«Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими психические нарушения» (Выступление на РМО психологической службы)
методическая разработка

Мурушкина Наталия Борисовна

 

На тему общения с людьми написано немало книг, статей и заметок в журналах. Научиться общаться с людьми является одним из главных приоритетов человека в жизни. Но если человек не такой, как все, общение может быть уже затруднено только пристальным вниманием к нему. Как подобрать правильное общение с людьми, которые являются инвалидами? Как не обидеть их случайно произнесенной  фразой?

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими психические нарушения»

(Выступление на РМО психологической службы)

                           

04.03.2020г.

Подготовила: педагог-психолог

                                                                               Мурушкина Н.Б.

На тему общения с людьми написано немало книг, статей и заметок в журналах. Научиться общаться с людьми является одним из главных приоритетов человека в жизни. Но если человек не такой, как все, общение может быть уже затруднено только пристальным вниманием к нему. Как подобрать правильное общение с людьми, которые являются инвалидами? Как не обидеть их случайно произнесенной  фразой?

Практически все люди, не имеющие дела с инвалидами, не знают как с ними общаться, а зачастую и как помочь им в общественном месте. Многие начинают заметно нервничать и теряться, если приходится взаимодействовать с человеком, у которого ограничены возможности.

Инвалиды требуют уважения не просто потому что они ограничены в способностях, а потому что они тоже люди. Необходимо сосредоточиться на индивидуальности и личности, а не на заболевании человека. В этом случае будет целесообразно применять правило: относиться к людям так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам.

Существуют общие правила этикета при общении с инвалидами

1.Обращение к человеку: когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

2. Пожатие руки: когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку — правую или левую, что вполне допустимо.

 3.Называйте себя и других: когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.

4.Предложение помощи: если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.

5.Адекватность и вежливость: обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на ты, только если вы хорошо знакомы.

6. Не опирайтесь на кресло-коляску: опираться или виснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или виснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.

7. Внимательность и терпеливость: когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам — понять его.

8.Расположение для беседы: когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать. Разговаривая с теми, кто может, читать по губам, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки), не мешало.

9.Привлечение внимания человека: чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.

10. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав "Увидимся" или "Вы слышали об этом...?" тому, кто не может видеть или слышать.

Правила этикета пи общении с инвалидами, имеющими психические нарушения:

Психические нарушения — не то же самое, что проблемы в развитии. Люди с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства или замешательство, осложняющие их жизнь. У них свой особый и изменчивый взгляд на мир.

Следует помнить, что говорить с такими людьми надо спокойно, точно определяя все нюансы. Люди с психическими нарушениями достаточно самостоятельны и активны. У них нет проблем в понимании речи, а уровень интеллекта такой же, как и у здоровых людей.

Не надо думать, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении.

Обращайтесь с людьми с психическими нарушениями как с личностями. Не нужно делать преждевременных выводов на основании опыта общения с другими людьми с такой же формой инвалидности.

Неверно, что люди с психическими нарушениями имеют проблемы в понимании или ниже по уровню интеллекта, чем большинство людей.

Если человек, имеющий психические нарушения, расстроен, спросите его спокойно, что вы можете сделать, чтобы помочь ему.

Не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания.

Не бойтесь насилия и агрессии, представления о том, что все люди с психическими нарушениями склонны к «буйному сумасшествию» — это один из мифов. На любые проявления волнения старайтесь реагировать спокойно, исходите из мысли о том, что большинство людей с психическими расстройствами могут справиться с негативными эмоциями. Если вы дружелюбны, они будут чувствовать себя спокойно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопровождение детей, имеющих предпосылки к одаренности в рамках методической службы дошкольного учреждения

Презентация позволяет ознакомиться с системой методической работы по развитию детской одаренности....

Системная работа психологической службы дошкольного образовательного учреждения по профилактике профессионального выгорания педагогов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В статье рассматриваются вопросы готовности педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольной организации и путях профилактики эмоционального выгорания....

Эффективная работа психологической службы дошкольного образовательного учреждения как условие психологической стабильности детей, сотрудников и родителей

В статье освещены практические методы работы психологической службы дошкольного образовательного учреждения со всеми участниками образо-вательного процесса от периода раннего детства до предшкольного ...

Психологические особенности общения детей с задержкой психического развития

В книге представлен авторский подход к пониманию проблем социализации детей с задержкой психического развития. В ней впервые обобщены результаты исследо­ваний отечественных и зарубежных авторов по...

10 общих правил этикета в работе с детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ

10 общих правил этикета в работе с детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ...

Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете).

Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете).         Успешная коррекционна...

Правила этикета при общении с людьми с ограниченными возможностями здоровья

Наша речь связана с этикетом. Но, даже используя корректные выражения, можно поставить в неловкое положение и себя, и вашего собеседника, если не принимать во внимание некоторые нюансы, связанные с на...