Педагогический проект "Неизведанное рядом"
проект (подготовительная группа)
Проведённое диагностическое обследование в группе компенсирующей направленности в начале учебного года показало очень низкий уровень знаний детей по познавательному развитию. Познавательный интерес отсутствует. Дети мало знаю об объектах живой и неживой природы. Многие термины окружающих объектов детям практически незнакомы. Не знают о свойствах и качествах материалов неживой природы, не интересуются поисковой деятельностью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-_neizvedannoe_ryadom.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Детский сад компенсирующего вида № 3»
Педагогический проект
по опытно-экспериментальной деятельности
«Неизведанное рядом»
Авторы – составители:
Трапезникова Е.Г.,
воспитатель 1 квалификационной категории;
Гуляева Е.В.,
воспитатель 2 квалификационной категории
«Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму».
По виду деятельности проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательно-творческую, познавательную и практическую деятельность.
По продолжительности - долгосрочный 1 год.
Участники проекта - коллектив педагогов, дети разновозрастной группы компенсирующей направленности (ЗПР), родители.
Проблема – проведённое диагностическое обследование в группе компенсирующей направленности в начале учебного года показало очень низкий уровень знаний детей по познавательному развитию. Познавательный интерес отсутствует. Дети мало знаю об объектах живой и неживой природы. Многие термины окружающих объектов детям практически незнакомы. Не знают о свойствах и качествах материалов неживой природы, не интересуются поисковой деятельностью.
Актуальность.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Эксперимент обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является средством интеллектуального развития дошкольников. Что немаловажно для детей группы компенсирующей направленности.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Пояснительная записка.
Как было сказано выше, данный проект осуществляется в рамках группы для детей с задержкой психического развития.
Задержка психического развития (ЗПР) - это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.
К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:
- низкий уровень познавательной активности;
- незрелость мотивации к учебной деятельности;
- сниженная работоспособность к приему и переработке информации;
- ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
- недостаточная сформированность умственных операций;
- отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.
Дети с задержкой психического развития представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями.
Условно детей с ЗПР можно разделить на две группы.
- К первой группе относятся дети с эмоционально – личностной незрелостью.
- Ко второй группе относятся дети с нарушениями познавательной деятельности.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование.
Экспериментирование как специальное организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ познания им окружающего мира. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое, но такая самодеятельность иногда бывает опасной. Эксперимент, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни.
Цель проекта:
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи проекта:
Для детей:
- формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);
- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
- воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.
- воспитывать умения работать сообща в процессе постановки опытов.
Для родителей:
- привлечь к оказанию помощи в оснащение уголка экспериментирования.
- привлечь к поиску информаций к иследоваемому объекту.
- повысить компетентность родителей по детскому экспериментированию.
- формирование детско-родительских отношений в процессе совместной поисково-исследовательской деятельности.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Дети должны
- Познакомиться с объектами неживой природы;
- Научиться устанавливать причинно-следственные связи и делать несложные выводы;
- Пополнить словарный запас разными, новыми терминами.
- Знать свойства и качества некоторых материалов неживой природы.
Этапы проведения проекта.
1. Подготовительный
(мотивационный, информационно-накопительный).
Подготовка к работе педагогов.
- Анализ методической литературы.
- Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме «Опыты, экспериментирование для дошкольников».
- Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.
- Диагностическое обследование детей.
- Разработка перспективно-тематического плана работы с детьми.
Подготовительная работа с детьми.
- Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
- Знакомство с уголком экспериментирования в группе.
- Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.
2. Основной этап проекта - реализация проекта.
Содержание деятельности детей:
- знакомство с энциклопедиями;
- наблюдение за объектами неживой природы;
- беседа об объектах неживой природы;
- проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, светом и т.д.;
- знакомство с дидактическими играми;
- труд в уголке природы;
- продуктивная деятельность.
Содержание деятельности педагогов:
- подбор и выставка литературы для родителей по детскому экспериментированию;
- папка передвижка «Роль детского экспериментирования в развитие психических процессов»;
- буклет для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»;
- проведение опытов – экспериментов;
- разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности;
- создание картотеки опытов – экспериментов;
- создание картотеки дидактических игр;
- оформление стен газеты « Я маленький исследователь»
Содержание деятельности родителей:
- подготовка пособий и материалов для опытов экспериментов;
- подготовка сообщений на тему: « Вода - источник жизни», «Комнатное растение и уход за ним»;
- помощь в организации выставки «Мир дерева»;
- привлечение родителей к оснащению уголка экспериментирования;
- создание альбома «Коллекция тканей».
3. Заключительный этап для педагогов.
1. Оформление презентации, оформление альбома с опытами, представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов.
2. Показ презентации проекта в рамках проведения недели творчества педагогов.
Заключительный этап для детей.
Показ открытого занятия для родителей «Путешествие в страну волшебных предметов».
Формы организации образовательного процесса
В разных видах детской деятельности в системе
“Педагог - Ребенок – Родители”
Работа с детьми
Месяц | Формы работы |
Сентябрь | 1. Знакомство детей с уголком экспериментирования. Цель: дать представление о назначении детского экспериментального уголка. 2. Опытно экспериментальная деятельность «Прятки с водой». Цель: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная; подвести к пониманию того, что вода может изменять цвет. |
Октябрь | 1. Игра-эксперимент «Тёплая капелька или поможем колобку умыться». Цель: способствовать у детей накопления конкретных представлений о свойствах воды. Познакомить со способами тёплой воды. 2. Инсценировка сказки «Колобок на новый лад». Цель: учить составлять алгоритм действия опыта «Тёплая капелька». 3. Игра-эксперимент «Освобождение бусинок из ледяного плена». Цель: создать условия для расширения представлений детей о свойствах – тает в тепле. |
Ноябрь | 1. Опыт-эксперимент « Почему песок хорошо сыплется». Цель: учить сравнивать песок, глину. Показать свойства песка. 2. Опыт «Посадим деревце». Цель: Различать свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. 3. Рисование комнатного цветка. Цель: закрепить строения цветка и название через художественное творчество. 4. Труд в уголке природы. Цель: знакомить с комнатными растениями, способами ухода за ними. Познакомить с путём размножения растений. |
Декабрь | 1. Эксперимент «Что в коробке». Цель: познакомить детей со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа). Показать, что свет не проходит через прозрачные предметы. 2. «Почему всё звучит». Цель: подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. 3. Д/ игра « Отгадай, что звучит». Цель: развивать слуховое восприятие. |
Январь | 1. Опыт-эксперимент «Разная бумага». Цель: познакомить с видами бумаги. Научить детей вычленить качества бумаги (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнётся, рвётся, режется). 2. «Бантик из бумаги и ткани». Цель: закрепить представления о свойствах бумаги (мнётся, рвётся, размокает в воде) и ткани (мнётся, её можно стирать и гладить); научить выделять свойства и признаки материала. 3. Конструирование из бумаги по типу оригами. Цель: закрепить свойства и виды бумаги через конструирование. |
Февраль | 1. Опыт-эксперимент «Узнай всё о себе шарик». Цель: познакомить с резиной её качествами и свойствами, научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления. 2. Опыт-эксперимент «На чём полетят человечки?». Цель: Научить выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимость воздуха и воды, эластичности; сравнивать резину с тканью; доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они сделаны. |
Март | 1. Опыт-эксперимент «Дерево умеет плавать». Цель: расширять представления о дереве, его качествах и свойствах; научить устанавливать причинно - следственные связи между свойствами материала и способом его использования. 2. Опыт-эксперимент « В мире пластмассы». Цель: познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, лёгкая, цветная). 3. Индивидуальная работа по закреплению свойств пластмассы и дерева. Цель: закреплять название материалов их свойствам. |
Апрель | 1. Опыт-эксперимент «В мире стекла». Цель: помочь выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое). 2. Опыт-эксперимент «В мире металла». Цель: учить узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск). 3. Д /игра «Эти разные предметы». Цель: Развивать умение классифицировать предметы по их свойствам и качествам. |
Май | 1. Оформление презентации, оформление альбома с опытами, представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов. 2. Показ презентации проекта на итоговом педсовете. |
Формы работы с родителями | |
Сентябрь | Познакомить родителей с проектом «Неизведанное рядом», его целями и задачами. |
Октябрь | 1. Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. 2. Подготовить сообщения «Вода источник жизни». |
Ноябрь | 1. Сообщения о комнатных растениях их вид, уход. 2. Разработать буклет «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка». |
Декабрь | 1. Предложить провести эксперимент со светом. 2. Подготовить папку передвижку «Роль детского экспериментирования в развитие психических процессов». 3. Привлечь родителей к пополнению картотеки опытов-экспериментов. |
Январь | 1. Приготовить родителям различные кусочки ткани и бумаги для знакомства с тканью и бумагой. Сделать альбом с коллекцией. |
Февраль | 1. Приготовить для опытов с резиной: воздушные шарики, перчатки резиновые, маленькие резиновые шарики и самостоятельно сшить мячи из ткани для опыта «На чём полетят маленькие человечки». |
Март | 1. Создать выставку с помощью родителей «Мир дерева». |
Апрель | 1. Сделать для родителей стенд газету под названием «Маленький исследователь». 2. Дать задание на лето собрать природный материал для экспериментального уголка. |
Май | 1. Создать выставку рисунков родителей совместно с детьми «Удивительное рядом». |
Итоги реализации проекта по опытно экспериментальной деятельности
«Неизведанное рядом»
- В процессе темы проекта дети стали проявлять активный познавательный интерес.
- Стали самостоятельно задавать познавательные вопросы.
- Получили много новой информации об объектах неживой природы, о свойствах и качествах материала.
- У детей улучшились психические процессы: память, внимание, мышление.
- Появился интерес к исследованиям.
- Родители проявили активность в помощи реализации проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по экологическому воспитанию "Неизведанное рядом. Лекарственные растения нашего края"
Сложившаяся экологическая обстановка в области, районе, от ставание в формировании экологического сознания жителей нашего города требовали целенаправленной работы по формированию общей экологической к...
Педагогический проект "С мамой рядом хорошо"
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время семья переживает не лучшее время, поэтому необходимо воспитывать у ребенка любовь к р...
Педагогическое мероприятие "Удивительное рядом"
В нашем современном и очень непростом мире сложно удивляться. Но вопреки этому утверждению, нужно обязательно суметь в чем то самом обычном рассмотреть необычное. Увидеть удивительное рядом...
Педагогический проект эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ «Мы вместе, мы рядом и нам хорошо»
Педагогический проект эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ«Мы вместе, мы рядом и нам хорошо» по технологии М.Н. Поповой....
Педагогический проект "Логопед рядом"
На протяжении двух лет успешно реализовывался проект «Логопед рядом» - как новая форма взаимодействия Учреждения с социумом.В рамках данного проекта в дошкольном учреждении функционировала...
Выступление на педагогическом совете Совместная работа воспитателя и специалистов в ДОУ "Не рядом, а вместе!"
В современном дошкольном учреждении задачи воспитания и обучения (воспитательная, образовательная, развивающая, корректирующая) не под силу одному из участников учебно-воспитательного процесса. Конечн...
Мастер-класс для педагогов Эффективные педагогические технологии обучения в ДОУ (технология исследовательской деятельности). «Неизведанное рядом».
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии яв...