Комплексное занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Еньшина Ольга Степановна

Экскурсия в  мини -музей русской старины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Экскурсия в мини – музей русской старины

Цели:

- дать представления о том, что такое музей;

- расширять знания детей о русском быте, о том, как жили люди на Руси, чем питались, во что одевались, чем занимались (в том числе и в свободное время);

- воспитывать любовь и уважение к русским традициям.

Словарная работа: деревенская изба, расписные ставни, сарафан, кокошник, порты, кушак, картуз, лапти, чугунок, ухват, кочерга.

Ход занятия

Воспитатель встречает детей со словами и поклоном:

«Добро пожаловать к нам, гости дорогие!».

Дети проходят в группу и садятся на стульчики, расположенные перед музеем полукругом.

- Ребята, а кто из вас знает, что такое музей? (Ответы детей).

Воспитатель: Совершенно правильно, музей – это такое место, где собираются, хранятся и выставляются старинные, красивые, редкие и очень ценные вещи, это могут быть картины, книги, посуда, игрушки и многое другое.

Музей организовывают люди: они долго – долго собирают разные предметы, изучают их, а потом устраивают выставки, чтобы познакомить нас с этими предметами. Все это нужно для того, чтобы что бы можно было сохранить и сберечь ценные и редкие предметы, чтобы можно было показать это все людям.

В нашей группе тоже есть небольшой музей, мы его можем назвать - Уголок русской старины. Как вы думаете, судя из названия, какие вещи должны находиться в нашем музее?

Давайте посмотрим по порядку, что находится здесь на полочках.

- Ребята, скажите, в каком доме вы живете? Из чего сделан этот дом?  А кто скажет, как выглядят  современные дома? Посмотрите внимательно, похожи ли они на дома, в которых жили люди раньше? Воспитатель показывает макет деревенского дома.

А вы знаете, как раньше назывался деревенский дом? (Ответы детей). Правильно, раньше называлась деревенская изба. А сейчас где-то встречается такое название?

Давайте более подробно рассмотрим этот макет. Посмотрите, какие необычные были окна, резные и расписные ставни, занавески на окнах с вышивкой или украшены вязаной ажурной тканью, обратите внимание, занавески не длинные, как мы привыкли с вами.

Давайте рассмотрим посуду. Из чего она сделана? Чем она отличается современной посуды? А как вы думаете, почему посуда чаще всего была глиняная и деревянная?

Теперь рассмотрим одежду. Воспитатель подробно рассматривает и показывает предметы одежды, говорит их названия и область применения, рассказывает, из какой ткани шился тот или иной предмет, по какому случаю, чем украшали, для чего. Рассказывает, чем отличалась повседневная одежда от праздничной.

Добавить в словарный запас детей новые слова - рубаха, порты, сарафан, кокошник, пояс-кушак.

Ну, а раз оделся ты

И в рубаху и порты –

Надо обувь надевать

И куда – то поспешать!

Обратить внимание детей на обувь, которую носили в старину - лапти, валенки. Дать детям возможность рассмотреть их, взяв в руки.

Послушайте, ребята, загадку:

Стоит изба из кирпича

То холодна, то горяча. (Печка)

На дровах огонь, пламя шустрое,

О тебе рассказ, печка русская!

Подробное знакомство с печкой.

Воспитатель. Скажите, пожалуйста, для чего была нужна печка в каждой русской избе? (Ответы детей).

Правильно, ребята, печка нужна была для того, чтобы избу обогревать, готовить на ней еду, сушить обувь и одежду, сушить грибы и травы, самим греться. Печка была большая, массивная с лежанкой (полатями). Печку использовали не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. Еда, приготовленная в печи, была очень вкусная, а тепло, исходящие от печи - полезно. Погуляют малые детки студеной зимой на улице, намокнут, озябнут и скорее залезают на теплую печку отогреваться. Так к ним никакая хворь не приставала, погреются на печи и не страшна им зимняя стужа. А иногда печка была таких размеров, что в ней можно было даже мыться.

А из чего сделана печка? (Ответы детей). Правильно, из кирпича, а складывал печку специально обученный человек, который назывался печник. Печника в деревне почитали. Печка должна была быть не только красивой с виду, но самое главное – долго сохранять тепло при малом количестве сожженных дров.

Рассматриваем внимательно чугунок. Как вы думаете, что это? Для чего предназначен этот предмет?

Дети самостоятельно ставят чугунок в печку и вынимают его ухватом. Показывая детям кочергу, воспитатель спрашивает детей, знаком ли им этот предмет. (Ответы детей).

Правильно, это кочерга, ею помешивали угли в печи.

В конце встречи воспитатель подводит итог и спрашивает детей, что им понравилось больше всего.

Воспитатель. Наша русская печка не отпустит ребят без угощения, посмотрите, что мы испекли для вас!

Воспитатель достает из печки пироги и угощает детей. Дети благодарят за угощение и увлекательную беседу, прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры

" Пришла Весна, веснушка!"Цель: Приобщение детей к народной культуре. Формирование эмоционально-окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.Задачи: Развивать, обогащать речь детей...

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Старшая-подготовительная группа.

Конспект НОД по Региональному компоненту для детей подготовительной (старшей) группы.. Приобщение к истокам русской народной культуры....

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Наша Родина - Россия» в средней группе

Воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, вызвать у них интерес к народному искусству....

Перспективный план занятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Формирование нравственно – патриотических чувств через приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры....

Методическая разработка занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Формировать нравственно – патриотические чувства через приобщение детей к истокам русской народной культуры....

Открытое занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Тема: "Русская матрешка"

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культурыТема:«Русская матрешка»Цель занятия:Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка.Задачи:1.Об...