Методическая разработка занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры
методическая разработка (старшая группа)

Селина Екатерина Александровна

Формировать нравственно – патриотические чувства через приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya1.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры

(для детей старшего дошкольного возраста)

                                                  Подготовила:

                                                                             воспитатель 1 кв. категории

                                                 Селина Е.А.

г. Нижний Новгород

2019

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Быт Древней Руси»

Цель: Формировать  нравственно – патриотические чувства через приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

  • Воспитывать интерес к истории семейных традиций.
  • Заинтересовать детей происхождением своего собственного имени.
  • Развивать, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать,

          делать выводы.

  • Запомнить новые слова и понятия.

Оборудование: Интерактивная доска.

Материалы:

Иллюстрации,  презентация «Быт в Древней Руси», кукла в русском народном костюме, кроватка для куклы, русский народный костюм детский, музыкальное сопровождение, коробочка для сюрприза, яблоко.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг.

(Воспитатель задает вопрос). Ребята, в какой мы стране живем? Как она называется?

Дети: В России.

Воспитатель: Правильно мы живем в России. Наша страна очень большая.

А как называлась наша земля много-много лет назад?

Дети: Русь.

Воспитатель: Молодцы! А мы с вами совершим маленькое путешествие в прошлое к нашим предкам.

Раздается плач ребенка.

Воспитатель: Ребята, кто-то плачет! Давайте посмотрим, плачь доносится из спальни.(Воспитатель берет несколько детей ,заходит в спальню и выносят кроватку с малышом.)

(Воспитатель берет куклу в руки). Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет. Это кукла-малыш, она совсем маленькая, поэтому и плачет. Она хочет с вами познакомиться.

- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Вот этому ребеночку родители дали старинное русское имя Любава. Пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Любавушкой. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Дети: (Оля-Ольга, Гена-Геннадий и т. д.)

Молодцы. Вот мы и познакомились с Любавушкой и назвали ей свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Любава?

Любава - Это имя обозначает – красавица.

Воспитатель: Любавушка приглашает нас в свой дом.

СЛАЙД 1:ИЗБА

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой дом у Любавы. Называется этот дом «Изба».

Как он выглядит и из чего сделан?

Ответы детей: дом сделан из дерева...

Воспитатель: На первый взгляд изба - самая обыкновенная постройка. Крестьянин, строя свое жилище, старался сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть свойственную русскому народу потребность в красоте.

Избы были очень красивыми. Как и дом Любавушки.

Дети, посмотрите, в доме Любавы есть интересные вещи, что же это?

СЛАЙД 2: Прялка

Воспитатель:

В низенькой светелке

Огонек горит,

Молодая пряха

Под окном сидит.

Молода, красива,

Карие глаза,

По плечам развита

Русая коса.

Русая головка,

Думы без конца...

Ты о чем мечтаешь,

Девица-краса?

Прялка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

Воспитатель: Давайте назовем вместе – прялка. Для чего нужна прялка.

Ответы детей: чтобы прясть нити.

Воспитатель: Мы с вами немного поработали, а теперь давайте отдохнем.

Пальчиковая гимнастика:

Пряли-пряли вечерком (ладошки трутся друг об друга)

Ниточки тянули (гладим пальчики)

Маме будет сарафан (сжимать-разжимать кулачки)

Бабушкам платочки («змейка» пальчиками)

Дедушка — в жилете, (ручки в «замок»)

Братишка — в берете, («змейка» пальчиками)

Ну а я – в кафтане (дети показывают на себя)

Воспитатель: Я вам загадаю загадки, а вы отгадаете, что за предметы есть в избе.

Загадки:

1)Есть у бабушки-старушки

Очень маленький секрет:

Платья, книжки и игрушки,

Занавески, погремушки,

Кукол и велосипед –

Всё она упрямо прячет,

Чтоб не смог добраться внук.

Есть у бабушки на даче

Ветхий старенький…

(Сундук)

2) Не конь игривый, а доска,

Но в самый раз для седока.

(Лавочка)

3)Один вход и три выхода

(Рубаха)

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, что есть у Любавушки в избе.

СЛАЙД 3: Сундук, лавка, рубаха.

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали! Мы с вами встанем вкруг и немного отдохнем.

Физкультминутка:

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим (присесть)

Дунул ветер — полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели (присесть)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете как одевались на Руси? Какую одежду носили?

Давайте посмотрим.

СЛАЙД 4: Одежда простолюдинов

Воспитатель: Рубаха, сарафан, лапти.

Воспитатель:  Давайте, с вами подойдем поближе и рассмотрим костюм нашей Любавушки.  (Дети подходят к стойке с детским русским костюмом и рассказывают сами,  как он выглядит, какого цвета, есть ли вышивка, тесьма.

СЛАЙД 5:Костюм.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как выглядела рубаха на Руси. Какая интересная вышивка. Раньше одежду шили и украшали сами, своими руками. Собирались вечером девицы, песни пели и рукоделием занимались.

Воспитатель: Нам  Любавушка приготовила сюрприз (воспитатель приносит коробочку и просит ребят помочь открыть). В коробке лежит яблоко и маленькое письмо. Ребята, как вы думаете, зачем нам яблоко.

Ответы детей: Чтобы поиграть.

Воспитатель: А в коробке есть послание, давайте прочитаем.

Яблочко золотое, яблочко наливное

По рукам катилось и остановилось

Быстро с яблоком беги, и дружка себе найди!

Воспитатель: Правильно. Давайте поиграем. Встанем в круг (воспитатель объясняет правила игры)

Хороводная игра «Яблочко»

Ход: дети стоят в кругу, говорят слова и передают яблоко друг другу. На ком закончатся слова, то и бежит внутри круга. Ищет себе дружка, кладет яблочко возле ног. После этого дети встают спиной друг к другу, и бегут по кругу в разные стороны. Кто первый прибежит, с того и начинается игра.

Яблочко золотое, яблочко наливное

По рукам катилось и остановилось

Быстро с яблоком беги, и дружка себе найди!

Воспитатель: Молодцы, дружно поиграли.

(дети сели полукругом на стульчики)

Воспитатель:  Любавушка очень устала и хочет отдохнуть. Куда мы с вами ее положим спать.

Дети: В кроватку.

СЛАЙД 6:Колыбель

Воспитатель: В старину кроватка называлась колыбелькой. Вот и у нас есть колыбелька для Любавушки. Раньше, чтобы ребенок уснул мамочки пели колыбельную своим деткам.

(Музыка колыбельная старинная). Елена Фролова "Летел голубь".

Воспитатель: Ну, вот и все, наша Любава уснула.

Итог работы:

- Что вам на занятии понравилось?

- Что нового вы узнали сегодня?

- Сегодня, ребята, вы хорошо позанимались. Теперь вы знаете какое значение в старину придавали имени ребенка. Вы были очень внимательными, хорошо мне помогали, я вами очень довольна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры

" Пришла Весна, веснушка!"Цель: Приобщение детей к народной культуре. Формирование эмоционально-окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.Задачи: Развивать, обогащать речь детей...

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Старшая-подготовительная группа.

Конспект НОД по Региональному компоненту для детей подготовительной (старшей) группы.. Приобщение к истокам русской народной культуры....

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Наша Родина - Россия» в средней группе

Воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, вызвать у них интерес к народному искусству....

Перспективный план занятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Формирование нравственно – патриотических чувств через приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры....

Открытое занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Тема: "Русская матрешка"

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культурыТема:«Русская матрешка»Цель занятия:Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка.Задачи:1.Об...