ребёнка;
- в игре должен присутствовать элемент соревнования;
- выигравший должен быть отмечен;
- в игре необходимо добиваться активной речевой деятельности ребёнка, максимально используя возможности речедвигательной активности;
- в процессе игры необходимо развивать у ребёнка навыки контроля за своей речью;
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ
1.Тихо — громко!
Цель. Развитие координации движений и чувства ритма.
Оборудование. Бубен, тамбурин.
Описание игры. Родитель стучит в бубен (барабан) тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребёнок(дети) выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.
2.Продавец и покупатель
Цель. Развитие словаря и фразовой речи.
Оборудование. Коробки с горохом и различной крупой.
Описание игры. Родитель — продавец. В магазине две коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пяти), в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Ребёнок входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Родитель, предварительно познакомив ребёнка с продуктами, помещает продукты в коробку, встряхивает и дает возможность ему прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.
3.Узнай по звуку
Цель. Развитие фразовой речи.
Оборудование. Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.).
Описание игры. Ребёнок садится спиной к ведущему. Тот производит шумы и звуки разными предметами. Ребёнок догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.
Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т. п.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА
Ребенок должен научиться слышать звуки окружающей среды, в том числе голоса животных, звучание музыкальных инструментов и т.п. Происходит накопление новых слуховых образов неречевых звуков, что позволяет впоследствии быстрее дифференцировать звуки на две важнейшие категории: «речь» и «не речь». Рекомендуемые игры и упражнения способствуют развитию слухового восприятия, слуховой памяти. Способность узнавать звуки окружающей среды позволит ребенку в дальнейшем быстрее овладеть речью. Развитие слухового восприятия происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух), с другой – восприятие звуков человеческой речи (фонематический слух).
Игры можно использовать в работе не только с теми детьми, у которых наблюдается речевая патология, но и с детьми с нормально развивающейся речью.
1.Улавливай шепот
Цель. Развивать остроту слуха.
Описание игры. Вариант 1. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив ребёнка и четким, внятным шепотом (уловимым только в том случае, если ребёнок активно вслушивается) отдает команды («Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные). Постепенно отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым и усложняет упражнения.
Вариант 2.( если в доме несколько детей).
Дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.
2.Горшочек
Цель. Закрепление представлений «горячий — холодный». Развитие координации движений рук.
Оборудование. Мяч.
Описание игры. Дети садятся по кругу на полу и перекатывают мяч. Если ребенок катит другому мяч и говорит: «Холодный», второй ребенок может трогать мяч. Но если ему говорят: «Горячий», то он не должен трогать мяч.
Кто ошибется и дотронется до мяча, получает штрафное очко и должен поймать мяч, стоя на одном или обоих коленях (по усмотрению водящего).
3.Кто летит (бежит, идет, прыгает)?
Цель. Накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и действия предметов.
Описание игры. В начале игры водящим должен быть педагог (родитель), в дальнейшем, когда ребёнок освоится с игрой, водящим может быть ребенок.
Все дети сидят или стоят , водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: «Я буду говорить: птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и т. д., а вы каждый раз поднимайте руку. Но внимательно слушайте, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например кошка летит, тогда руки поднимать нельзя».
В начале игры педагог(родитель) говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы, давая детям подумать, правильно ли соотнесен предмет с его действием. В дальнейшем можно говорить быстро и в конце концов ввести еще одно усложнение — водящий сам каждый раз поднимает руку независимо от того, следует это делать или нет.
4.Запомни слова
Цель. Накопление словаря, развитие памяти.
Описание игры. Ведущий (родитель) называет пять-шесть слов, играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка считается проигрышем (нужно платить фант). В зависимости от речевых возможностей детей слова подбираются разной сложности.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Фонематический слух – способность различать фонемы в речи, которая является необходимой основой для понимания смысла сказанного. Если ребенок различает фонемы неправильно, то повторять, запоминать и писать он будет тоже неправильно, поскольку опирается именно на то, что слышит. Ребенок с нарушениями фонематического слуха не опознает (или не всегда опознает) тот или иной акустический признак, по которому один звук отличается от другого. Поэтому при восприятии речи и происходят ошибки. На основании общности остальных признаков один звук уподобляется другому и распознается неверно (жук- щук, лук- люк и т. д.).
1.Красный — белый
Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Оборудование. По два кружка на каждого ребенка (красный и белый).
Описание игры. Родитель предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет — поднимают белый кружок.
2.Где звук?
Цель. Нахождение места звука в слове.
Оборудование. Полоска из цветного картона, разделенная на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок).
Описание игры. Родитель называет слово. Ребёнок определяет место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски.
Сначала ребёнок определяет место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они все это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова. Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак).
3.Кто больше?
Цель. Нахождение звука в названиях предметов по картине.
Оборудование. Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.
Описание игры. Родитель показывает детям картину, например «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают работники на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с). За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.
4.Кто внимательнее?
Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование. Картинки на определенный звук.
Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог (родитель) говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесенных мною словах. Кто угадает, тот поднимет руку». Затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука с: санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети говорят: с. Педагог: «Правильно, все эти слова начинались со звука с. Назовите мне их». Дети вспоминают и называют их. А потом они сами должны придумать слова с этим звуком.
Игру можно усложнить.
5.Кто больше слов придумает?
Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование. Мяч, фанты.
Описание игры. Педагог (родитель) называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук.
Затем дети образуют круг. Один из играющих.либо родитель, бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, фанта не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.
6.Отстукивание слогов
Цель. Обучение слоговому анализу слов.
Оборудование. Барабан, бубен.
Описание игры. Родитель произносит отчетливо и громко слово, например колесо. Ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает ребёнку разные по количеству слогов слова.
7.Слова-перевертыши
Цель. Активизация словаря, обучение слоговому анализу слова.
Описание игры. Взрослый загадывает короткое слово, например, лок (кол), мод (дом), зако (коза), сако (коса) и др. Ребёнок должен отгадать загаданное слово. Взрослый следит, чтобы загадывались доступные для играющих слова и при перевертывании не допускалось ошибок.
.
Игры на развитие звукослогового анализа и синтеза слов.
1. «Спой начало». Узнавание и выделение гласного в начале слова: уулица — У.
2. «Назови конец». Выделение согласного звука в конце слова: кот — Т.
3. «Перечисли звуки». Полный звуковой анализ обратных слогов: АХ — А, X; обязательным является правильное называние согласного звука, без добавления «э» — мм, не «мэ».
4. «Соедини вместе». Синтез обратных слогов: О, П — ОП.
5. «Назови начало». Выделение согласного в начале слова: сссоки — С.
6. «Скажи быстро». Синтез прямого слога: С, А — СА.
7. «Назови звуки». Анализ прямого слога: СА — С, А.
8. «Что поём?» Выделение гласного в середине односложных слов: сооок — О.
9. «Назови по порядку». Полный звуковой анализ слова: рак — Р, А, К.
10. «Чем похожи слова?» Мак, рак, так, сок, лук — в конце слов звук К; сани, сом, сук — в начале слов С; коза, розы, возы — в середине слов 3.
11. «Синий — красный». Обучающий называет звук, а ребёнок в ответ показывает фишку: Б — синюю, И — красную и др.
12. «Найди красный домик». Дети получают по две схемы: из двух и трёх клеток и красные фишки; взрослый называет слова типа ам, му, сок, а ребёнок закрывает красной фишкой на схеме определённую клетку — гласный звук.
13. «Найди синий домик». Дети закрывают синими фишками все согласные звуки: дом — Д, М; только заданный согласный, например, М в словах: ум, мы, дом, мох.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для дошкольников по дорожному движению "Игры на ходу"
Игры для дошкольников по дорожному движению...
Психологические игры для дошкольников.Игры серии «Доброе солнышко»
В общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. По...
Дидактические игры для дошкольников Пальчиковые игры.
Дидактические игры для дошкольниковПальчиковые игры....
"Развивающие игры для дошкольников" «играем – развиваемся»
Методическая разработка … «Изо всех способностей первыми формируются и совершенствуются в нас чувства. Их, значит, следует, прежде всего, развивать; а между тем их только и забывают, ими-то и пренеб...
Развивающие занятия по типу ролевой игры для дошкольников подготовительной группы «Играем в школу»
Задачи:· развитие воображения, мышления, образных и пространственных представлений;· развитие речи и мелкой моторики;· обогащение словарного запаса;· развитие произвольной сферы и внимания;· формирова...
Мастер-класс для воспитателей "Благоприятная психологическая среда в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии ФГОС. Оздоровительные игры для дошкольников"
Первостепенное в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста значение имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательного отн...
Сценарий интеллектуальной игры для дошкольников с участием родителей "Что? Где? Когда?" Тема:«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни в детском саду и семье».
Сценарий игры "Что? Где? Когда?" для семейной команды участников....