статья познавательно-речевое развитие Евтушок А.А.
статья
Из системы работы по теме: «Формирование познавательно-речевой личности дошкольника через игротерапию и театральную деятельность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_poznavatelno-rechevoe_razvitie_evtushok_a.a.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ д/с № 25
«Солнышко» с Покойного
Будённовского района воспитатель
Евтушок Анжела Асланбековна
Из системы работы по теме: «Формирование познавательно-речевой личности дошкольника через игротерапию и театральную деятельность»
Актуальность проблемы
При выстраивании системы формирования основ познавательно-речевого развития необходимо учитывать возможности воспитанников. Только к старшему дошкольному возрасту начинают складываться представления о своей национальной идентичности, которые ещё фрагментарны, разрознены. Поможет нам в решении данной проблеме устное народное творчество, Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки – это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. И начинать нужно с младшего дошкольного возраста. Поэтому воспитательная система формирования основ познавательно-речевого развития построена на эмоционально-познавательных основаниях. Она органично пронизывает воспитательно-образовательный процесс, а используемые технологии обеспечивают её успешную реализацию.
Современной педагогикой признана исключительная роль устного народного творчества, игротерапии и театрализованной деятельности в разностороннем воспитании малыша, поскольку это особый вид искусства, в котором сконцентрирован весь опыт человечества, громаднейший пласт национальной и мировой культуры. Которые наибольшей степени соответствуют разным возрастным особенностям детей, содействуют формированию нравственных качеств, умственных способностей, эстетических чувств.
Сказки - древний и вечный источник мудрости, предаваемый из поколения в поколение. Занятия театрализованной деятельностью позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение с друг, другом. Дети учатся смотреть на себя со стороны. Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют у дошкольников всех компонентов речи. Театр учит нас видеть прекрасное в жизни, людях заставляет биться сердце сильнее стремиться к прекрасному и доброму.
Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает нам игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. Поэтому наблюдая за малышами, диагностируя, я выбрала для себя актуальную тему над корой работою три года. Перед собой поставила следующие задачи:
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
- Развитие речи, культура речевого общения.
- Обогащение и активизация словаря.
- Формирование грамматического строя речи
- Расширение кругозора, развитие познавательных способностей.
- Развитие творческого воображения и мышления.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
- Воспитывать культуру поведения, желание и умение добиваться успеха всем вместе, доброжелательность, понимание, дружелюбие.
Для решения всех этих задач нам помогла в нашем ДОУ предметно-развивающая среда, которая способствует развитию познавательно-речевых навыков у дошкольников. Это :
- «Горница» где малыши знакомятся с бытом наших предков.
- «Стена сказок» - любимые персонажи из детских сказок.
- «Тропа деда Филлимона» - где малыши исследуют , наблюдают за природой, поведением и повадками животных, птиц.
- Мини-музей в группах: «музей хлеба», «музей от пенёчка до матрёшки», «музей времени», «музей чудо камушков».
- Необыкновенные и разнообразные книжные уголки в каждой группе.
- Разнообразные виды театров.
- Кружок детской театрализованной деятельности «Петушок»
В группах созданы условия для театрально-игровой деятельности, при активной помощи родителей сшиты и изготовлены куклы, ширмы и декорации.
Разработаны проекты по которым работаем в нашем ДОУ где активными участниками являются дети педагоги, родители.
Театр - это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре и через игру ребёнок познаёт мир. С помощью игротерапии мы помогаем ребёнку адаптироваться, игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии.
Организовав в нашем ДОУ детский кукольный театр, где я являюсь руководителем, мы решаем многие задачи с помощью различных методов и приёмов. Этапами работы в данном направлении:
- Теоретический: проблема, научный анализ литературы, синтез полученной информации, моделирование, качественное обобщение полученной информации.
- Организационный: предметно-развивающая среда, виды театров, изготовление пособий, ширм.
- Практический: показ театрализованных спектаклей с использованием различного вида театров, выход в социум.
- Диагностический: беседа, опрос, тестирование, метод экспертных оценок, анализ продуктов детской деятельности, анализ работы педагога.
В своей работе я руководствуюсь следующим алгоритмом действий:
- Прогностическо-подготовительный: - выбор репертуара, подходящего возрасту воспитанников; подготовка инсценировки, распределение ролей; планирование репетиций – от знакомства с материалом до организации зрительского показа; выбор декоративно-костюмного оформления спектакля. Подбор музыкального сопровождения.
- Репетиционный: ознакомление детей с текстом, беседа, о замысле постановки; этюдно-игровое знакомство с ролью, нравственный урок по данному произведению; последовательная организация репетиций на основе знания текста.
- Организационный: подготовка декораций, кукол, костюмов, запись фонограммы, подготовка бутафорий и реквизитов.
- Организация показа спектакля: назначение даты премьерного показа; приглашение зрителей; организация пространства для показа.
- Итоговый: Обсуждение спектакля с детьми с участниками и зрителями, поощрение и поддержка детей за творческую активность; организация фотовыставки.
27 марта – это Всемирный день театра и в нашем ДОУ сложилась традиция проводить его неделей сказок , где участвуют все группы. Работая по годовому плану, проводится показ спектаклей согласно разработанного перспективного планирования. В этом году запланировано :
- Проведение конкурса чтецов.
- Литературный досуг «Любимые сказки Пушкина»
- Герои С.Я. Маршака приходят в гости
- Практический семинар «Театральная азбука»
- Мастер класс «кукла своими руками» для педагогов и родителей.
Список используемой литературы:
- «Воспитание сказкой» - Л.Б.Фасюкова Москва 2000 г.
- «Театр всевозможного» - А.И.Буренина Санкт-Петербург 2002 г
- «Театрализованные игры в детском саду» - Г.И.Петрова 2002 г
- «Театральная педагогика в детском саду» Е.В.Мигунова
Москва 2009.
- «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности» - М.Б.Зацепина Москва 2010 год
- «Сказко-терапия в ДОУ и семье» Н.В. Микляева. Москва 2010г
- «Играем в сказку» О.А.Шорохова Москва 2010г.
- «Сказка как источник творчества детей» М.М.Безрукиз Москва 2001г
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуре» О.А.Князева М.Д.Маханёва. Москава 2001
- «Уроки добра» и «Развитие и воспитание дошкольников» С.И. Семёнова Москва 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию (интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие . «
Мероприятие с использованием палочек Кюизенера, направленное на развитие логического мышления и математических способностей детей 6-7 лет....
ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по развитию детей 6-7 лет по образовательным областям: физическое развитие социально–коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно–эстетическое развитие
ПРИЛОЖЕНИЯ № 1 -10 к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по развитию детей 6-7 лет по образовательным областям: физическое развитиесоциально–коммуникативное развитиепознавательное развитие речев...