Методическая разработка занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры
методическая разработка (старшая группа)
Формировать нравственно – патриотические чувства через приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya1.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры
(для детей старшего дошкольного возраста)
Подготовила:
воспитатель 1 кв. категории
Селина Е.А.
г. Нижний Новгород
2019
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Быт Древней Руси»
Цель: Формировать нравственно – патриотические чувства через приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- Воспитывать интерес к истории семейных традиций.
- Заинтересовать детей происхождением своего собственного имени.
- Развивать, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать,
делать выводы.
- Запомнить новые слова и понятия.
Оборудование: Интерактивная доска.
Материалы:
Иллюстрации, презентация «Быт в Древней Руси», кукла в русском народном костюме, кроватка для куклы, русский народный костюм детский, музыкальное сопровождение, коробочка для сюрприза, яблоко.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг.
(Воспитатель задает вопрос). Ребята, в какой мы стране живем? Как она называется?
Дети: В России.
Воспитатель: Правильно мы живем в России. Наша страна очень большая.
А как называлась наша земля много-много лет назад?
Дети: Русь.
Воспитатель: Молодцы! А мы с вами совершим маленькое путешествие в прошлое к нашим предкам.
Раздается плач ребенка.
Воспитатель: Ребята, кто-то плачет! Давайте посмотрим, плачь доносится из спальни.(Воспитатель берет несколько детей ,заходит в спальню и выносят кроватку с малышом.)
(Воспитатель берет куклу в руки). Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет. Это кукла-малыш, она совсем маленькая, поэтому и плачет. Она хочет с вами познакомиться.
- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Вот этому ребеночку родители дали старинное русское имя Любава. Пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Любавушкой. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
Дети: (Оля-Ольга, Гена-Геннадий и т. д.)
Молодцы. Вот мы и познакомились с Любавушкой и назвали ей свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Любава?
Любава - Это имя обозначает – красавица.
Воспитатель: Любавушка приглашает нас в свой дом.
СЛАЙД 1:ИЗБА
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой дом у Любавы. Называется этот дом «Изба».
Как он выглядит и из чего сделан?
Ответы детей: дом сделан из дерева...
Воспитатель: На первый взгляд изба - самая обыкновенная постройка. Крестьянин, строя свое жилище, старался сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть свойственную русскому народу потребность в красоте.
Избы были очень красивыми. Как и дом Любавушки.
Дети, посмотрите, в доме Любавы есть интересные вещи, что же это?
СЛАЙД 2: Прялка
Воспитатель:
В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
Под окном сидит.
Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
Русая коса.
Русая головка,
Думы без конца...
Ты о чем мечтаешь,
Девица-краса?
Прялка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.
Воспитатель: Давайте назовем вместе – прялка. Для чего нужна прялка.
Ответы детей: чтобы прясть нити.
Воспитатель: Мы с вами немного поработали, а теперь давайте отдохнем.
Пальчиковая гимнастика:
Пряли-пряли вечерком (ладошки трутся друг об друга)
Ниточки тянули (гладим пальчики)
Маме будет сарафан (сжимать-разжимать кулачки)
Бабушкам платочки («змейка» пальчиками)
Дедушка — в жилете, (ручки в «замок»)
Братишка — в берете, («змейка» пальчиками)
Ну а я – в кафтане (дети показывают на себя)
Воспитатель: Я вам загадаю загадки, а вы отгадаете, что за предметы есть в избе.
Загадки:
1)Есть у бабушки-старушки
Очень маленький секрет:
Платья, книжки и игрушки,
Занавески, погремушки,
Кукол и велосипед –
Всё она упрямо прячет,
Чтоб не смог добраться внук.
Есть у бабушки на даче
Ветхий старенький…
(Сундук)
2) Не конь игривый, а доска,
Но в самый раз для седока.
(Лавочка)
3)Один вход и три выхода
(Рубаха)
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, что есть у Любавушки в избе.
СЛАЙД 3: Сундук, лавка, рубаха.
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали! Мы с вами встанем вкруг и немного отдохнем.
Физкультминутка:
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (присесть)
Дунул ветер — полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели (присесть)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете как одевались на Руси? Какую одежду носили?
Давайте посмотрим.
СЛАЙД 4: Одежда простолюдинов
Воспитатель: Рубаха, сарафан, лапти.
Воспитатель: Давайте, с вами подойдем поближе и рассмотрим костюм нашей Любавушки. (Дети подходят к стойке с детским русским костюмом и рассказывают сами, как он выглядит, какого цвета, есть ли вышивка, тесьма.
СЛАЙД 5:Костюм.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как выглядела рубаха на Руси. Какая интересная вышивка. Раньше одежду шили и украшали сами, своими руками. Собирались вечером девицы, песни пели и рукоделием занимались.
Воспитатель: Нам Любавушка приготовила сюрприз (воспитатель приносит коробочку и просит ребят помочь открыть). В коробке лежит яблоко и маленькое письмо. Ребята, как вы думаете, зачем нам яблоко.
Ответы детей: Чтобы поиграть.
Воспитатель: А в коробке есть послание, давайте прочитаем.
Яблочко золотое, яблочко наливное
По рукам катилось и остановилось
Быстро с яблоком беги, и дружка себе найди!
Воспитатель: Правильно. Давайте поиграем. Встанем в круг (воспитатель объясняет правила игры)
Хороводная игра «Яблочко»
Ход: дети стоят в кругу, говорят слова и передают яблоко друг другу. На ком закончатся слова, то и бежит внутри круга. Ищет себе дружка, кладет яблочко возле ног. После этого дети встают спиной друг к другу, и бегут по кругу в разные стороны. Кто первый прибежит, с того и начинается игра.
Яблочко золотое, яблочко наливное
По рукам катилось и остановилось
Быстро с яблоком беги, и дружка себе найди!
Воспитатель: Молодцы, дружно поиграли.
(дети сели полукругом на стульчики)
Воспитатель: Любавушка очень устала и хочет отдохнуть. Куда мы с вами ее положим спать.
Дети: В кроватку.
СЛАЙД 6:Колыбель
Воспитатель: В старину кроватка называлась колыбелькой. Вот и у нас есть колыбелька для Любавушки. Раньше, чтобы ребенок уснул мамочки пели колыбельную своим деткам.
(Музыка колыбельная старинная). Елена Фролова "Летел голубь".
Воспитатель: Ну, вот и все, наша Любава уснула.
Итог работы:
- Что вам на занятии понравилось?
- Что нового вы узнали сегодня?
- Сегодня, ребята, вы хорошо позанимались. Теперь вы знаете какое значение в старину придавали имени ребенка. Вы были очень внимательными, хорошо мне помогали, я вами очень довольна!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры
" Пришла Весна, веснушка!"Цель: Приобщение детей к народной культуре. Формирование эмоционально-окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.Задачи: Развивать, обогащать речь детей...
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Старшая-подготовительная группа.
Конспект НОД по Региональному компоненту для детей подготовительной (старшей) группы.. Приобщение к истокам русской народной культуры....
Комплексное занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры
русская народная культура...
Комплексное занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Экскурсия в мини -музей русской старины...
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Наша Родина - Россия» в средней группе
Воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, вызвать у них интерес к народному искусству....
Перспективный план занятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Формирование нравственно – патриотических чувств через приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры....
Открытое занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Тема: "Русская матрешка"
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культурыТема:«Русская матрешка»Цель занятия:Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка.Задачи:1.Об...