«Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка».
статья

Выступление на конфиренции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Горожанкина Юлия Владимировна, воспитатель,

Черевкова Татьяна Владимировна, воспитатель,

Никулина Людмила Александровна, учитель-дефектолог

МБДОУ ДС № 28 «Ладушки» Старооскольского городского округа

 

«Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка».

В современном мире все люди озабочены решением проблем экономического, а порой физического выживания, поэтому остается совсем не много времени на воспитание и личностное развития ребёнка. В связи с этим, у родителей, нет возможности овладеть в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка. Порой они осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Воспитание личности - всегда было сложной задачей. Перед педагогами, кроме традиционных вопросов – чему учить и как воспитывать ребенка в современных условиях, встает проблема: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения, к таким качествам, в первую очередь, нужно отнести способность успешной социализации ребенка.

Что же такое социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, которому он принадлежит. Дошкольный период является важнейшим этапом социализации, в ребенке закладываются основные функциональные качества, которые используются на протяжении всей жизни.

Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка требуется их взаимодействие. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнёрских отношений между ДОУ и родителями, что будет способствовать улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей, а также повышение их педагогической компетентности.

Основные принципы организации работы с семьей:

  1. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  2. Открытость детского сада для семьи;
  3. Отсутствие формализма в организации работы с семьёй;
  4. Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка;
  5. Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

Формы взаимодействия:

  1. Коллективные (родительские собрания, дни открытых дверей, круглые столы, сюжетно-ролевые игры, конференции, конкурсы, семейные педагогические проекты, тестирование, анкетирование и др.);
  2. Индивидуальные (консультации, беседы, анализ педагогических ситуаций, телефон доверия, посещения семей, поручения родителям и др.);
  3. Наглядно-информационные (музыкально-поэтический уголок, выставки детских работ, фотоуголок, библиотека для родителей, уголок краткой информации и др.).

Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы воспитателей с взрослыми членами семьи. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают об успехах малыша, об огорчениях, которые порой могут быть в семье, а также о беспокойстве, которое вызывает поведение ребёнка. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе воспитателя или самих родителей.

Основная форма работы с коллективом родителей групповое родительское собрание. На этих собраниях родителей систематически знакомим с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Это может быть доклад воспитателя, медицинского и музыкального работника, учителя-логопеда, старшего воспитателя, заведующего.

Нетрадиционные формы общения с родителями:

  1. Совместные досуги, праздники;
  2. Мастер-классы;
  3. Проекты;
  4. Участие родителей в выставках;
  5. Игры с педагогическим содержанием;
  6. Организация мини-библиотеки.

Эффективной нетрадиционной формой работы с родителями можно считать мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две - три семьи, разделяющих её позицию в семейном воспитании. На такие встречи приглашаются и семьи, находящиеся в поиске по вопросу, который будет обсуждаться на мини-собраниях.

Семья и детский сад – два важных социальных института социализации ребёнка. Без родительского участия процесс воспитания не возможен, или, по крайней мере, не полноценен. Опыт работы показал, что в результате применения современных форм взаимодействия, позиция родителей стала более гибкой. В результате взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, родители стали принимать активное участники в жизни своих детей. Такие изменения говорят об эффективности использования современных форм в работе с семьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»

На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установ...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка.»

Сегодня одним из условий необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста в соответствии с Федеральным государственным образовательным ...

«Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка»

Самую важную роль в процессе становления личности ребенка играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ....

«Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка»

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того ...

«Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка».

Оснорвные и нетрадиционные формы работы  по взаимодействию педагогов- родителей - детей ОВЗ дошкольного возраста....

Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребёнка

Материал может быть полезен для воспитателей ДОУ...