Как мы учим стихи …играючи.
методическая разработка (старшая группа)

Как мы учим стихи …играючи.

     Хорошо, если человек владеет красивой, образной речью, при этом может цитировать поэтические строки, даже включать в речь целые фрагменты поэм.. Какая речь! Какая память!» - восхищаются собеседники.

     Не случайно так гордятся папы и мамы своими детками, которые читают наизусть С.Я.Маршака, А.С.Пушкина, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова. Зато как страдают те родители, чей ребенок не может запомнить стихи, как бы они не старались.

     Почему дети плохо запоминают текст?

   Чтобы не подорвать добрых отношений с ребенком, не требовать от него невозможного, хочу поделиться своим опытом работы по заучиванию стихов с детьми в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Как учить стихи..играючи19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Как мы учим стихи …играючи.

     Хорошо, если человек владеет красивой, образной речью, при этом может цитировать поэтические строки, даже включать в речь целые фрагменты поэм.. Какая речь! Какая память!» - восхищаются собеседники.

     Не случайно так гордятся папы и мамы своими детками, которые читают наизусть С.Я.Маршака, А.С.Пушкина, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова. Зато как страдают те родители, чей ребенок не может запомнить стихи,  как бы они не старались.

     Почему дети плохо запоминают текст?

Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами для запоминания, а если нет запоминания, потребностями. Тогда нет мотивации - нет результативной деятельности.

   Чтобы не подорвать добрых отношений с ребенком, не требовать от него невозможного, хочу поделиться своим опытом работы по заучиванию стихов с детьми.

    Для заучивания подбираю такие стихи, которые интересны ребенку, помогают ему играть, общаться сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их. Ребенок обязательно захочет выучить то, что удивит его друзей или облегчит распределение ролей в игре, определит ведущего.

    При разучивании стихов довольно часто использую принцип «Повторенье – мать ученья». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда. Пробую призвать на помощь и другие виды памяти, например, зрительную, обонятельную, вкусовую, осязательную, двигательную. Не забываю, самая сильная память – эмоциональная. Значит, разучивание должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха – осязаемым, видимым, представляемым.

     Давайте разучим с детьми, например, стихотворение «Две синички» (слова народные). Сначала читаю выразительно весь текст, а затем предлагаю его разыграть, изобразить. Показываю, как сделать руки «гнездышком», и прошу представить, что там, в гнездышке живут маленькие, дрожащие синички. Ими можно любоваться, поднести к лицу и согреть своим теплым дыханием, прижать к себе, а затем вместе произносим слова и повторяем движения (Каждый педагог может придумать свои движения).

Сидят в гнезде две птички,                   Руки детей, изображающие гнездышко, прижаты к груди, они                                                        

Две маленьких синички.                        Согревают птичек, которых полюбили.

Сидя, прижавшись тесно:

Тепло в гнезде им вместе.

Но вот одна проснулась.                        Одна рука изображает пальцами движения крыльев, затем      

Проснулась, встрепенулась,                   «взлетает» вверх.

И песенку запела,                                    Вторая – у груди.

И к солнышку взлетела.                    

Вторая вот проснулась,                          Вторая рука повторяет движения первой

Проснулась, встрепенулась,

И песенку запела,

И к солнышку взлетела.

И вот синички вместе                              Руки с пальцами-крыльями двигаются над головой,

Под солнышком летают.                    Изображая полет птиц навстречу друг другу.

Их солнышко своими

Лучами согревает.

Вот вечер наступает,                               Руки плавно опускаются, Дети могут присесть на 

И солнышко садится.                          корточки («солнце село»)

Пора домой синичкам

Под вечер возвратиться.

Сидят в гнезде две птички,

Две маленьких синички.                          Руки снова складываются гнездышком и

Сидят, прижавшись тесно:                  прижимаются  к груди.

Тепло в гнезде им вместе.

     Это стихотворение можно читать много раз, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» и под «тихий час», и под упражнения на зарядке, и под игры на улице. Главное, чтобы это была игра, в которой дошкольники «внутренним взором» видели, какие у птичек перышки, клювики, глазки, как они летают, спят, отогревали их своим дыханием, прижимали к груди. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы. И у взрослого общение с детьми получается позитивным.

    Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой. Например, стихотворение В. Степанова «Как живете?» можно выучить, если разыграть его по ролям.

     Сложные стихи учим по строчке и читаем по очереди, друг за другом. Эффективно использовать прием «от имени»: говорить текст от имени различных персонажей с соответствующей интонацией.

     Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. Например, прочитайте детям «Два барана» С. Михалкова и изобразите их двумя руками, выставив пальцы-рога. Ваш показ и стихотворный текст, где описывается так легко узнаваемая ситуация «не уступлю, я первый….», обязательно заставят детей попробовать передать сценку встречи «на мостике горбатом».

     Дети разыгрывают сценку-стихи и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах. Детям можно предложить самим выбрать вид театра. При этом придется постепенно разучить стихотворение: сначала диалог белого и черного баранов, а затем и слова автора.

    Стихотворение С.Михалкова хорошо тем, что поучительно, даже нравоучительно, но без занудного дидактизма: вот вам пример, картинка из жизни, а вывод делайте сами. Дети умны и чутки, они догадываются, что не случайно у слова «баран» есть второе значение. Благодаря этим стихам дошкольники осознают переносное значение слова и необходимость уступать.

При разучивании некоторых стихов мы используем построчное запоминание. Дети собираются в кружок, я читаю стихотворение и «раздаю» (в устной форме) каждому по одной строчке: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца». «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой – короткие.

     Еще можно предложить детям представить ступеньки лестницы, и на этой лестнице «разложить» весь текст своего стиха, а потом мысленно шагать по ступеням и читать.

     Прием запоминания и проговаривания хором тоже удачен, так как дает возможность тем детям, которые сразу не смогли запомнить строки, скрыться в общем хоре голосов. Для хорового запоминания и чтения нужны стихи особые, напевно-речитативные, например:

Взял я лук и крикнул: «Эх! Удивлю сейчас я всех!»

Натянул потуже лук, да стрела застряла вдруг.

И вокруг сказали все: «Э-э-э-э!»

     Понимаю, что учить не только игровому, но и целенаправленному произвольному запоминанию стихов тоже необходимо, так как произвольное запоминание – сложная интеллектуальная работа, связанная с мышлением.

     К основным приемам произвольного запоминания относятся повторение текста и припоминание его. К.Д.Ушинский характеризовал припоминание как «труд, и труд иногда не легкий, к которому должно приучать дитя понемногу, так как причиной забывчивости часто бывает леность вспомнить забытое».

Пытаюсь трудное сделать привлекательным и уже оттого более легким.

Т.А.Оразова,

воспитатель

МБДОУ детский сад № 10

город Апшеронск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как учить стихи играючи

При заучивании стихотворных текстов, можно применять разные методы и приемы, разнообразные «подсказки»....

Мастер-класс "Как учить стихи играючи?"

Образовательное учреждениеМАУДО «Детский сад №6», г. Ялуторовск, Тюменская областьАвторЧугина Елена АлександровнаДолжностьУчитель-логопедКвалификационная категорияПервая категорияНазвание работыМастер...

Консультация для педагогов "Как учить стихи играючи"

Использование различных методов и приёмов, при заучивании стихотворных текстов, позволяют детям запомнить стихи быстро и легко....

Консультация для родителей " Учим стихи играючи"

Народная поговорка гласит: Никто не говорит, что он глупый, но многие жалуются на плохую память". Не случайно мамы и папы гордятся своими детьми, которые читают наизусть К. И. Чуковского, С. Марш...

учим стихи играючи

учим стихи играючи...

Консультация для родителей "Как учить стихи играючи"

Данный материал позволит родителям и педагогам  помочь детям  в игровой форме запомнить любое стихотворение, сделает ваше общение с ребенком интересным и содержательным....

Мастер-класс "Как учить стихи играючи"

Нетрадиционные способы разучивания стихов с детьми дошкольного возраста...