Методическая разработка
… «Изо всех способностей первыми формируются и совершенствуются в нас чувства. Их, значит, следует, прежде всего, развивать; а между тем их только и забывают, ими-то и пренебрегают больше всего.»
«Упражнять чувства это не только пользоваться ими: это – учиться хорошо, судить с помощью их, учиться, так сказать, чувствовать; ибо мы умеем осязать, видеть, слышать только так, как научились».
Ж.Ж. Руссо
Так же, для обогащения тактильного опыта детей, изготовила фишки, с наклеенными мелкими предметами, которые изготовлены из разных материалов (пластмасса, метал, дерево, фетр и ткань, резина). Фишки изготовила с учетом, что бы можно было использовать не только в целом комплекте, а единично.
Первая пара фишек состоит из пластиковых бусинок в виде звездочек разного цвета, на 2-ой паре фишек наклеены металлические ключи, третья пара фишек — деревянные насекомые, 4-ая пара фишек — цветочки из фетра и бабочки из ткани, 5 пара фишек- пластмассовые сердечки разного цвета, и 6-ая пара, ладошки из вспененного полистирола. Играя с этими фишками, можно использовать различные задания, а именно:
1 фишка «Бусины-звездочки».
-Вместе с ребенком, ощупывая фишки с бусинами, пытаемся понять, какие ощущения возникают при наложении ладошки и кончиков пальцев к отдельным бусинам. (Это упражнение используется на всех фишках).
-Посчитай, сколько звездочек у меня, и сколько у тебя, а у кого больше?
-Сколько зеленых “звездочек”, а синих, а красных, а желтых? А сколько “звездочек” на моей фишке? Столько же желтых, зеленых, красных, синих?.
-Найди одинаковое количество разных по цвету “звездочек” и.д.
2 фишка «Ключи».
-Потрогай, и скажи, что это такое?
-Скажи, на какой фишке больше а на какой фишке меньше ключей.
-Какие сказки ты знаешь, где есть ключи?
*
3 фишка «Насекомые».
-Потрогай и скажи, что это такое?
-Скажи, божьи коровки одинаковые или разные?
-Чем они отличаются?
-Найди одинаковых божьих коровок.
-Какие божьи коровки ползут в низ, какие в право, в лево?
-А как назвать одним словом бабочку и божью коровку? Кто это?.
-Какие стихи, загадки, пословицы и сказки ты знаешь про насекомых.
*
4 фишка «Цветы и бабочки».
-Потрогай цветочки и бабочек, что из них шершавое и гладкое?
-Чем отличаются эти фишки между собой?
-В какое время года цветут цветы?
-В какое время года летают бабочки?
-Вспомни стихотворение, песенку про бабочек, цветы и время года.
*
5 фишка «Сердечки».
-Потрогай фишки, какие они на ощупь?
-Гладкие или шершавые, мягкие или твердые, холодные или теплые? (при сравнении можно использовать фишки сделанные из другого материала).
-Назови: какого цвета эти сердечки?
-Разложи пушистые шарики по цвету в сердечки.
*
6 фишка «Ладошки».
-Потрогай и скажи, что это?
-Какие они на ощупь? Гладкие или шершавые, мягкие или твердые, теплые или холодные?
-При представлении двух фишек, мы спрашиваем: найди правую ладошку и левую ладошку.
-Назови пальчики на ладошке (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец).
-Пальчиковая игра “этот пальчик дедушка”…… (можно использовать различные пальчиковые игры).
В дальнейшем можно использовать игры со всеми фишками, например, такие как:
1. Педагог выстраивает ряд из фишек и предлагает ребенку на ощупь найти пару.
2. Педагог выкладывает ряд из фишек, и предлагает ребенку потрогать и запомнить их, затем переворачивает фишки обратной стороной, и просит ребенка вспомнить и выложить такой же ряд.
3. На столе картинкой вниз, лежит набор из 6 фишек, такой же набор есть у ребенка. Сначала педагог переворачивает на несколько секунд фишки которые лежат на столе и просит ребенка еще раз потрогать и запомнить их, далее переворачивает их в исходное положение. Ребенок должен держа в руках фишку, пощупать ее и найти на столе такую же.
С данным материалом можно играть и в другие игры