Дидактические игры на тему: «Ознакомление дошкольников с искусством»
картотека (подготовительная группа)
Дидактические игры, как известно, способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Если дидактическая игра включена в процесс обучения изодеятельности, то она совершенствует его (знания об общих свойствах сходных предметов позволяют овладеть обобщенными способами изображения этих предметов, а значит, научиться самостоятельно изображать больше предметов и явлений действительности, чем это предусмотрено программой).
Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами - это помогает эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_na_temu_oznakomlenie_doshkolnikov_s_iskusstvom.docx | 233.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры на тему:
«Ознакомление дошкольников с искусством»
Дидактические игры, как известно, способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Если дидактическая игра включена в процесс обучения изодеятельности, то она совершенствует его (знания об общих свойствах сходных предметов позволяют овладеть обобщенными способами изображения этих предметов, а значит, научиться самостоятельно изображать больше предметов и явлений действительности, чем это предусмотрено программой).
Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами - это помогает эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.
«Волшебный круг»
Задачи:
- систематизировать знания о различных видах живописи, художниках работающих в этих жанрах;
- закреплять знание об основных и составных цветах, о теплых и холодных;
- воспитывать умение доброжелательно оценивать ответы своих сверстников.
Материал: круг – 50 см разделенный на 8 секторов, окрашенных в основные и составные цвета, в центре круга – стрелка, карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов (10х10 см), цветные карточки основных и составных цветов, фишки.
Ход игры:
I вариант.
Перед детьми круг и цветные карточки. Воспитатель вращает стрелку. Дети должны называть цвет, на который указывает стрелка, основной он или составной, показать цветную карточку.
Правила игры: фишку получает тот ребенок, кто правильно выполнит задание, а также тот, кто первым скажет – из каких 2-х основных цветов составлен составной.
Игра проводится 3-4 раза, затем считаются фишки и определяется победитель.
II вариант.
На цветовой круг выкладываются карточки с изображением пейзажа, натюрморта, портрета.
Дети должны определить жанр живописи художника работающего в этом жанре.
Правила игры: Выигрывает тот, кто правильно определил пейзаж, натюрморт, портрет.
В комплект игры входит по 4 вида картинок.
Игра проводится 3-4 раза, затем определяется победитель.
«Придумай пейзаж»
Задачи:
- упражнять в составлении композиции на основе единого целого;
- закреплять знание о пейзаже, как виде живописи; о сезонных явлениях в природе;
- развивать эстетическое восприятие;
- воспитывать умение видеть, замечать красоту родной природы.
Материал:
Подмалевки различных времен года (голубое небо, травы в соответствии времени года 30х30); вырезанные деревья, дома, церкви, фишки.
Ход игры:
Перед детьми выложены подмалевки четырех времен года, подносы с вырезанными силуэтами домов и деревьев, церкви, цветов. Предлагается составить пейзаж из предложенных предметов.
Сигналом к началу работы служит включение одной мелодии из времен года Чайковского.
Правила игры: фишку получает та группа детей, кто быстро составил пейзаж и рассказал о нем.
Дополнительную фишку получают те дети, кто назовет художников работающих в этом жанре.
«Составь портрет»
Задачи:
- упражнять в навыках создания портрета;
- развивать способность определять эмоциональное состояние человека по схематическим изображениям; мелкую моторику рук;
- воспитывать умение управлять своими чувствами.
Материал:
Карточки пиктограммы с графическим изображением эмоции человека – горя, страха, радости, гнева, удивления. 13х15 см вырезанные овалы лица с нарисованным носом, части лица (глаза, брови, рот), различные по форме и цвету, прически (одинаковые наборы для каждого ребенка положенные в конверты, фишки для оценки работы.
Ход игры:
I вариант
Материал лежит перед ребенком. Ребенок должен составить портрет, определить эмоциональное состояние портрета.
Игровое правило: фишку получает тот ребенок, который правильно и быстрее сумел выполнить задание. Игра проводится до 3-х раз.
В комплект входит 5 конвертов.
II вариант
Ребенку предлагается составить портрет мамы. На выполнение работы – служит включение песенки о маме.
Игровое правило: фишку получает тот ребенок, кто первым выполнит задание.
Дополнительные фишки получают те дети, которые составят выразительный рассказ о своем потрете.
В комплект входит 5 конвертов.
«Художники - реставраторы»
Задачи:
- упражнять в составлении одного целого из определенных деталей;
- развивать эстетическое восприятие;
- создавать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра.
Материал:
Репродукция картины «Аленушка» , «Золотая осень» Поленова, портрет О. Кипренского, фишки.
Ход игры:
Материал лежит перед детьми. Детям предлагается из частей собрать одно целое.
Правило игры: выигрывает тот ребенок, кто первым справился с заданием.
Дополнительную фишку получает тот ребенок, кто называет название репродукции художника.
В комплект игры входит три набора.
«Найди картину художника»
Задачи:
- обобщать знание детей о живописи и жанрах;
- развивать зрительную культуру, художественное мышление;
- воспитывать умение доброжелательно оценивать успехи сверстников, и приходить на выручку в случае неудачи.
Материал:
Глинки, репродукции портретов, репродукции портретов, пейзажист натюрмортов, знакомые детям, фишки.
Ход игры:
На мольбертах выставлены материалы к игре. Детям предлагается назвать картины и кто их написал.
Правило игры: выигрывают те дети кто правильно назвал название картины художника.
Дополнительные фишки получают те дети, кто вел себя доброжелательно, приходил другу на выручку.
В игре участвует подгруппа детей из 10-12 человек.
«Составь натюрморт»
Задачи:
- упражнять в составлении натюрморта по собственному замыслу;
- развивать эстетическое воображение;
- воспитывать умение спокойно отстаивать свое мнение; работать в паре.
Материал:
Картон – набор полосок разной ширины, высоты – для изображения стола, набор предметов – ягод, грибы, вазы, овощи, фрукты; фишки.
Ход игры:
Материал лежит перед детьми. Детям предлагается составить натюрморт по своему замыслу.
Игровое правило: фишки получает тот ребенок, кто составил натюрморт, назвал свою работу.
В комплект игры входит 4 набора.
Подвижная мимическая игра
«Живой портрет»
Задачи:
- упражнять детей в умении изображать портрет с помощью жестов мимики, настроения, используя различные аксессуары;
- развивать умение использовать знания о персонажах из художественной литературы;
- воспитывать привычку выполнять задания сообща.
Материал:
Различные аксессуары – платки, косынки, шляпы, шапки, шарфики; фишки.
Ход игры:
Детям предлагается создать образ – портрет на свое усмотрение используя различные аксессуары.
Правило игры: выигрывает тот ребенок, который изобразил литературного персонажа и рассказал о его эмоциональном характере.
В игру играют 6-8 детей.
«Расскажи о настроении человека»
Задачи:
- способствовать развитию мотивационной, эмоционально – волевой готовности;
- упражнять в умении воспринимать и рассказывать о поступках персонажей;
- воспитывать умение определять положительные и отрицательные моменты поведения.
Материал:
8 карточек с изображением различных поступков (формат А-4), цветные фишки.
Ход игры:
На мольберте выставлен материал. Детям предлагается внимательно рассмотреть иллюстрации и описать поступок персонажа, определить положительный или отрицательный момент поведения.
Правило игры: выигрывает тот ребенок, кто правильно опишет поступок персонажа.
В игру играет группа детей от 6-8 человек. Ведущая роль отводится воспитателю.
«Чего не достает в портрете»
Задачи:
- упражнять в умении изображать портрет по собственному замыслу;
- закреплять знание о лице и его частях, рассказывать о настроении портрета;
- воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающей действительности.
Материал:
Изображение лица с недостающей частью лица, фломастеры.
Ход игры:
Перед детьми портрет мальчика. Предлагается ребенку определить, чего не хватает, дорисовать их фломастерами.
Правило игры: выигрывает тот ребенок, кто нашел, чего не хватает, изобразил и рассказал, как он относится к этому портрету.
«Занимательная палитра»
Задачи:
- упражнять детей в сознании цветов;
- закреплять знание о транспорте, игрушках, одежде, домашних и диких животных;
- развивать пространственное отношение, логическое мышление;
- воспитывать умение доброжелательно оценивать успехи сверстников.
Материал:
2 палитры, карточки – кружки с изображением транспорта, диких и домашних животных, одежды, игрушки.
Ход игры:
1 уровень
Перед детьми лежит палитра. Дети должны по сигналу воспитателя выложить на палитру карточки – кружки цветной стороной вверх.
2 уровень
Разрезать кружки по пунктирной линии, т. е. количество частей увеличивается.
По сигналу воспитателя ребенок должен выложить части кружков на палитру.
3 уровень
Игра усложняется, половинки кружка разрезаются на 4 части.
По сигналу воспитателя ребенок должен собрать из 4-х частей одно целое.
В комплект игры входит 2 палитры, 6 картинок с изображением транспорта, одежды, животных, игрушек.
Игра предназначена для игры 1-2 детей для индивидуальной работы.
«Угадай картину»
Задачи:
- способствовать обогащению сенсорного опыта и чувственных впечатлений детей в процессе восприятия произведений изобразительного искусства.
Материал:
Репродукции картин «Алёнушка», Ф. Толстой «Букет цветов и птичка», Шишкин «Утро в сосновом лесу. Три картинки с одним, двумя, тремя окошечками.
Ход игры:
В игре принимают участие от двух и более детей. Педагог после первоначального рассматривания репродукции и обсуждение детьми содержание картины, предлагает угадать: картина какого художника скрыта от глаз.
Игровое правило:
Если ребёнку удается угадать произведение при одном фрагменте, он получает три фишки, при двух фрагментах – 2 фишки, при трех фрагментах – одна фишка. Выигрывает тот, кому удастся собрать большее количество фишек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством».
Консультация для воспитателей...
Дидактические игры по теме "Знакомство дошкольников с организмом человека"
Подборка дидактических игр по теме "Ознакомление дошкольников с организмом человека"...
Картотека наглядно-дидактических пособий для ознакомления дошкольников с искусством
Картотека содержит перечень картин художников, скульптур и других пособий, предназначенных для ознакомления детей 4 -7 лет с искусством. Пособия разделены по возрасту и жанрам....
Презентация на тему " Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с профессиями людей"
Игра является основным видом воспитательно-обраовательной деятельности в дошкольном возрасте. Знакомить детей с профессиями людей можно начинать с раннего возраста ,постепенно усложняя сод...
Дидактические игы и упражнения по ознакомлению дошкольников с искусством во второй младшей группе.
Ознакомление дошкольников с искусством через дидактические игры и упражнения....
Программа проведения выставки пособий и дидактических игр по ознакомлению дошкольников с искусством
В целях повышения качества образовательной деятельности в МБДОУ по вопросам организации образовательной деятельности, на основании задач плана работы МБДОУ №131 на 2016-2017учебный г...
Курсовая работа "дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с предметным миром"
Предметный мир в развитии дошкольников имеет особое значение. Задача педагога – помочь научится ориентироваться в многообразии предметного мира, использовать предметы по назнач...