НОД с детьми 1 младшей группы по экспериментированию
опыты и эксперименты (младшая группа)
Предварительный просмотр:
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Требования к оформлению и содержанию уголков экспериментирования для детей раннего возраста
Общие требования: в центре экспериментальной деятельности (мини-лаборатория) должны быть выделены:
1) место для выставки
2) место для приборов
3) место для хранения материалов (природного, "бросового")
4) место для проведения опытов
5) место для неструктурированных материалов (песок, вода и др.)
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность или соответствие возрасту;
- доступность расположения
Центр «Песок – вода»
Центр «Песок – вода» помогает воспитателю в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка 1-3 лет. Речь идет о самодеятельной игре - экспериментирования с различными подходящими для этого предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т.д., а потом разрушать и снова строить.
Отмечается, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться.
Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша.
Центр воды и песка располагается рядом с уголком природы: ведерки, лопатки, совочки, грабли, различные формочки; рыбки, черепашки, дельфинчики, лягушки - мелкие и средних размеров (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные).
Для экспериментирования: сачки, формочки (замораживание), различные емкости (наливание, переливание), лодочки, камешки (тяжелый - тонет, легкий - не тонет), столы-поддоны с песком и водой; плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы).
С двух лет детей можно знакомить со свойствами и качествами, постепенно приобретая различные предметы: разнообразные бытовые предметы для исследования (часы, телефон); приборы, в том числе детские (лупы, бинокли, зеркальца, электрические фонарики, магнитные игрушки); игрушки из разных материалов и разной плотности (из тканей, резиновые, деревянные, пластиковые), мягко набивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками); пластические материалы (глина, тесто); материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны); трубочки для продувания, игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой, шкатулки с разными застежками, головоломки, наборы для игр, включающих решение проблемных ситуаций); «Волшебный мешочек», наполняемый мелкими предметами и игрушками.
ИГРЫ С ПЕСКОМ
- Сухой – закапывание предметов в песок
- Закапывание, раскапывание игрушки в песке
- Оставь свой след на песке
- Строительство пирамидок
- Рисуем палочками на песке
- Пересыпание песка из ладошки в ладошку
- Пересыпание с мельницы
- Печем печенье
- Строительство дорожки, горки
- Укладывание дорожек из камушков на песке
«Печём печенье»
В центре «Песок - вода» в одной ёмкости находится сухой песок, в другой - влажный. Взрослый показывает малышу красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребёнок пробует выполнить действия как с сухим песком, так и с влажным. Постепенно, в результате игр с сухим и влажным песком, он понимает, что из сухого песка ничего нельзя построить, а из влажного и мокрого- можно. При необходимости взрослый оказывает помощь малышу или руководит его действиями словесно.
«Найди шарик»
Взрослый закапывает в песок небольшой шарик и просит ребёнка найти его. Сначала можно закапать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого
ИГРЫ С ВОДОЙ
Воспитатель предлагает ребенку экспериментирование с водой:
- Тонет не тонет
- Мокнет
- Купание игрушек
- Стираем – маме помогаем
- Со льдом
- Горячее, холодное
- Замерзание воды в сосуде
- Со снегом
- Растворяется (краска, гуашь)
- Вылавливание предметов сочком
- Путешествие кораблика
- Рыбалка
«Круги на воде»
Налейте в большую посуду воду и дождитесь, чтобы поверхность успокоилась. Если вы дотронетесь до поверхности воды пальцем (то же самое может сделать и ребенок), по воде пойдут круги. Понаблюдайте как это происходит. Впоследствии ребенок увидит, что такие же круги появляются на лужах после дождя.
«Водяная мельница»
Еще одна любимая забава детей – водяная мельница. Возьмите ковшик с носиком, зачерпните воды и покажите малышу, что лить надо, стараясь на центр лопасти.
«Ловим шарики»
Вам понадобятся маленькое ситечко, 10 теннисных шариков, миска. Предложите малышу выловить шарики при помощи ситечка и положить их в миску.
«Переливалочки»
Наша задача - научить малыша переливать воду из одной емкости в другую. Для этого хорошо подойдет набор игрушечной посуды. Предложите ребенку угостить куклу «чаем», налив в чашку из чайничка водичку. Обратите внимание на то, что она не должна переливаться через край. Спросите кроху: почему вода из чайника не с помощью маленькой губки (она должна быть мягкой и небольшой, чтобы помещаться в детской руке) надо переливать воду из одной посуды в другую. Для этого опускаем губку в миску с водой, ждем, когда она впитает в себя жидкость, и переносим ее в другую миску. Там выливаем воду, отжимая губку.
«Разливаем суп»
Покажите ребенку, как с помощью половника можно из одной небольшой кастрюльки перелить воду в другую кастрюлю. Дети очень любят делать все по- взрослому, поэтому с удовольствием работают с половником. А теперь, когда мы уже научились хорошо держать половник, предложите разлить «суп» в пластмассовые тарелочки, не разлив.
«Что как плавает»
Для игры - экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов (пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложка, камешек, бумажная лодочка, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т.д.).
Взрослый предлагает ребёнку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывёт. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит малыша назвать предметы и помогает комментировать действия.
«Льдинки»
Взрослый отпускает в ёмкость с водой 5- 10 льдинок и говорит ребёнку: «Смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай спасать!»
Малыш сачком достает из воды льдинки и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, взрослый спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало?»
«Вода из снега»
Ребенок набирает в ложку снег и держит её над пламенем свечи. Когда снег растает, он сливает воду в чашку. Пока малыш наблюдает, как тает снег и вода нагревается, расскажите ему о трех состояниях воды (вода, пар, лёд). В конце игры малыш вытирает воду со стола. Обратите внимание ребёнка на то, что вода впитывается в материю.
«Тонет не тонет»
Вам понадобится прозрачная миска с водой. В другую миску положите мелкие предметы: гвоздик, камешек, бусинку, кубик. Приготовьте тряпочку, губку, полотенце. Перед началом игры предложите малышу догадаться, какие предметы не утонут. Ребенок по очереди опускает в миску с водой один за одним все предметы.
«Поймай льдинку»
Взрослый опускает в ёмкость с водой 5-10 небольших льдинок и говорит ребёнку: «Смотри, смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!»
Малыш сачком или черпачком достаёт из воды льдинки покрупнее и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, взрослый спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с
Ними стало? – Они растаяли, превратились в воду».
ОПЫТЫ С ВОДОЙ
Вода
Как движется вода? Почему капли круглые? Почему некоторые тела тонут, а другие плавают? Что происходит с веществом, растворенным в воде? На эти вопросы найдем ответы здесь.
Сила воды
Вода, как все жидкости, не имеет собственной формы. Если дать ей волю, она займет все возможное пространство. Вода течет вниз под воздействием силы тяжести, а при падении с высоты ее сила может превращаться в электроэнергию. Медленно и незаметно вода поднимается по стволу растения, поддерживая его жизнь.
Цветок, распустившийся на воде.
Требуется
-лист бумаги
-цветные карандаши
-ножницы
-глубокая тарелка с водой
Ход опыта
- Вырежи из бумаги звезду, и раскрась ее.
- Загни лепестки по пунктирным линиям внутрь.
- Положи бумажный листок в тарелку.
Результат: Цветок постепенно раскроется.
Это потому что, вода в силу капиллярности проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, сгибы на ней распрямляются, и цветок распускается.
Почему одни тела тонут, а другие нет?
Требуется
-Тазик
-Вода
-Пластилин
-Крышка с закраинами от кастрюли
Ход опыта
- Наполни тазик водой
- Сделай из пластилина лодочку и опусти на воду
- Вытащи лодочку, сомкни пластилин и опусти в воду.
Результат
Лодочка не тонет, а комок пластилина опустился на дно.
Опусти крышку кастрюли на воду сначала в горизонтальном положении, а потом вертикально.
Результат
В горизонтальном положении крышка не тонет, а в вертикальном сразу идет ко дну.
Это потому, что чем больше воды вытесняется предметом во время погружения, тем с большей силой предмет выталкивается вверх. Пластилиновая лодочка и крышка от кастрюли вытесняют воду не только своим телом, но и своими пустотами, и, следовательно, вытесняют большой вес воды, чем весят сами. На них действует выталкивающая сила, превышающая их вес. Она их держит на плаву. Пластилиновый комок и крышка, опущенная вертикально, вытесняют меньше воды. И так погружаемый объем в этом случае меньше, то выталкивающей силы недостаточно, чтобы они остались на поверхности.
Предел плавучести
Требуется
-пластилин
-мелкие предметы (скрепки, шарики, камешки, кубики)
-тазик
-вода
Ход опыта
1.слепи из пластилина ванночку
2.налей воды в тазик и опусти в нее ванночку. На борту отметь, до какого уровня она погрузилась.
3.постепенно заполняй ванночку мелкими предметами и следи за тем, как метка опускается в воду.
Результат
Чем больше нагружается ванночка, тем глубже она погружается в воду.
Это потому, что ванночка имеет определенный объем, заполненный воздухом. Но по мере наполнения грузом она при тех, же размерах становится тяжелее, то есть приобретает повышенную плотность. До тех пор, пока ванночка вытесняет больше воды, чем весит сама, она не тонет, а только погружается все глубже и глубже. Но когда ванночка станет тяжелее воды, которую способна вытеснить, она пойдет ко дну. Этот опыт показывает, что плавучесть предмета зависит также от его плотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшей группы «Водичка-водичка» (с использованием технологии экспериментирования)
Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» Цель: Познакомить детей со свойствами воды через экспериментирование....
Ежедневный план работы с детьми младшей группы по теме "Экспериментирование", "Маленькие исследователи"
Недельный план работы с детьми младшего дошкольного возраста на тему "Экспериментирование" ("Маленькие исследователи")....
Игра-экспериментирование с детьми младшей группы «Снег-снежок»
Игра-экспериментирование с детьми II группы раннего возраста «Снег-снежок»...
Презентация: "Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с детьми младшей группы"
Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с детьми младшей группы...
Конспект игры - экспериментирования с детьми младшей группы
В конспекте представлен материал, дающий понятие о свойствах сухого и влажного песка, температуре воды - холодная, теплая.дать понятие о свойствах сухого и влажного песка, температур...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшей группы с элементами экспериментирования "Путешествие в царство воды"
Игра-экспериментирование "Путешествие в царство воды" проводилась с детьми 2 мл. группы. В нашей деятельности я использовала здоровье сберегающие технологии, такие как дорожка здоровья, паль...
Конспект экспериментирования с детьми младшей группы.
Все дети любознательные, им интересно все потрогать, посмотреть, узнать, как устроено, как работаети т.д.В любом возрасте дети любят экспериментировать. Экспериментирование развивает мышление, в...