Концепция по теме: «Приобщение дошкольников к чтению через сотрудничество ДОО, библиотеки и семьи»
материал
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_v_vorde.docx | 57.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ:
на конкурс «Учитель года-2019»
номинация «Воспитатель года»
«Приобщение дошкольников к чтению через сотрудничество ДОО, библиотеки и семьи»
Выполнила: Васильева О.С воспитатель МДОУ
«Детский сад №15
комбинированного вида»
г.Луга
2019 г.
Актуальность и причины
Актуальность выбранной темы определяется тем, что дети перестали читать, а значит, страдает и грамотность, интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка. Детское чтение нуждается в поддержке.
Причины этого:
1.Техника (видео, аудио, компьютерная)
2. Нехватка времени у родителей.
3. Не читающие родители.
Значение художественной литературы
- Художественная литература играет большую роль в личностном
развитии человека.
- Огромно и ее
- воспитательное,
- познавательное
- развивающее
- и эстетическое значение,
Я считаю, что книга должна как можно раньше войти в жизнь ребенка, обогащать его
мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё
последующее знакомство с огромным литературным наследием будет
опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном
возрасте.
Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге.
С. Я. Маршак говорил: «Основная задача взрослых открыть в ребенке талант читателя".
Цель
моей работы состоит в том, чтобы способствовать формированию
устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе
через создание единой системы работы между ДОО, библиотекой и семьей.
Я поставили перед собой задачи:
- Повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к
книге через взаимодействие всех участников образовательного
процесса: педагогов, работников библиотеки, детей, родителей
- Сформировать у детей интерес к библиотеке
- Способствовать зарождению традиций семейного чтения
- Воспитывать бережное отношение дошкольников к книге, как
результату труда многих людей
- Способствовать развитию памяти, речи, внимания, развитие
художественного восприятия и эстетического вкуса.
В своей работе я полагаюсь на следующие принципы:
- Наглядности
- Доступности
- Интерактивноти
- Вариативности
- Системности
- Партнерства
Я определила направления работы
Направления
С библиотекой С родителями
С детьми
Я разработала план работы с детьми; (см. Приложение № 1)
План работы с библиотекой; (см. Приложение № 2)
План работы с родителями; (см. Приложение № 3)
1 направление – Работа с детьми (строится по разделам)
1 раздел - Книга и мир видеотехники
Я пошла хитрым путем. Решила заинтересовать детей книгой, худ-ой лит-рой через компьютер.
- Предлагаю детям смотреть и слушать, как читают стихи и сказки актеры (выразительно с жестикуляцией)
Например такие актеры, как:
- С. Крючкова (читает А. Барто и К. И. Чуковского)
- Ю. Пересильд, Д. Козловский , Д. Хрусталев – дети постоянно их видят на экране телевизора, любят их (читают стихи современных детских авторов, например А. Орловой)
Предлагаю детям к просмотру отрывки из передачи «Лучше всех», где читают стихи дети их возраста. Детям интересно и они хотят им подражать, это вызывает интерес к чтению.
- Интерактивные игры
- «Найди героев сказки»
- «Найди произведение данного автора»
- «Что из чего сделано»
- «Кто где живет» и др.
- Использую мнемотаблицы
ребята разгадывают названия сказок, героев, заучивают стихи, пересказывают произведения
- «Семья»
- «Кто это?»
- «Расскажи сказку» и т.д.
- Нам с детьми очень нравится составлять синквейны - это один из эффективных методов в развитии речи детей, составления описательных рассказов, здесь очень здорово проявляется детское словотворчество. Я использую для описания литературных героев. Синквейн пришел к нам из Америки, это нерифмованное стихотворение.
- Создана видеобиблиотека детских произведений русских авторов В. Катаев «Цветик семицветик»; К. Чуковский «Тараканище», «Телефон», «Мойдодыр» и др.; Н.Носов «Живая шляпа», «Огурцы» и др.; В.Драгунский «Мишкина каша», «Он живой и светится» и др.;не только русских, но и зарубежных Ш. Пьеро «Красная шапочка», «Кот в саплгах», «Золушка» и др.; Х.К.Андерсен «Огниво», «Принцесса на горошине», «Новое платье короля» и др.
htts://www.detiam.com/библиотечка/
2 раздел – Ознакомление с художественной литературой.
При ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разнообразные формы и методы:
• выразительное чтение воспитателя;
- использование иллюстративного комментария;
- совместные праздники и развлечения;
- сюжетно-ролевые игры и игры драматизации по сюжетам литературных произведений;
- проектно-исследовательская деятельность;
- иллюстрирование художественных произведений (продуктивная
- деятельность)
- литературные викторины, КВН
- экскурсии в библиотеку
- использование элементов ТРИЗа
Элементы ТРИЗа
Мозговой штурм
Метод фокальных
объектов Цель: Учить детей
Морфологический решать проблемы
Цель: Усовершенст- анализ стимулируя творчес-
вовать объект, пере- кую активность.
неся на него свойства Цель: Выявить все воз- Игры: «Подумай, что
другого объекта. можные варианты решения можно сделать, чем
Игры: «Летающее ябло- данной проблемы. помочь»;
ко» - ему нужны крылья; Игры: «Сказка по-новому»;
«Бегающее яблоко» - вы- «Сказка наоборот»; «Сказка про самого
росли ножки; «Салат из сказок»; себя»;
«Смеющееся яблоко» - «Сочини свою сказку»; «Придумай продол-
должны быть глаза и «Перепиши плохие жение»;
рот; моменты в сказке». «А что было бы
«Если бы у колобка если……».
были крылья, то……».
Благодаря использованием элементов ТРИЗа дети учатся:
видеть проблемы, анализировать, выдвигать гипотезы, правильно и грамотно ставить вопросы, классифицировать и самостоятельно проводить эксперименты.
Формы работы по приобщению детей к книге
- оформление уголков чтения в группах детского сада. В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей
- оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей.
- занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Так, им интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.
- Создание «Книжной больницы» в группах поможет привить детям бережное отношение к книге.
- выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений.
- создание детьми книг – самоделок. Одно дело – прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому. Многие из них составлены по произведениям детских писателей.
- Детям очень нравятся игры-драматизации, где они могут исполнить роль «артиста». Театрализованные игры-воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствую внимание, зрительное восприятие, подражательность, как основу самостоятельности.
- «Книжкины именины». В нем представлены книги, которые отмечают свой юбилей. Например, в 2019 г. «Сказке о глупом мышонке» С. Я. Маршака исполнилось 97 лет, «Аленькому цветочку» С. Т. Аксакова – 162 года; «Стойкий оловянный солдатик» Г.-Х. Андерсена отпразднует 182-года.
2 направление – Сотрудничество ДОО с библиотекой
Между детским садом и библиотекой заключен договор.
Сотрудничество библиотеки и детского сада – очень важное направление
нашей деятельности по формированию интереса дошкольников к чтению.
Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки
социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста.
Чтобы приучить детей к чтению, бережному отношению к книгам с малых лет, важно подбирать качественную литературу.
- Во время пребывания в библиотеке, ребята выступают в роли слушателей, а читают им сотрудники библиотеки.
- Смотрят театрализованные представления (кукольные театры).
- Играют в подвижные игры. Особой популярностью пользуются хороводные игры.
- Участвуют в физкультминутках.
- Изготавливают поделки в творческой мастерской.
- Отгадывают загадки и выигрывают викторины и конкурсы.
- Смотрят видео презентации, в которых в доступной для детей форме
рассказывается про биографию и творчество детских писателей.
Занятия в библиотеке проходят всегда очень весело, задорно и
познавательно.
В. Познер рассказывал о том, что в Финляндии есть библиобус, который ездит по деревням и развозит разную литературу для того, чтобы люди больше читали.
На примере этого мы создали библиосумку, в которую складываем книги, взятые в библиотеке и разносим по группам.
- Направление - Работа с родителями
Современные родители – это дети 90-х годов. Это перестройка, кризис; обществу было не до библиотек и книг. Нужно было выживать в жестких условиях. Поэтому выросло поколение не читающих людей. Дети не видят пример читающего родителя, поэтому передо мной стоит двойная задача: не только заинтересовать детей книгой, но ещё и убеждать, просвещать родителей о путях и способах приобщения ребенка к книге, установления эмоционального контакта с детьми посредством чтения. Ведь от взрослого в большей степени зависит то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Родители, являются партнерами в моей работе.
Все формы работы с родителями по данному направлению можно разделить
- на информационно-аналитические,
- познавательные,
- досуговые,
- наглядно-информационные.
познавательные
- Дискуссия («Волшебный мир книг», «Развитие эстетических чувств ребенка через поэзию» и т. д.)
- Деловая игра («Рассматривание проблемных ситуаций для формирования нравственных качеств ребенка»)
- Круглый стол («Формирование экологических представлений посредствам чтения рассказов В. Бианки, Е. Чарушина», «Роль загадки в развитии ребенка» и.д.)
- Мастер-класс («Как правильно читать детям книги», «Прочитай и обсуди», «Как правильно задавать вопросы по прочитанному» и т.д.)
- Семинар, консультация («Возрадим семейные традиции чтения вслух», «Совместные походы в театр, кино», «Вместе придумываем новую сказку» и.т.д.
досуговые
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные между родителями и детьми.
- Литературная гостиная («Знакомство с новым автором, новым произведением»)
- Праздники, развлечения, ток-шоу
- Выставки творческих работ и фотографий
наглядно-информационные
Главная задача наглядно-информационных форм работы — познакомить родителей с содержанием и методами ознакомления детей с художественной литературой.
- Уголки
- Стенды
- Папки-передвижки
- Сайт детского сада и группы
- «День открытых детей»
- Выпуск газет и буклетов
Хочу остановиться на более интересных.
У нас есть «Почтовый ящик» (куда родители в письменной форме помещают свои вопросы и пожелания).
Эти формы работы позволили мне изучить состояние приобщения ребенка к книге в семье, установить контакт с членами семьи.
Нами создана «Читалочка», куда родители записывают произведения, которые прочитали детям это стимулирует и других родителей читать детям.
Результат работы:
Проводимая в системе работа по приобщению детей к книжной культуре
дала ощутимые результаты:
- пополнился литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, считалками, скороговорками.
- дети стали испытывать сострадание и сочувствие к героям книг.
- дети знают и выполняют правила обращения с книгами.
- дети интересуются книгами, иллюстрациями.
Не могу сказать, что все побежали в библиотеку, но родители понимают, что проблема есть. Я надеюсь, что интерес к книге будет расти, и приложу к этому все свои знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.
Закончить свое выступление я хочу стихотворением детского современного поэта Марии Рупасовой «Мама вышла в интернет»
Мама дома?
Мамы нет.
Мама вышла.
В интернет.
Мама ищет
В интернете,
Как дела
На белом свете.
Кофе пьет,
Глазами водит -
Что там в мире
Происходит?
Мама, я тебе
Скажу!
В мире
Я происхожу!
Конечно в современном мире мы не можем обойтись без компьютеров. Самое главное, чтобы они использовались в полезном назначении, чтобы родители вспомнили о том, что кроме соцсетей и интернет магазинов в интернете есть много нужной и полезной информации, чтобы родители нашли интересные электронные книги провели время вместе с детьми с пользой.
«Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце».
Уильям Мейкпис Теккерей (англ. писатель 19в.)
Список литературы:
- Алиева Т.Н., Антонова Т.В. Программа «Истоки» - М.: Просвещение, 2003 г.
- Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение, 2000г.
- Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
- Доронова Т.Н. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество».- М.: Просвещение, 2002 г.
- Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
- Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007
- Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. - М.: Просвещение, 2000г
- Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.
- Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение,1996г. 10. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека .-М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения. 11. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.
12. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование.2010.№6. 13. Рубан Н., Семёнова В., Смоляк АС днем рождения, писатель! Составители: сотрудники российской государственной детской библиотеки. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №1 14. Пушкин А.С. Сказки. - М.: Детская литература, 2007г. 15. Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» - М.: -2010 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Приобщение дошкольников к чтению через сотрудничество ДОУ, библиотеки и семьи"
Цель моей работы состоит в том, чтобы способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и сем...
проект "Приобщение старших дошкольников к книге через сотрудничество ДОУ, библиотеки и семьи"
Данный проект показывает как способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей....
Консультация на тему: "Приобщение дошкольников к чтению через сотрудничество ДОУ, библиотеки и семьи".
В статье рассматривается вопрос о том, как вызвать интерес к чтению у дошкольников через сотрудничество библиотеки и семьи. Выделяются и описываются способы взаимодействия библиотеки и детского сада, ...
Конспект НОД по теме: «Приобщение дошкольников к чтению через сотрудничество ДОО, библиотеки и семьи» (см. видео НОД в разделе "Видео" по ссылке)
НОД "Путешествие в библиотеку"...
Самоанализ по теме: «Приобщение дошкольников к чтению через сотрудничество ДОО, библиотеки и семьи»
Самоанализ НОД "Путешествие в библиотеку"...
статья Приобщение дошкольников к чтению через сотрудничество ДОУ, библиотеки и семьи.
Совместное чтение детских книг помогает родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления, достойные примеры для подражания. От взрослого зависит, станет ли ребенок настоящим читателем.Жел...
проект: « Приобщение дошкольников к книге через сотрудничество с библиотекой»
В современном обществе на смену книгам всё чаще приходят компьютеры. Книги становятся невостребованными. Современному родителю проще нажать кнопку пульта, чем прочитать своему ребёнку...