Комплексное занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Экскурсия в мини -музей русской старины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Экскурсия в мини – музей русской старины
Цели:
- дать представления о том, что такое музей;
- расширять знания детей о русском быте, о том, как жили люди на Руси, чем питались, во что одевались, чем занимались (в том числе и в свободное время);
- воспитывать любовь и уважение к русским традициям.
Словарная работа: деревенская изба, расписные ставни, сарафан, кокошник, порты, кушак, картуз, лапти, чугунок, ухват, кочерга.
Ход занятия
Воспитатель встречает детей со словами и поклоном:
«Добро пожаловать к нам, гости дорогие!».
Дети проходят в группу и садятся на стульчики, расположенные перед музеем полукругом.
- Ребята, а кто из вас знает, что такое музей? (Ответы детей).
Воспитатель: Совершенно правильно, музей – это такое место, где собираются, хранятся и выставляются старинные, красивые, редкие и очень ценные вещи, это могут быть картины, книги, посуда, игрушки и многое другое.
Музей организовывают люди: они долго – долго собирают разные предметы, изучают их, а потом устраивают выставки, чтобы познакомить нас с этими предметами. Все это нужно для того, чтобы что бы можно было сохранить и сберечь ценные и редкие предметы, чтобы можно было показать это все людям.
В нашей группе тоже есть небольшой музей, мы его можем назвать - Уголок русской старины. Как вы думаете, судя из названия, какие вещи должны находиться в нашем музее?
Давайте посмотрим по порядку, что находится здесь на полочках.
- Ребята, скажите, в каком доме вы живете? Из чего сделан этот дом? А кто скажет, как выглядят современные дома? Посмотрите внимательно, похожи ли они на дома, в которых жили люди раньше? Воспитатель показывает макет деревенского дома.
А вы знаете, как раньше назывался деревенский дом? (Ответы детей). Правильно, раньше называлась деревенская изба. А сейчас где-то встречается такое название?
Давайте более подробно рассмотрим этот макет. Посмотрите, какие необычные были окна, резные и расписные ставни, занавески на окнах с вышивкой или украшены вязаной ажурной тканью, обратите внимание, занавески не длинные, как мы привыкли с вами.
Давайте рассмотрим посуду. Из чего она сделана? Чем она отличается современной посуды? А как вы думаете, почему посуда чаще всего была глиняная и деревянная?
Теперь рассмотрим одежду. Воспитатель подробно рассматривает и показывает предметы одежды, говорит их названия и область применения, рассказывает, из какой ткани шился тот или иной предмет, по какому случаю, чем украшали, для чего. Рассказывает, чем отличалась повседневная одежда от праздничной.
Добавить в словарный запас детей новые слова - рубаха, порты, сарафан, кокошник, пояс-кушак.
Ну, а раз оделся ты
И в рубаху и порты –
Надо обувь надевать
И куда – то поспешать!
Обратить внимание детей на обувь, которую носили в старину - лапти, валенки. Дать детям возможность рассмотреть их, взяв в руки.
Послушайте, ребята, загадку:
Стоит изба из кирпича
То холодна, то горяча. (Печка)
На дровах огонь, пламя шустрое,
О тебе рассказ, печка русская!
Подробное знакомство с печкой.
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, для чего была нужна печка в каждой русской избе? (Ответы детей).
Правильно, ребята, печка нужна была для того, чтобы избу обогревать, готовить на ней еду, сушить обувь и одежду, сушить грибы и травы, самим греться. Печка была большая, массивная с лежанкой (полатями). Печку использовали не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. Еда, приготовленная в печи, была очень вкусная, а тепло, исходящие от печи - полезно. Погуляют малые детки студеной зимой на улице, намокнут, озябнут и скорее залезают на теплую печку отогреваться. Так к ним никакая хворь не приставала, погреются на печи и не страшна им зимняя стужа. А иногда печка была таких размеров, что в ней можно было даже мыться.
А из чего сделана печка? (Ответы детей). Правильно, из кирпича, а складывал печку специально обученный человек, который назывался печник. Печника в деревне почитали. Печка должна была быть не только красивой с виду, но самое главное – долго сохранять тепло при малом количестве сожженных дров.
Рассматриваем внимательно чугунок. Как вы думаете, что это? Для чего предназначен этот предмет?
Дети самостоятельно ставят чугунок в печку и вынимают его ухватом. Показывая детям кочергу, воспитатель спрашивает детей, знаком ли им этот предмет. (Ответы детей).
Правильно, это кочерга, ею помешивали угли в печи.
В конце встречи воспитатель подводит итог и спрашивает детей, что им понравилось больше всего.
Воспитатель. Наша русская печка не отпустит ребят без угощения, посмотрите, что мы испекли для вас!
Воспитатель достает из печки пироги и угощает детей. Дети благодарят за угощение и увлекательную беседу, прощаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры
" Пришла Весна, веснушка!"Цель: Приобщение детей к народной культуре. Формирование эмоционально-окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.Задачи: Развивать, обогащать речь детей...
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Старшая-подготовительная группа.
Конспект НОД по Региональному компоненту для детей подготовительной (старшей) группы.. Приобщение к истокам русской народной культуры....
Комплексное занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры
русская народная культура...
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Наша Родина - Россия» в средней группе
Воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, вызвать у них интерес к народному искусству....
Перспективный план занятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Формирование нравственно – патриотических чувств через приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры....
Методическая разработка занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Формировать нравственно – патриотические чувства через приобщение детей к истокам русской народной культуры....
Открытое занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Тема: "Русская матрешка"
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культурыТема:«Русская матрешка»Цель занятия:Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка.Задачи:1.Об...