Графический диктант и фонетический разбор слова
план-конспект занятия (старшая группа)

Климова Кристина Юрьевна

Графический диктант по клеточкам — развивающая игра, учит ориентироваться на листе бумаги, развивает зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. Помогает сформировать у детей графические умения, необходимые для подготовки руки к письму. Графические диктанты развивают мелкую моторику и координацию движений руки, формируют пространственное мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл graficheskiy_diktant.docx993.34 КБ

Предварительный просмотр:

Сидим дома. Графический диктант. Звуко - буквенный анализ слова «Заяц»

Уважаемы родители! Предлагаем вам, продолжить упражнять детей в выполнении графических диктантов.

Графический диктант по клеточкам — развивающая игра, учит ориентироваться на листе бумаги, развивает зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти. Помогает сформировать у детей графические умения, необходимые для подготовки руки к письму. Графические диктанты развивают мелкую моторику и координацию движений руки, формируют пространственное мышление.

Прочтите ребенку стихотворение.

Зайка весело живёт,

Длинноухий Зайка.

У него с утра поёт

В лапах балалайка.

Возьмите тетрадь или листок в клетку, отступите 6 клеток слева, сверху вниз отступаем три, четыре клеточки и ставим точку.

Далее взрослый читает диктант, а ребенок от точки отсчитывает клеточки и проводит линии. Не забывайте про осанку, спина должна быть ровной.

1 задание

Графический диктант «Заяц».

1 клетка вправо, 3 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 3 клетки вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка верх, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки в право, 1 клетка вниз, 6 клеток влево, 1 клетка верх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 12 клеток верх.

Нарисуйте зайчику глаз.

Затем проведите с ребенком гимнастику для глаз и рук.

Варианты гимнастики для глаз

Лабиринт

Ребенок смотрит на таблицу, на которой нарисованы волнистые линии и круги разного цвета. В течение минуты он должен медленно водить глазами по этим линиям.

Туда-сюда

Ребенок смотрит в центр большого предмета, расположенного напротив. Сначала ему нужно поднять взгляд от центра вверх, затем опустить его вниз, потом снова поднять в центр, посмотреть влево, а затем вправо и снова вернуться в центр, после чего повторить упражнение еще 4 раза.

Часики

Ребенок встает напротив часов с крупным циферблатом, на расстоянии около 40 см, и смотрит на время: его взгляд движется, копируя движение секундной стрелки и останавливаясь на каждой цифре на 1-2 секунды. После 5-6 повторений упражнение проводится в обратном направлении, то есть взгляд движется против часовой стрелки.

Задание можно усложнить: после 5-6 подходов можно выполнить его снова, но уже отодвинувшись от циферблата на метр, а затем на полтора, если это позволяет размер цифр и зрение малыша.

Маятник

На расстоянии 35-40 см от глаз нужно повесить маятник: большую пуговицу на нитке или что-то похожее. В течение 30 секунд этот маятник должен раскачиваться, а ребенку необходимо следить за его движениями. Затем нужно сделать перерыв и в течение следующих 30 секунд смотреть в окно.

Жмурки

Необходимо зажмурить глаза, досчитать до пяти и плавно открыть их, затем повторить упражнение еще 7-8 раз. За выполнением упражнения должен следить взрослый: важно, чтобы ребенок не торопился, спешка приведет к еще большему напряжению глазных мышц.

Можно выполнить и схожее упражнение: быстро-быстро моргать в течение 5 секунд, потом 1-2 секунды отдохнуть и повторить задание еще 5 раз.

Варианты пальчиковой гимнастики

Имена для пальчиков

Пять пальцев на руке своей

Называть по имени сумей.

Первый палец — боковой (ребенок держит большой пальчик)

Называется Большой.

Палец второй — Указчик старательный (ребенок держит указательный пальчик)

Не зря его называют Указательный.

Третий твой палец

Как раз посредине (ребенок держит средний пальчик)

Поэтому Средний дай ему имя.

Палец четвертый зовут Безымянный (ребенок держит безымянный пальчик)

Неторопливый он и упрямый.

Совсем как в семье

Братец младший любимец (ребенок держит мизинец)

По счету он пятый,

Зовется Мизинец.

На прогулку

Пошли пальчики гулять (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)

А вторые догонять (ритмичные движения по столу указательных пальцев)

Третьи пальчики бегом (движения средних пальцев в быстром темпе)

А четвертые пешком (медленные движения безымянных пальцев по столу)

Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)

И в конце пути упал (стук кулаками по поверхности стола)

Что я делала?

В понедельник я стирала (кулачки трём друг о друга),

Пол во вторник подметала (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)

В среду я пекла калач (печём «пирожки»),

Весь четверг искала мяч (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»),

Чашки в пятницу помыла (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки),

А в субботу торт купила (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев).

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения (машем ладошками к себе).

2. задание

Разобрать слово ЗАЯЦ на звуки.

Напишите ребенку слово ЗАЯЦ, далее ребенок сам делит слово на слоги и рисует схему слова – ЗАЯЦ — слово из 2 слогов: ЗА-ЯЦ

Далее определяет ударение в слове и нарисует палочку на первый слог. Если ребенок затрудняется, помогите ему. Чтобы узнать, на какой слог падает ударение надо это слово позвать.

Ударение падает на 1-й слог, на гласный звук А.

Уважаемые родители, этот разбор слова для вас, как объяснить ребенку звуки. Ребенок просто рисует цветовую схему и рассказывает вам каждый звук.

Звук - з — согласный, звонкий, твердый обозначается синим цветом

Звук - а —гласный, ударный, обозначается красным цветом

Буква я –2 звука [й]—согласный, звонкий, всегда мягкий, обозначается зеленым цветом

                             [и] – гласный, безударный, обозначается красным цветом.

Звук - ц — согласный, глухой, твёрдый обозначается синим цветом

В слове 4 букв, 5 звуков.

Советы по выполнению графического диктанта

1. Не ругайте ребенка, если рисунок не получается. Спокойно помогите, подскажите, где ошибка. Некоторые дошкольники хорошо воспринимают новую информацию, а другие постоянно путают лево и право.

2. Не спешите во время устного диктанта, убедитесь, что ребенок успевает.

3. Делайте перерыв между занятиями, каждые 5-10 минут письма. Проведите гимнастику для глаз и пальцев рук, пусть ребенок поиграет в подвижные игры, а затем приступает к написанию графического диктанта.

4. Следите за правильной посадкой за столом, освещением и правильным положением пальцев.

5. Получив результат, порадуйтесь вместе с ребенком, похвалите за старание, поблагодарите за усердный труд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме:"Звуковой разбор слова"

2 слайд - характеистика гласных звуков3 слайд - характеристика согласных звуков : твёрдые (сравниваем с камнем), мягкие (с ватой); звонкие и глухие (изображение колокольчика)4 слайд - подсказка для ро...

Звуковой разбор слова.

Разбор слова по звукам . Детки прилепляют или отлепляют нужный цвет, обозначающий гласную или согласную. В итоге получается слово, разобранное по звукам. Синий- согласный твердый, зеленый- согласный м...

НОД Тема: Повторить звуки [а] и [у]. Познакомить детей со звуковым разбором слов.

Повторение с детьми пройденных гласных звуков. Знакомство со звуковым разбором слов....

Нестандартные игры с детьми старшего дошкольного возраста для тренировки навыка составления схемы слова (фонетического разбора).

Зачастую родители не понимают, для чего так важно уметь правильно составлять схему слова, делать фонетический разбор. Желательно научится делать такой разбор до поступления в школу. Для чего необходим...

Картотека "Фонетический разбор" (звуко-буквенный анализ слов).

Звуко - буквенный анализ слова, неотъемлемая часть обучения грамоте.Данное умение  начинают формировать в детском саду в подготовительной к школе группе и продолжают в течение всего времени обуче...

Звуко-слоговой анализ слов, графический диктант и счет в пределах 10

Звуко-слоговой анализ слов, графический диктант и счет в пределах 10...

1) Разбор слова на слоги. 2) Составляли слова из слогов (работа в парах)

1 Занятие. Разбор слов на слоги. Определение количества слогов в слове. 2 Занятие. Работа в парах, составить как можно больше слов, из представленных слогов....