Шахматные игры
учебно-методический материал (старшая группа)

Кашина Надежда Ивановна

В материале представлены шахматные игры, направленные на развитие логического мышления дошкольников. А также краткий шахматный словарь для ознакомления детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmatnye_igry.docx15.41 КБ

Предварительный просмотр:

               Шахматные игры  (на развитие логического  мышления)

«Шахматный мешочек»

1-ый вариант,

         В матерчатый шахматный мешочек по очереди взрослый и ребенок складывают по одной фигуре и называют ее. Например, «Ускакал от меня конь», «Убежала ладья» и т.д.

2-ой вариант,

         В мешочке прячутся все фигуры сразу, и по заданию дети по очереди на ощупь ищут определенную фигуру, или достают любую фигуру, называя ее сначала, а затем показывают всем детям.

«Что изменилось»

Расставить на магнитной доске или поставить на столе 5-6 шахматных фигур, Дети закрывают глаза, взрослый убирает одну фигуру или меняет местами. Ребенок  говорит, что изменилось. Если дети не справляются, то надо начинать игру с маленького количества фигур, например 3-х – 4-х, затем добавляя по одной.

«Правильно, неправильно»

Взрослый расставляет черные фигуры в 8-ом ряду или белые фигуры на 1-ой горизонтали. Спрашивает: «Правильно ли стоят фигуры?». Дети отвечают, называя, какая фигура стоит не на своем месте и где она должна находиться.

«Найди сходство и разницу»

1 вариант,

         Взрослый предлагает ребятам сравнить по внешнему виду 2 шахматные фигуры, отметить их сходство и различие.

2 вариант,

         Сравнить две фигуры или группу по тому, кто как ходит, например, ладья и ферзь.

«Узнай по описанию»

Воспитатель описывает шахматную фигуру и  просит отгадать ее. Например, «Она ходит и бьет по вертикали и по горизонтали на любое возможное количество клеток. Она не имеет права ходить по диагонали». Дети: – ЛАДЬЯ, Воспитатель: «Начинает движение в одном направлении, а заканчивает его в другом. Получается след на доске, похожий на букву «Г»».

Дети: – КОНЬ.

«Шахматная загадка»

Взрослый загадывает фигуру, не называя ее. Дети задают вопросы: например, это фигура? Ходит она по диагонали? Это он или она? Стоит он (она) на 1-ой горизонтали? Фигура ходит на одну клетку во всех направлениях. Взрослый отвечает «да» или «нет», пока дети не отгадают.

 «Кто в домике живет»

Ребенок берет любую фигуру, ставит ее на место и говорит, в каком домике она живет. Например, ладья белая живет в домике А1, конь Ь2, слон – СЗ (Слон живет в домике СЗ).

«Угадай, о какой фигуре я думаю»

Он (конь, ферзь, король, слон)

Она (ладья, пешка)

Или: «Раньше она могла плавать, ходить может только прямо...» Далее: «Начинает он ходить с белого поля, а попадает на черное...»

«Что лишнее?»

а) Конь, ладья, пешка, слон. (Пешка), (Все – фигуры, а пешка – нет)

б) Три белые фигуры, одна черная.

в) Три деревянные, одна пластмассовая.

г) Три пешки и ладья.

Краткий шахматный словарь

1. Активные шахматы – когда время на партию отводится по 30 минут на каждого игрока.

2. Арбитр – шахматный судья.

3. Анализ – подробный разбор позиции, партии.

4. Битое поле – поле, которое контролируется пешкой или фигурой.

5. Вертикаль – линия, которая идет от игрока к игроку, обозначается восемью буквами.

6. Блиц – быстрые партии, когда игрокам на все ходы отводится по 5 минут.

7. Вилка – одновременное нападение на две фигуры.

8. Взятие – уничтожение пешки или фигуры.

9. Горизонталь – прямая на шахматной доске, идущая слева направо, обозначается цифрами.

10. Диагонали – линии доски, идущие наискосок. Состоят из полей одного цвета, разной длины.

11. Гамбит – жертва пешки в дебюте для захвата инициативы.

12. Диаграмма – шахматная доска, печатаемая в книгах. Белые фигуры располагаются внизу.

13. Дальнобойные фигуры – фигуры, которые контролируют поле по всем линиям доски. Это ферзь, ладья и слон.

14. Развитие – ввод фигур в игру.

15. Позиция – размещение фигур и пешек на шахматной доске.

16. Поле – одна из клеток на шахматной доске.

17. Разряд – шахматная квалификация, самый низший 4 разряд, затем идет 3, 2 и 1, кандидат в мастера, мастер, гроссмейстер.

18. Размен – обмен фигурами или пешкам. Бывает выгодный и невыгодный.

19. Турнир – вид шахматных соревнований: на получение разряда, на личное первенство, на звание сильнейшего, командный.

20. Таблица – документ, куда записываются очки игроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ШАХМАТНАЯ ИГРА, ЕЕ ПРАВИЛА, ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.

Шахматы - настольная логическая игра специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух противников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Название бер...

История возникновения шахматной игры (доклад с мультимедийным сопровождением)

Информация для педагогов в рамках круглых и столов и  для родителей в рамках родительских собраний . Шахматы -  старинная игра улучшит логическое мышление и математическую грамотность...

Программа дополнительного образования дошкольников по раннему обучению азам шахматной игры детей от 3 до 7 лет «Юный шахматист»

Настоящая дополнительная программа по раннему обучению детей от т3 до 7 лет азам шахматной игры "Юный шахматист" имеет социальную - педагогическую направленность разработана в соответствии с...

Консультации для родителей «Шахматная игра»!

Мы, взрослые, отлично понимаем, как много даёт умение играть в шахматы. Но объяснить это ребёнку невозможно, он не поймёт. Малыша нужно, прежде всего увлечь. Впрочем, если у родителей нет времени этим...