Сообщение для семинара «Особенности проведения Физминуток с младшими дошкольниками»
консультация (младшая группа)

Минина Александра Валериевна

Одним из простых и эффективных методов профилактики переутомления на занятии является проведение физминутки. Эта форма двигательной активности благоприятно влияет на психику ребёнка, поднимает настроение и даёт заряд бодрости. Физминутка -  комплекс физических упражнений малой и средней подвижности для отдельных групп мышц. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sseminar_fizminut.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

        Сообщение «Особенности проведения Физминуток с младшими дошкольниками»

Воспитатель: Минина А.В.

Одним из простых и эффективных методов профилактики переутомления на занятии является проведение физминутки. Эта форма двигательной активности благоприятно влияет на психику ребёнка, поднимает настроение и даёт заряд бодрости. Физминутка -  комплекс физических упражнений малой и средней подвижности для отдельных групп мышц. 

Физминутка — обязательный элемент, который включается в середину занятия или ранее, при возникновении признаков переутомления у детей. Длительность физкультминутки в младших группах составляет 1,5–2 минуты.

Желательно, чтобы содержание физкультминутки согласовывалось с лексической темой занятия.

Целью является: обеспечить кратковременный отдых и стабилизировать работоспособность воспитанников через расслабление мышц и органов восприятия.

        Формы физминуток для детей 2–4 лет

Формы проведения физминутки с воспитанниками младшей группы делятся на два типа:

- За столом

- Сидя на стульчиках или стоя.

 Предпочтителен второй вариант — маленькие дети очень подвижны, для полноценного отдыха им необходимо размять все мышцы.

Чтобы дети не потеряли интерес к физкультминуткам, время от времени проводятся динамические паузы с атрибутами:

  1. погремушки
  2. флажки
  3. платочки
  4. кубики
  5. ленточки
  6. массажные мячики
  7. шарики

        Где используем:

- в образовательной деятельности (познание, худ. творчество, художественная литература, знакомство с окружающим и. т. д.)

- для концентрации внимания

- в режимных моментах для переключения с одного вида деятельности на другой

Функции физминутки:

  • Развлекательная – создает благоприятную атмосферу;
  • Релаксационная – снимает напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
  •  Коммуникативная – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;
  •  Воспитательная – формирует моральные и нравственные качества
  • Обучающая – дает новые знания, умения, навыки, и закрепляет их
  •  Развивающая – развивает речь, внимание, память, мышление
  • Коррекционная – «исправляет» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.

Классификация - Физминутки бывают:

Танцевальные

Ритмические

Двигательно – речевые

Игровые

Подражательные

Упражнения для глаз    

Релаксационные упражнения

                Двигательно-речевые. 

Выполнение упражнений сопровождается стихотворениями или потешками, в которых содержатся указания о движениях.

«Ручками похлопали» - (хлоп - хлоп - хлоп).

«Ножками потопали» - (топ – топ- топ).

«Головкой покивали» -  (миг- миг- миг),

«А после, помолчали» (ц- с-с-с-с-с-с) (полукругом на стульчиках)

                Подражательные. 

Зависят от фантазии и творчества педагога. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел.  Эти физминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.

                  Танцевальные.

 Выполняются под русские народные или детские песенки.

Для танцевальной паузы в младшей группе подойдут музыкальные физминутки Железновой: «У жирафа пятна, пятна», «Маленькие ножки идут по дорожке»; «Танец маленьких утят», «Тучка» и др.

          Методика проведения физминутки в младших группах

В поведении воспитанников младших групп признаки утомления появляются, как правило, на 7–9 минуте занятия (при общей длительности в 15 минут). Это и есть условное время для динамической паузы.                 Среди методических рекомендаций для воспитателя младшей группы выделяются следующие положения к организации физкминуток:

  • Задание должно быть понятно детям («Под музыку мы будем бегать тихо, как мышки», «Сейчас мы громко похлопаем и бодро потопаем!»).
    Незнакомый текст (песенку) для физминутки воспитатель предварительно разбирает с ребятами, показывает картинки по содержанию.
  • Дети 1,5–3 лет любят повторять — для них это способ обучения. Повторение время от времени знакомых физминуток на занятиях вызывает положительные эмоции: дети испытывают радость узнавания, пробуют подпевать, выполнять движения без постоянной оглядки на воспитателя.
  • Воспитатель демонстрирует увлечённость процессом: выразительно и задорно произносит стихотворный текст, поёт, танцует вместе с ребятами, при этом хвалит группу за инициативность и старание.
  • Физминутка — подвижный элемент в структуре занятия. Она может быть проведена чуть раньше условной седьмой минуты, если воспитатель наблюдает утрату интереса к выполняемой деятельности у детей. Если же они увлечённо чем-либо занимаются, им даётся завершить начатое, а физминутку провести во второй половине занятия.
  • Если ребёнок отказывается выполнять задания физминутки, его не принуждают. К выяснению причины этого отказа воспитателю рекомендуется вернуться сразу по окончании занятия (плохое настроение, неважное самочувствие, отсутствие мотивации).

Задачи физкминуток в младших группах

  • Удовлетворение потребности детей в частой двигательной активности.
  • Улучшение кровообращения, насыщения тканей и органов кислородом.
  • Развитие внимания и памяти: слуховой, зрительной, сенсорной.
  • Развитие крупной моторики и координации движений.
  • Восстановление рабочей атмосферы и положительного эмоционального фона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение опытов с младшими дошкольниками

Проведение опытов с водой и снегом....

Особенности проведения физкультурных занятий с дошкольниками с нарушением зрения

В данном материале представлены особенности проведения физкультурных занятий с детьми, имеющими различную патологию зрения...

Сертификат "Особенности проведения групповых занятий с дошкольниками с ТНР с использованием интерактивных технологий".

quot;Особенности проведения групповых занятий с дошкольниками с ТНР с использованием интерактивных технологий"....

Сообщение на семинаре «Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников...

Семинар «Особенности проведения мониторинга в ДОУ»

Мониторинг – производная форма латинского monitor, означающая осуществление действия, которое направленно на реализацию таких функций как наблюдение, контроль и предупреждение. Педагогическим мо...

СЕМИНАР «МНЕМОТЕХНИКА В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ».

Наблюдая за своими воспитанниками, мы отмечаем, что в настоящее время всё чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нару...