Педагогический проект "Неизведанное рядом"
проект (подготовительная группа)

Проведённое диагностическое обследование в группе компенсирующей направленности в начале учебного года  показало очень низкий уровень знаний детей по познавательному развитию.  Познавательный интерес отсутствует. Дети мало знаю об объектах живой и неживой природы. Многие термины окружающих объектов детям практически незнакомы.  Не знают о свойствах и качествах материалов неживой природы, не интересуются поисковой деятельностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_-_neizvedannoe_ryadom.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад компенсирующего вида № 3»

Педагогический проект

по опытно-экспериментальной деятельности

«Неизведанное рядом»

Авторы – составители:  

Трапезникова Е.Г.,

воспитатель 1 квалификационной категории;

Гуляева Е.В.,

воспитатель 2 квалификационной категории


                                                                                 «Расскажи - и я забуду,

покажи - и я запомню,

дай попробовать - и я пойму».

По виду деятельности проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательно-творческую, познавательную и практическую деятельность.

По продолжительности - долгосрочный 1 год.

Участники проекта - коллектив педагогов, дети разновозрастной группы компенсирующей направленности (ЗПР), родители.

Проблема – проведённое диагностическое обследование в группе компенсирующей направленности в начале учебного года  показало очень низкий уровень знаний детей по познавательному развитию.  Познавательный интерес отсутствует. Дети мало знаю об объектах живой и неживой природы. Многие термины окружающих объектов детям практически незнакомы.  Не знают о свойствах и качествах материалов неживой природы, не интересуются поисковой деятельностью.

Актуальность.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Эксперимент обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является средством интеллектуального развития дошкольников. Что немаловажно для детей группы компенсирующей направленности.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.

Пояснительная записка.

Как было сказано выше, данный проект осуществляется в рамках группы для детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) - это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.

К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:

- низкий уровень познавательной активности;

- незрелость мотивации к учебной деятельности;

- сниженная работоспособность к приему и переработке информации;

- ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;

- недостаточная сформированность умственных операций;

- отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.

Дети с задержкой психического развития представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями.

Условно детей с ЗПР можно разделить на две группы.

- К первой группе относятся дети с эмоционально – личностной незрелостью.

- Ко второй группе относятся дети с нарушениями познавательной деятельности.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование.

Экспериментирование как специальное организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ познания им окружающего мира. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое, но такая самодеятельность иногда бывает опасной. Эксперимент, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни.

Цель проекта:

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи проекта:

Для детей:

- формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);

- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

- воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.

- воспитывать умения работать сообща в процессе постановки опытов.

Для родителей:

- привлечь к оказанию помощи в оснащение уголка экспериментирования.

- привлечь к поиску информаций к иследоваемому объекту.

- повысить компетентность родителей по детскому экспериментированию.

- формирование детско-родительских отношений  в процессе совместной поисково-исследовательской деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Дети должны

  • Познакомиться  с объектами неживой природы;
  • Научиться  устанавливать причинно-следственные связи и делать несложные выводы;
  • Пополнить словарный запас разными, новыми терминами.
  • Знать свойства и качества некоторых материалов неживой природы.

Этапы проведения проекта.

1. Подготовительный

(мотивационный, информационно-накопительный).

Подготовка к работе педагогов.

  • Анализ методической литературы.
  • Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме «Опыты, экспериментирование для дошкольников».
  • Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.
  • Диагностическое обследование детей.
  • Разработка перспективно-тематического плана работы с детьми.

Подготовительная работа с детьми.

- Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

- Знакомство с уголком экспериментирования в группе.

- Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.

2. Основной этап проекта - реализация проекта.

Содержание деятельности детей:

- знакомство с энциклопедиями;

- наблюдение за объектами неживой природы;

- беседа об объектах неживой природы;

- проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, светом и т.д.;

- знакомство с дидактическими играми;

- труд в уголке природы;

- продуктивная деятельность.

Содержание деятельности педагогов:

- подбор и выставка литературы для родителей по детскому экспериментированию;

- папка передвижка «Роль детского экспериментирования в развитие психических процессов»;

- буклет для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»;

- проведение опытов – экспериментов;

- разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности;

- создание картотеки опытов – экспериментов;

- создание картотеки дидактических игр;

- оформление стен газеты « Я маленький исследователь»

Содержание деятельности родителей:

- подготовка пособий и материалов для опытов экспериментов;

- подготовка сообщений на тему: « Вода - источник жизни», «Комнатное растение и уход за ним»;

- помощь в организации выставки «Мир дерева»;

- привлечение родителей к оснащению уголка экспериментирования;

- создание альбома «Коллекция тканей». 

3. Заключительный этап для педагогов.

1. Оформление презентации, оформление альбома с опытами, представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов.

2. Показ презентации проекта в рамках проведения недели творчества педагогов.

Заключительный этап для детей.

Показ открытого занятия для родителей «Путешествие в страну волшебных предметов».

Формы организации образовательного процесса

В разных видах детской деятельности в системе

“Педагог - Ребенок – Родители”

Работа с детьми

Месяц

Формы работы

Сентябрь

1. Знакомство детей с уголком экспериментирования.

Цель: дать представление о назначении детского экспериментального уголка.

2. Опытно экспериментальная деятельность «Прятки с водой».

Цель: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная; подвести к пониманию того, что вода может изменять цвет.

Октябрь

1. Игра-эксперимент «Тёплая капелька или поможем колобку умыться».

Цель: способствовать у детей накопления конкретных представлений о свойствах воды. Познакомить со способами тёплой воды.

2. Инсценировка сказки «Колобок на новый лад».

Цель: учить составлять алгоритм действия опыта «Тёплая капелька».

3. Игра-эксперимент «Освобождение бусинок из ледяного плена».

Цель: создать условия для расширения представлений детей о свойствах – тает в тепле.

Ноябрь

1. Опыт-эксперимент « Почему песок хорошо сыплется».

Цель: учить сравнивать песок, глину. Показать свойства песка.

2. Опыт «Посадим деревце».  

Цель: Различать свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

3. Рисование комнатного цветка.

Цель: закрепить строения цветка и название через художественное творчество.

4. Труд в уголке природы.

Цель: знакомить с комнатными растениями, способами ухода за ними. Познакомить с путём размножения растений.

Декабрь

1. Эксперимент «Что в коробке».

 Цель: познакомить детей со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа). Показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.

2. «Почему всё звучит».

 Цель: подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

3. Д/ игра « Отгадай, что звучит».

Цель: развивать слуховое восприятие.

Январь

1. Опыт-эксперимент «Разная бумага».

Цель: познакомить с видами бумаги. Научить детей вычленить качества бумаги (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнётся, рвётся, режется).

2. «Бантик из бумаги и ткани».

Цель: закрепить представления о свойствах бумаги (мнётся, рвётся, размокает в воде) и ткани  (мнётся, её можно стирать и гладить); научить выделять свойства и признаки материала.

3. Конструирование из бумаги по типу оригами.

Цель: закрепить свойства и виды бумаги через конструирование.

Февраль

1. Опыт-эксперимент  «Узнай всё о себе шарик».

Цель: познакомить с резиной её качествами и свойствами, научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления.

2. Опыт-эксперимент «На чём полетят человечки?».

 Цель: Научить выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимость воздуха и воды, эластичности; сравнивать резину с тканью; доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они сделаны.

Март

1. Опыт-эксперимент «Дерево умеет плавать».

Цель: расширять представления о дереве, его качествах и свойствах; научить устанавливать причинно - следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

2. Опыт-эксперимент « В мире пластмассы».

Цель: познакомить со свойствами и  качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, лёгкая, цветная).

3. Индивидуальная работа по закреплению свойств пластмассы и дерева.

Цель: закреплять название материалов их свойствам.

Апрель

1. Опыт-эксперимент «В мире стекла».

Цель: помочь выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое).

2. Опыт-эксперимент «В мире металла».

Цель: учить узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск).

3. Д /игра «Эти разные предметы».

Цель: Развивать умение  классифицировать предметы по их свойствам и качествам.

Май

1. Оформление презентации, оформление альбома с опытами, представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов. 2. Показ презентации проекта на итоговом педсовете.

Формы работы с родителями

Сентябрь

Познакомить родителей с проектом «Неизведанное рядом», его целями и задачами.

Октябрь

1. Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов.

2. Подготовить сообщения «Вода источник  жизни».

Ноябрь

1. Сообщения о комнатных растениях их вид, уход.

2. Разработать буклет  «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка».

Декабрь

1. Предложить провести эксперимент со светом.

2. Подготовить папку передвижку «Роль детского экспериментирования в развитие психических процессов».

3. Привлечь родителей к пополнению картотеки опытов-экспериментов.

Январь

1. Приготовить родителям различные кусочки ткани и бумаги для знакомства с тканью и бумагой. Сделать альбом с коллекцией.

Февраль

1. Приготовить для опытов с резиной: воздушные шарики, перчатки резиновые, маленькие резиновые шарики и самостоятельно сшить мячи из ткани для опыта «На чём полетят маленькие человечки».

Март

1. Создать выставку с помощью родителей «Мир дерева».

Апрель

1. Сделать для родителей стенд газету под названием «Маленький исследователь».

2. Дать задание на лето собрать природный материал для экспериментального уголка.

Май

1. Создать выставку рисунков родителей совместно с детьми «Удивительное рядом».

Итоги реализации проекта  по опытно экспериментальной деятельности

«Неизведанное рядом»

  • В процессе темы проекта дети стали проявлять активный познавательный интерес.
  • Стали самостоятельно задавать познавательные вопросы.
  • Получили много новой  информации об объектах неживой природы, о свойствах и качествах материала.
  • У детей улучшились психические процессы: память, внимание, мышление.
  • Появился интерес к исследованиям.
  • Родители проявили активность в помощи реализации проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по экологическому воспитанию "Неизведанное рядом. Лекарственные растения нашего края"

Сложившаяся экологическая обстановка в области, районе, от ставание в формировании экологического сознания жителей нашего города требовали целенаправленной работы по формированию общей экологической к...

Педагогический проект "С мамой рядом хорошо"

Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время семья переживает не лучшее время, поэтому необходимо  воспитывать у ребенка любовь к р...

Педагогическое мероприятие "Удивительное рядом"

В нашем современном и очень непростом мире сложно удивляться. Но вопреки этому утверждению, нужно обязательно суметь в чем то самом обычном рассмотреть необычное. Увидеть удивительное рядом...

Педагогический проект эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ «Мы вместе, мы рядом и нам хорошо»

Педагогический проект эмоционального сближения взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ«Мы вместе, мы рядом и нам хорошо» по технологии М.Н. Поповой....

Педагогический проект "Логопед рядом"

На протяжении двух лет успешно реализовывался проект «Логопед рядом» - как новая форма взаимодействия Учреждения с социумом.В рамках данного проекта в дошкольном учреждении функционировала...

Выступление на педагогическом совете Совместная работа воспитателя и специалистов в ДОУ "Не рядом, а вместе!"

В современном дошкольном учреждении задачи воспитания и обучения (воспитательная, образовательная, развивающая, корректирующая) не под силу одному из участников учебно-воспитательного процесса. Конечн...

Мастер-класс для педагогов Эффективные педагогические технологии обучения в ДОУ (технология исследовательской деятельности). «Неизведанное рядом».

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии яв...