Использование ЭОР в работе музыкального руководителя
проект

Шемелина Наталья Владимировна

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе. Более того, в должностные обязанности музыкального руководителя ДОУ входит знание  «основ работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами)», владение «электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами». Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером, интернет-ресурсами и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности современных детей.

Данная работа содержит теоретический и практический материал по электронным образовательным ресурсам  для детей дошкольного возраста. Назначения этой работы использования электронных образовательных ресурсов на музыкальных занятиях и в самостоятельной музыкальной деятельности, развивать самостоятельность, инициативу, творческие способности, познавательную активность у детей дошкольного возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

for.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ1518275477_blue-21.jpg

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДУЛЬДУРГИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА»

КРАЕВОЙ КОНКУРС АВТОРСКИХ ПРОЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

«ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ»

НОМИНАЦИЯ

«ЛУЧШИЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

cover-pic-4.jpg

2019 г.

Номинация проекта

«Лучший электронный образовательный ресурс для детей дошкольного возраста»

Название проекта

 «Электронные образовательные ресурсы в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»

Основной разработчик проекта

Шемелина Наталья Владимировна музыкальный руководитель

Аннотация

 Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы нашей жизни. Соответственно, предъявляются новые требования и к образованию подрастающего поколения, внедрению новых технологий, которые способствуют не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Использование компьютерных ресурсов как средств воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создают базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.

На сегодняшний день информатизация – это один из основных путей модернизации системы образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе. Более того, в должностные обязанности музыкального руководителя ДОУ входит знание  «основ работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами)», владение «электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами»Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером, интернет-ресурсами и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности современных детей.

Не стоит забывать, что использование ЭОР в музыкальном воспитании дошкольников – это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живое общение педагога с ребенком они не могут и не должны.

Какие же функции выполняет компьютер в педагогической деятельности музыкального руководителя:

- Компьютер- это средство подготовки выступлений.

- Компьютерные технологии являются источником  учебной и музыкальной информации.

- Компьютер позволяет создавать наглядные пособия, как демонстрационный материал, так и раздаточный.

- Подготовка выступлений, докладов, отчетов в текстовой форме и в виде презентаций.

- И конечно же это обмен опытом (форум, интернет). 

Данная работа содержит теоретический и практический материал по электронным образовательным ресурсам  для детей дошкольного возраста. Назначения этой работы использования электронных образовательных ресурсов на музыкальных занятиях и в самостоятельной музыкальной деятельности, развивать самостоятельность, инициативу, творческие способности, познавательную активность у детей дошкольного возраста.

Актуальность проекта

Данная тема актуальна, поскольку существует ряд проблем:

  • при стремительном развитии информационных технологий

- слабая материально- техническая база ДОО;

  • нет готовых музыкально-дидактических игр;
  • не всегда имеется необходимый наглядный демонстрационный материал: репродукции, иллюстрации, картинки или же они не очень высокого художественного качества.

Использование ИКТ в образовательной деятельности способствует усилению наглядности, вызывает огромный интерес у ребенка, активизирует детское внимание, усиливает познавательный интерес к музыке. Обогащение традиционных форм образовательной деятельности современными игровыми и компьютерными технологиями активизирует процесс формирования музыкальных способностей и закрепления знаний детей об изобразительных возможностях музыки.

Одной из возможностей формирования универсальных учебных действий в дошкольном возрасте является приобщение детей к работе с электронными образовательными ресурсами (ЭОР)

Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.

Подрастающее поколение живет в мире электронной культуры и подчас лучше нас разбирается в нем. Их мир игры – это компьютерные игры, электронные игрушки, игровые приставки. Дети воспринимают информацию посредством телевидения, персонального компьютера, которые не всегда несут полезную информацию. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является работа по созданию понятных и близких, на данном этапе развития общества, электронных дидактических и познавательных пособий.

В основу интерактивных пособий положена игра. Компьютер не изолирует детей от педагогического процесса, а дополняет его. Именно интерактивное пособие позволяет автоматизировать все основные этапы – изложение нового материала, закрепление пройденного, контроль знаний. При этом весь обязательный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму. Интерактивное пособие помогает разнообразить методические приемы подачи материала для детей дошкольного возраста. Отличным является то, что интерактивное пособие не предусматривает полную замену человека на компьютер, а как раз наоборот активное общение его с детьми, так как оно выступает вспомогательным средством подачи материала.

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста музыкальных способностей, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Интерактивные музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Педагогическая ценность интерактивных музыкально дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Таким образом, интерактивное пособие – это мотивирующая к обучению, игровая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса воспитания. Таким образом, применение интерактивных пособий в образовательном процессе является мощным обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды.

Цель

Создание условий для формирования творческих и интеллектуальных способностей по средствам интерактивных игр. 

Задачи

- оптимизировать образовательный процесс для достижения устойчивых положительных результатов в развитии дошкольников;

- обогатить музыкально-игровой опыт дошкольников для развития познавательной активности в самостоятельной деятельности;

- создать базу интерактивной дидактики и активно использовать её, как наглядность на музыкальных занятиях, тематических беседах, развлечениях и праздниках, в музыкально - дидактических играх дошкольников.

Этапы реализации проекта

   Содержание деятельности

1 этап - Подготовительный

Цель: создание ресурсной базы для разработки интерактивных игр.

Основные задачи этапа и направления деятельности:

  1. Изучение научно – методической литературы по данной проблеме.
  2. Изучение современных информационных технологий и применение их в работе с дошкольниками по музыкальному воспитанию.
  3. Приступить к разработке интерактивных игр.

2 этап - Практический

Цель: внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс.

Основные задачи этапа и направления деятельности:

1. Разработать интерактивные игры.

2. Проведение занятий по музыке с использованием интерактивных игр. Использование интерактивных музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности дошкольников

3 этап - Обобщающий

Цель: обобщение опыта работы по внедрению современных информационных технологий в образовательную деятельность по музыке.

  1. Анализ результатов проекта.
  2. Обобщение опыта работы по использованию интерактивных музыкально-дидактических игр в работе с дошкольниками.

   

Педагогические принципы и идеи.

-Доступность (соответствие дидактической задачи интерактивной игры возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);

 - Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);

 - Актуальность дидактического материала, актуальные формулировки заданий, помогают детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата;

- Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задания более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);

- Элемент новизны (внесение новых игр, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).

Концептуальные подходы

Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина, Ю.М.  Горвиц и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет.  Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребёнка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к её осуществлению на всё более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.         

Все исследователи данного вопроса говорят о том, что в  современном мире с каждым годом  возрастает  значимость использования новейших информационных технологий в решении образовательных задач,  они становятся мощнейшим средством в процессе развития психических познавательных процессов, и в решении воспитательных задач. Особо подчёркиваются возможности, которые дают новые технологии в развитии не только интеллектуальных, но и художественно-творческих способностей детей. Современные компьютерные технологии позволяют ребёнку выразить себя, шире раскрыть свои возможности  в рамках образовательных программ.      

Педагогические принципы и идеи

Гумманизации образования;

Личностно-ориентирванного подхода

Принцип научности

Принцип интеграции

Осуществление, как целого, так и индивидуального подхода к воспитанию личности ребенка

Соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся.

Методы обучения:

Словесный;

Наглядный;

Практического показа;

Поощрения;

Интеграции;

Игровой;

Беседы.

Основные формы реализации проекта

ООД (обучающие, закрепляющие, итоговые)

Самостоятельная деятельность дошкольников

Праздники и развлечения

Клубные часы

Тип проекта:

Действующий. Практико-ориентированный

Участники проекта:

1. Воспитанники старшего дошкольного возраста; 
2. Коллектив МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Чебурашка» 
3. Родители (законные представители), ближайшие родственники воспитанников. 

Срок реализации проекта:

Долгосрочный  с перспективой обучения педагогов созданию интерактивных игр и   создания сетевого взаимодействия не только внутри ДОУ, но и села и района

Механизм реализации проекта

Проект «Интерактивные музыкально-дидактические игры для дошкольников»» реализуется через работу МО педагогов ДОУ и систему методической работы, непрерывное образование и самообразование, взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Кадровое обеспечение

Музыкальный руководитель

Воспитатели  и педагоги ДОУ

Материально-технические

Для успешной реализации проекта имеется следующее обеспечение:

  •  компьютер, ноутбук
  • мультимедийный проектор
  • интерактивная доска
  • магнитофон, видеоплеер
  • телевизор
  • принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера

Ожидаемые результаты

Таким образом, с помощью ИКТ усиливается информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом которой является формирование более эффективной модели обучения, повышается мотивация к изучению общественных дисциплин.

Применение ИКТ позволяет добиться следующих результатов:

  • Повышение эффективности процесса обучения.
  • Повышение уровня профессионального мастерства и самооценки педагогов ДОУ.
  • Активизация познавательной деятельности детей.
  • Создание единой информационной среды.
  • Повышение интеллектуального уровня развития ребенка посредством использования информационно-коммуникативных технологий.

Продукт проекта

Наличие банка интерактивных музыкально-дидактических игр.

Авторская методическая разработка «ПОиграйКА»

Список литературы

  1. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 гг. URL: http://mondnr.ru/wp-content/uploads/2015/Prikazy/326P.pdf
  2. От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования / сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И., Голяева Т.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И. ; ДИППО. Донецк : Истоки, 2015. 223 с.
  3. Афанасьева О. В. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе. – www. pedsovet.org.
  4. Виноградова Н. А., Микляева Н.В. Интерактивная развивающая среда детского сада» Учеб. пособие М., 2004
  5. Калинина, Т.В.Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. – 2008. № 6;
  6. Моторин, Воспитательные возможности компьютерных игр//Дошк. воспитание. – 2000. № 11;
  7. Новосёлова, С.Л. «Компьютерный мир дошкольника» //Новая школа. – 1997. - № 3;
  8. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Петелина Н.В. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной школе.  http://nsportal.ru/
  2. Гурьев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений. http://www.rusedu.info/
  3. Афанасьева О. В. «Использование ИКТ в образовательном процессе.» – www. pedsovet.org
  4. Беляков Е.В. «Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе» http://belyk5.narod.ru/
  5. Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно- информационной среды детей дошкольного возраста».  http://doshkolnik.ru/

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новое требование к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования это необходимость использования электронных образовательных ресурсов нового поколения (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.) в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

В настоящее время идет интенсивный процесс внедрения в образование электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Необходимость широкого использования электронных образовательных ресурсов в ДОУ прямо определяется требованиями к результатам реализации образовательных программ, определяемыми ФГОС ДО.

Система музыкального воспитания в детском саду очень благодатна для детей и родителей. Дети с удовольствием идут на музыкальные занятия, родители очень любят посещать праздники и развлечения. Всегда откликаются на приглашения посетить, как сейчас принято говорить, образовательную деятельность в области «Музыка». Музыкальное воспитание положительно влияет на формирование не только специальных музыкальных способностей ребенка интонирование, ритмическое чувство, пластичность движений, но и на развитие таких качеств как память, мышление, внимание, способность сравнивать, анализировать, делать выводы. В то же время в музыкальной деятельности есть достаточно трудные моменты. Особую сложность представляет восприятие музыки (слушание). Современные дети, к сожалению, испытывают трудности при слушании музыки. В силу ряда причин у детей ослаблено внимание. Такие факторы как различные нарушения в здоровье, недостаточно двигательная активность или гиперактивность, неусидчивость, экологические природные факторы, чрезмерная занятость родителей – все это приводит к этому. Современные родители приобретают своим детям всевозможные компьютерные приставки, планшеты, и наши современные дети достаточно быстро осваивают эту технику. Они самостоятельно играют в игры, смотрят мультфильмы, а вот послушать музыку, поделиться впечатлениями о ней, рассказать о ней – все это вызывает большие трудности. Понятно, что переделывать родителей, переубеждать их не приобретать компьютерную технику детям – дело неблагодарное, да и ненужное. Поэтому я решила идти в ногу со временем и стала преподносить слушание музыки на несколько другом уровне. Для современного педагога не составляет труда составить компьютерную презентацию на музыкальные темы.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду: слушания музыки, пения, музыкально - ритмических  движений, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактических игр. На сегодняшний день мною разработан ряд интерактивных музыкально-дидактических игр  по всем видам музыкальной деятельности.

Слушание музыки. Мультимедиа презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал, разнообразят впечатления детей.

В музыкально – ритмических движениях имеют место красочные презентации, видео – клипы для знакомства с танцами, особенностями их исполнения. Применение ЭОР при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.

Следующий вид деятельности – пение. Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование информационно-коммуникационных технологий.  Для выразительного пения, понимания смысла слов, музыкального образа песни, может использоваться презентации к различным песням.

Для лучшего запоминания текста, создаю презентации, в которых использую мнемотехнику. Игра «Спой по картинке».

Музыкально – дидактические игры, продемонстрированные в виде презентаций, позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, мелодический, динамический слух, чувство ритма, способность различать характер и настроение музыкального произведения, расширять кругозор детей.  Музыкально-дидактические игровые пособия с аудио приложениями предназначены для организации самостоятельной и совместной деятельности детей дошкольного возраста. Направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие музыкального слуха у детей, ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора.

В разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» используются презентации – концерты, для знакомства с музыкальными инструментами и спецификой их звучания. Имеют место так же презентации для обучения детей игре в оркестре. Игра: «Музыкальные инструменты».

Не малую роль играет современное оснащение образовательного учреждения компьютерными средствами. В нашем учреждении имеются компьютеры в каждой возрастной группе, где ребенок может самостоятельно поиграть в музыкальные интерактивные игры. А так же в музыкальном зале есть интерактивная доска.

В своей работе я использую авторские интерактивные игры, созданные на базе программы Microsoft Power Point и «Видео мастер», LearningApps.org.

Использование компьютерных технологий позволяет музыкальному руководителю идти в ногу со временем и часто способствует решению тех педагогических задач, которые часто сложно, а порой и невозможно решить традиционными способами. Поэтому создание единой современной образовательной среды в области музыкального дошкольного воспитания требует гармоничного проникновения современных информационных и компьютерных технологий в традиционную педагогическую систему.

Можно смело утверждать, что современные  электронные образовательные ресурсы помогают повысить эффективность музыкального развития детей при умелом их использовании.

Возникает вопрос: где, когда и как применять информационные технологии в работе музыкальных руководителей дошкольных учреждений?

Ответ — новые информационные технологии можно и нужно применять в любом виде деятельности дошкольников:

непосредственной образовательной деятельности;

при индивидуальной работе с детьми;

на праздниках и развлечениях;

в повседневной жизни и самостоятельной деятельности

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям, перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания. Это позволяют сделать ИКТ.

И несмотря на ИКТ в нашей жизни -  помните, что самое важное и эффективное это живое общение и живая музыка!

Литература:

1. Боровик Т.А «Пути педагогического творчества», М:ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004

2. Белов Г. Г., Горбунова И. И., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта). – Спб.: СМИО Пресс 2010.

3. Буренина А. «Коммуникативные танцы для детей», СПб, 2004

4.  Богодяж О. «Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников»

5. Ветлугина Н.А,.Кенеман А.В «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду»,  М:Просвещение, 1983

6. Радынова, О.П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с.3

7. Радынова О.П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания» //  Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 - 30

8. Тарасова, К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г . - №1. – с.10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использованеи ИКТ в работе музыкального руководителя

Семинар-практикум для воспитателей и специалистов ДОУ  ...

Использование ИКТ в работе музыкального руководителя ДОУ

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке....

Доклад на тему: «Использование ИКТ в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения»

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-о...

Использование ИКТ при работе музыкального руководителя.

Использование ИКТ при работе музыкального руководителя....

Использование инноваций в работе музыкального руководителя

профессиональная деятельность в инновационном режиме...