«Формирование отношения к профессии у дошкольников в процессе социализации»
консультация
Консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons._formirovanie_otnosheniya_k_professii_cherez_sotsializatsiyu.docx | 179.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Формирование отношения к профессии у дошкольников в процессе социализации» |
Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО и входит в социально-коммуникативное развитие, определяющее содержание образовательной работы с детьми в этом направлении. Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.
Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.
Для того, чтобы воспитать у детей позитивные установки к труду, важно обогащать их представление о самых разных профессиях, значении труда в жизни человека, его результатах и тех мотивах, которые ведут людей в трудовой деятельности. Вхождение в мир взрослых и созданных их трудом предметов играет решающую роль в полноценном развитии детской личности в период дошкольного возраста.
Самым сложным для дошкольника является осознание труда взрослых. Они легче выделяют его общественную значимость в деятельности тех людей, профессии которых им знакомы, чем само содержание профессиональной деятельности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми
К основным задачам по выстраиванию целенаправленной, систематизированной работы ранней профессиональной ориентации детей. 5-6 лет относятся:
- расширение и систематизация представления о труде взрослых, о материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
- представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
- формирование первоначальных представлений о труде как экономической категории, представлений о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
- систематизация знаний о труде людей в разное время года;
- знакомство с трудом людей рабочих профессий: повара, каменщика, плотника, слесаря, штукатура-маляра и т.д.
К основным задачам работы с детьми 6-7 лет относятся:
- расширение и систематизация представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);
- представления о современных профессиях, о профессиях, связанных со спецификой местных условий, о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;
- формирование представления о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
Данная работа организуется через следующие виды деятельности: совместную деятельность взрослого с детьми; через деятельность , осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми); через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т.д.; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями воспитанников; организацию взаимодействия с учреждениями социума; через реализацию проектов.
Одним из доступных и действенных способов ознакомления детей с трудом взрослых являются наблюдения и экскурсии. В процессе наблюдений дети получают небольшое количество сведений, поэтому очень важно усложнять содержание представлений: увеличивать объем познавательного материала, изменять и углублять суть наблюдаемых объектов и явлений.
Большое внимание уделяется сюжетно-ролевым играм, так как самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.). В играх показана работа различных учреждений (больницы, магазина, аптеки). У воспитанников совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, врача, милиционера, водителя, летчика).
Работу по ранней профориентации необходимо проводить в системе с целью формирования у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставления ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Осуществить ориентацию детей на трудовую подготовку, повлиять на выбор востребованных профессий можно, если будут решены проблемы образовательной системы в целом.
Важно научить ребёнка понимать, каким образом его мечта будет осуществимой, показать, что при выборе любой профессии нужно научиться приносить пользу себе и людям. Поэтому задача взрослых – поддержать мечту ребёнка и связать стремление к ней с желанием трудиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом»
Консультация для родителей...
Основы духовно – нравственного воспитания дошкольников в процессе социализации.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество, сегодня не в развале экономики, не в смене политической систе...
« Воспитание бережного отношения к природе у дошкольников в процессе работы над литературными произведениями»
laquo; Экологическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»...
Проект Формирование отношений партнерства у старших дошкольников средствами игры
Партнерские отношения со сверстниками характеризуются возникновением общих целей деятельности, их обращенность друг к другу, умение и стремление играть и действовать вместе, развитие...
Формирование отношения к профессии у дошкольников в процессе социализации
Формирование отношения к профессии у дошкольников в процессе социализации...
Формирование отношений партнерства у старших дошкольников средствами игры
Научить детей играть правильно,увлекательно и познавательно,задача любого педагога.......
Статья «Формирование начал финансовой грамотности старших дошкольников для успешной социализации в обществе»
Статья о работе по формированию начал финансовой граммотности старших дошкольников. Из опыта работы....