Традиционные и инновационные методы работы в деятельности педагога-психолога в условиях обновления образования
статья
Традиционные и инновационные методы работы в деятельности педагога-психолога в условиях обновления образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Традиционные и инновационные методы работы в деятельности педагога-психолога в условиях обновления образования
Воробьева В.С., педагог-психолог
ГБДОУ №3 «Андрейка» Василеостровского района
Санкт-Петербурга
В своей работе педагог-психолог применяет целый ряд методов. Понятие «метод» означает совокупность способов и приемов, используемых в работе. Каждый метод объединяет множество методик, методических приемов и техник.
Из всего многообразия методик и техник каждый специалист формирует свой арсенал или методическую копилку. При выборе методов работы педагог-психолог, прежде всего, руководствуется системой принципов, лежащих в основе его работы, и способов организации его деятельности.
В условиях обновления образования, все методы, применяемые в работе педагога-психолога, да и любого другого специалиста, можно разделить на традиционные и инновационные, постепенно входящие в профессиональную жизнь специалистов в связи с принятием ФГОС.
К определению традиционных и инновационных методов в работе педагога-психолога в условиях обновления образования можно подойти с разных позиций, например: подход к ребенку, с точки зрения, педагогического воздействия (субъектно-объектный и субъектно-субъектный); собственно методики и техники работы, характеризующие тот или иной метод; обеспечение предметной среды, присущее традиционным или инновационным методам работы; и т.п.
Определяя методы работы педагога-психолога, с точки зрения, взаимодействия с ребенком, можно выделить два подхода:
- субъектно-объектный, характерный для традиционных методов работы;
- субъектно-субъектный, присущий инновационным методам.
В субъектно-объектном подходе ребенок рассматривается как объект образовательной и воспитательной деятельности. Ребенок - своего рода «чистый лист», на который необходимо «записать» знания, моральные нормы, правила поведения и т. д. При этом ребенок не воспринимается как индивидуальность, способы работы со всеми детьми одинаковы и результаты также должны быть получены одинаковыми.
В субъектно-субъектном же подходе ребенок выступает как индивидуальность и равноправный, активный член образовательного процесса. В данном подходе, методе работы, применяется развивающее обучение, в котором акцент переносится с изучения материала на деятельность ребенка по развитию психических процессов, эмоционально-волевой и эмоционально-личностной сферы, и на всестороннее развитие личности в целом. Знания сообщаются в процессе специально организованной разносторонней деятельности. В образовательный процесс, в соответствии ФГОС, вносится игровой компонент, личностный и деятельностный акценты.
Используются элементы проблемного обучения, центральное звено которого проблемная ситуация, создающая условия для формирования правильных обобщений. Проблемная ситуация побуждает активную, мыслительную деятельность в процессе постановки и решения проблемы.
Практикуется метод проектов. В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Активно в психолого-педагогической практике используются игровые технологии, связанные с игровой формой взаимодействия. Игра как средство развития и социализации ребенка, включает целенаправленное воздействие на становление личности, усвоение знаний, ценностей. На занятиях в игровой форме дети осваивают навыки общения, учатся эффективному сотрудничеству и многому другому.
- Дидактическая игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; стимулирует умственную деятельность, развивает внимание и познавательный интерес.
- Терапевтическая игра используется для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении.
- Коррекционные игры способны оказать помощь детям с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.
- Развлекательная игра связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности.
Применяются технологии деятельностного метода, что также важно в рамках реализации ФГОС. Деятельностный подход предполагает выполнение определенных действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение детьми способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания; формирование у дошкольников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу.
В отношении подхода, определяющего методы в практике педагога-психолога, с точки зрения, методик и техник работы, следует сказать, что все инновационные способы, конечно же, основываются на традиционных. Например, в диагностике также применяются традиционные опросники, проективные тесты, наблюдение, инновации, в данном случае, касаются способов получения и обработки информации (заполнение тестов на компьютере, занесение данных наблюдения в систематизированные таблицы, представление полученной информации в графическом виде, и т.д.), а также разработки новых методик и техник, соответствующих требованиям современного общества.
Также, в настоящее время, в практике педагога-психолога все больше применяются современные методы арт-терапии: sandart (рисование на песке), сенсорная комната, песочная терапия, игры с водой, музыкотерапия и т.д.
Касательно определения методов, с точки зрения, наполнения предметной среды, следует сказать, что главной инновацией здесь является появление в детском саду компьютеров, интерактивных досок и прочего.
Как уже упоминалось, для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего, игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание учиться, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.
Таким образом, следует сказать, что в условиях обновления образования, инновации привнесли много интересного и полезного в профессиональную деятельность педагогов-психологов. Конечно же, не стоит забывать все те традиционные приемы, на которых ранее строилась работа специалистов, необходимо грамотно совмещать и использовать и традиционные, и инновационные методы работы.
Литература
- Гнездилова, О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога / О.Н. Гнездилова // Психологическая наука и образование. – 2006. – № 4. – С. 61– 65.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментально-психологического исследования / В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2004. – 283 с.
- Дебердеева, Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества / Т.Х. Дебердеева // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 3. – С. 79
- Долгова В.И., Шумакова О.А. Инновационные технологии деятельности педагога-психолога // учебник / В. И. Долгова, О. А. Шумакова. Москва, 2010. 104с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья _Деятельность педагога-организатора в условиях обновления образования_
Статья посвящена описанию ведущих функций педагога-организатора в настоящее время: воспитательной, защитной, организационно-управленческой, методической, профилактической...
Статья "Деятельность музыкального руководителя в условиях обновления образования:традиции и новации"
Эта статья рассказывает о поисках инновационных средст, методов и приёмов, направленных на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. одним из таких методов является мето...
Интеллектуально-познавательное развитие детей младшей группы: традиционные и инновационные методы работы воспитателя.
В период дошкольного детства благодаря интеллектуально- познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития ребенка. Интеллектуал...
«Интеллектуально-познавательное развитие детей дошкольного возраста: традиционные и инновационные методы работы».
Проблема интеллектуального развития дошкольников является одной из самых актуальных проблем педагогики XXI века, века информационных технологий.Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества...
Интеллектуально-познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста: традиционные и инновационные методы работы воспитателя
Интеллектуально-познавательное развитик детей старшего дошкольного возраста...
Интеллектуально-познавательное развитие детей средней группы: традиционные и инновационные методы работы воспитателя.
В качестве одного из принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Инновационный процесс ...
Тема: Интеллектуально-познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста: традиционные и инновационные методы работы воспитателя.
Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный ...