«Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Фатуллаева Шахселем Мизамудиновна

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, которому он принадлежит. Дошкольный период является важнейшим этапом социализации, в ребенке закладываются основные функциональные качества, которые используются на протяжении всей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx38.14 КБ

Предварительный просмотр:

      От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы,

      что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого

в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, которому он принадлежит. Дошкольный период является важнейшим этапом социализации, в ребенке закладываются основные функциональные качества, которые используются на протяжении всей жизни.

Воспитание личности - всегда было сложной задачей. Перед педагогами, кроме традиционных вопросов – чему учить и как воспитывать ребенка в современных условиях, встает проблема: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения.

Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка. Успешная социализация дошкольника – проблема наиболее актуальная для ДОУ сегодня.

Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись и не обходятся без семьи. В её позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка требуется их взаимодействие. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнёрских отношений  между ДОУ и родителями.

Социальное партнёрство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь – «социум».                       
          Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.
Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей.        
             Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.

Одной из основных задач детского сада является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их педагогической компетентности.

Взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе. Взаимодействие здесь  рассматривается как социальное партнёрство, что подразумевает равное участие в воспитании ребёнка, как детского сада, так и семьи.         
Основные принципы  организации работы с семьей:

  • Открытость детского сада для семьи (каждому родителю предоставляется возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребёнок);
  • Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • Отсутствие формализма в организации работы с семьёй;
  • Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.

Формы взаимодействия:

  • коллективные (родительские собрания, дни открытых дверей, ролевые игры, круглые столы, конференции,  семейные педагогические проекты,  конкурсы,  анкетирование,  тестирование и др.);
  • индивидуальные (консультации, телефон доверия, анализ педагогических ситуаций,  беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и др.);
  • наглядно-информационные (выставки детских работ, музыкально-

поэтический уголок, библиотека для родителей, уголок краткой информации, фотоуголок,  др.).

Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы воспитателей с взрослыми членами семьи. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребёнка, об успехах малыша. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе воспитателя или самих родителей. Иногда о такой беседе нужно договариваться заранее, иногда бывает достаточно разговора утром или вечером.
        Основная форма работы с коллективом родителей
групповое родительское собрание. На этих собраниях родителей систематически знакомим с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Это может быть доклад или информация воспитателя, врача, музыкального работника, заведующего. Подводим итоги работы за определённый период. Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада.

Нетрадиционные формы общения с родителями:

  • Совместные досуги, праздники.
  • Участие родителей в выставках.
  • Выпуск газет.
  • Организация мини-библиотеки.  
  • Устные педагогические журналы.
  • Игры с педагогическим содержанием.
  • Занятия о профессиях, которые проводят родители.
  • Мастер-классы
  • Проекты

Эффективной нетрадиционной формой работы с родителями можно

считать мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две - три семьи, разделяющих её позицию в семейном воспитании. На такие встречи приглашаются и семьи, находящиеся в поиске по вопросу, который будет обсуждаться на мини-собраниях. За чашкой чая происходит спокойное, доверительное общение. Изучается и передается опыт семейного воспитания.

 Дни открытых дверей — это возможность для родителей присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях дошкольного учреждения.

Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как

совместный досуг детей и родителей, где последние выступают полноправными участниками. При их подготовке родители задействованы практически во всех мероприятиях:

  • обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
  • помощи в разработке сценария;
  • разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью;
  • помощи в оформлении помещения;
  • пошиве праздничных костюмов;
  • подготовке отдельных номеров;
  • изготовлении сюрпризов и подарков;
  • подготовке праздничного стола.

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей,

детей и воспитателей, устраняет отчуждённость между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблемы. Ещё праздники позволяют взрослым поиграть, дают им возможность стать «равными» ребёнку в игре.

Образовательная деятельность с детьми в ДОУ для родителей. Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).

Родительские конференции. Цель: обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается для затравки, чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции ("Забота о здоровье детей", "Роль семьи в воспитании ребенка"). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

Деловая игра - простор для творчества.  Цель: выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения.

Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.

В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?».

Тренинговые игровые упражнения и задания. Они помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов.

Вечер вопросов и ответов. Цель: уточнить педагогические знания родителей, умение применять их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей. Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение

 родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени методисты, воспитатели должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

Во взаимодействии  с родителями можно использовать такую форму, как «Родительский университет», где могут работать разные кафедры по потребностям родителей:  «Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой - моя новая профессия); «Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа - первые и главные учителя); «Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки - хранители семейных традиций).

 «Устный журнал» - одна из целесообразных форм работы с коллективом родителей, позволяющая ознакомить их сразу с несколькими проблемами воспитания детей в условиях детского сада и семьи, обеспечивает пополнение и углубление знаний родителей по определённым вопросам.

Каждая «страница" "Устного журнала" заканчивается выступлениями детей, что позволяет родителям увидеть имеющиеся знания детей по данным проблемам. Например, первая страница "Устного журнала" посвящается обучению детей правилам дорожного движения. Дети готовят сценки и стихи, посвящённые профилактики ДТП. Подобная форма работы с родителями вызывает у них интерес и желание сотрудничать с педагогами. «Устный журнал» состоит из 3-6 страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Например, рекомендуем использовать рубрики: «Это интересно знать», «Говорят дети», «Советы специалиста» и др. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения.

 «Круглый стол» с родителями. Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

Встречи за “Круглым столом” расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации. Встречи с родителями, такие как «Педагогический калейдоскоп, «Юморина», «Валентинов день» позволяют не только выявить педагогические знания родителей, их кругозор, но и помогают сблизиться друг с другом, вызвать эмоциональный отклик от общения, от проведенного мероприятия, а также вызывают интерес и желание сотрудничать с педагогами.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Тематические выставки создаются как для родительского коллектива всего детского сада, так и для родителей одной группы. К их оформлению можно привлекать самих родителей: поручить подбор материала по определенной теме, найти вырезки из газет и журналов, сделать выкройки игрушек-самоделок. Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют журналы для родителей.

Привлекают, способствуют сближению педагогов, родителей и детей различные творческие мастерские, кружки «Оч.умелые ручки», «Копилки идей». Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон и др.

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Родители не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

Доверительные отношения между родителями и воспитателями можно

установить в совместной деятельности. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно - развивающей среды в группе, налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями.  

Совместные экскурсии, походы, пикники. Цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. У родителей появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества «Во поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия». В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Семейный вернисаж, фотовыставки «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семейка», «Семья - здоровый образ жизни». Живой интерес и даже удивление родителей вызывает выставка - стенд «Семья глазами ребенка», где дети делятся своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Но дети высказывают другие пожелания: «Мечтаю о братике и сестричке», «Мечтаю, чтобы все жили вместе», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились» . Это заставляет родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям.

Интересной формой сотрудничества является выпуск газеты. Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома».

Гость группы – необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

Сотрудничество с семьёй требует от воспитателей обязательного выполнения на всех этапах работы ряда правил, необходимых для оптимального педагогического общения, для завоевания авторитета в общении:

  • обращение к родителям своих воспитанников только по имени;
  • проявление искреннего интереса к ним;
  • умение выслушать;
  • проявление доброжелательности, улыбка в общении с ними;
  • беседы о том, что интересует родителей и что они ценят выше всего;
  • умение дать почувствовать родителям их значимость, проявление уважения к их мнению.

Семья и детский сад – два важных социальных института социализации ребёнка. Без родительского участия процесс воспитания не возможен, или, по крайней мере, не полноценен. Опыт работы показал, что в результате применения современных форм взаимодействия, позиция родителей стала более гибкой. Теперь родители – активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения говорят об эффективности использования современных форм в работе с семьями.

        Методические рекомендации.

  • Говорить с родителями только о том, судить о чём вы имеете право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.
  • Планируя серьезный разговор с родителями, не начинайте его утром, на улице, на ходу, на лестнице, в детской раздевалке, а пригласите их пройти в группу и обязательно усадите за стол. Тогда ваши слова будут услышаны,  и родитель будет вынужден вас выслушать. В деловой обстановке он не сможет оборвать разговор тогда, когда ему это станет удобно.
  • Не начинайте разговор с родителями воспитанников со слов: «Ой извините,  можно с Вами поговорить?», «Вы не уделите мне пять минут?», «Не знаю, может быть, я не совсем права, но всё-таки… ». А такие речевые обороты, как «Вы не понимаете…», «Вы не правы…», «Вы должны…», лучше вообще не употреблять в общении с родителями.
  • Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их сравнивать. Если всё-таки сравнивать, то только с эталоном, нормой возрастного развития: каждый родитель хочет слышать в первую очередь о достижениях и проблемах развития своего ребёнка; если в первые десять пятнадцать минут разговора он ни чего конкретного и убедительного о своём ребёнке не услышит, он постарается закончить разговор.
  • Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов её решения. Тогда родитель будет воспринимать вас не  как критика, а как помощника. Образно говоря, родитель идёт к педагогу как к врачу: не важно, с чем зашёл, важно, с чем вышел.
  • Есть категория «любопытных» родителей, которые любят задавать вопросы педагогу и вместе с ним рассуждать. Наиболее очевидны две цели: либо показать свою компетентность, либо найти ответы на волнующие вопросы. Целесообразно завести журнал «У меня есть вопрос», где предложить родителям написать насущные проблемы в воспитании и развитии детей, в обращении с ними, организации режимных моментов и разных видов деятельности. Вопросы, как правило, во всех семьях похожи, но одни родители не знают, как их решить, а другие имеют опыт успешного решения проблем. Заведите в журнале две колонки: вопрос и ответ. Родители начнут вести переписку друг с другом, задавать свои вопросы и отвечать на вопросы других.  
  • Создавайте общественное мнение с помощью родителей – единомышленников, имеющих высокий авторитет среди других мам и пап. Иногда родители сомневаются в целесообразности реализации тех или иных идей педагога, однако склонны доверять мнению таких же людей, как они сами.
  • Не ставьте задачу завоевать авторитет у всех без исключения родителей, создать со всеми отношения активного сотрудничества, полного взаимопонимания и приятия.

Известно: не всегда количественный подход означает качественный. Народная мудрость точна: «Можно загнать лошадь в воду, но пить её не заставишь». Если взрослый человек не хочет участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду, и, более того,  сопротивляется этому,  «загнать его в воду» сложно, но всё - таки можно. Вот только нужно - ли? Вряд – ли он получит от этого удовольствие.

  • Стенд или книжка раскладушка с материалами, подготовленными и обсуждёнными на родительских собраниях, круглых столах, должны быть доступны родителям, их размещают в детской раздевалке, ярко оформляют и печатают крупным шрифтом, чётко структурируя содержание. Также можно вывесить для родителей лист отзывов и предложений. Чем интереснее подобран материал и чем больше  положительных отзывов написано на листе, тем чаще у «постоянно занятых» родителей возникает желание прийти на следующее мероприятие.
  • Создайте библиотечку для родителей. Поместите в неё не только методические пособия, но и всё, что расположено на стенде. Заинтересованные родители захотят не только прочитать, но и сделать ксерокопию материалов. Заведите разноцветные папки с файлами на каждый месяц. Это обеспечит не только доступность информации, но и её практическое применение.
  • Посещение родителями различных мероприятий для детей (познавательных, праздничных и спортивных), казалось бы, не имеет прямого отношения к мероприятиям просветительской направленности. Однако, наблюдая за детьми,  родители имеют возможность поделиться друг с другом впечатлениями, поинтересоваться планами относительно активного участия в следующих мероприятиях.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»

На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установ...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка.»

Сегодня одним из условий необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста в соответствии с Федеральным государственным образовательным ...

«Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка»

Самую важную роль в процессе становления личности ребенка играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ....

«Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка».

Оснорвные и нетрадиционные формы работы  по взаимодействию педагогов- родителей - детей ОВЗ дошкольного возраста....

Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребёнка

Материал может быть полезен для воспитателей ДОУ...