План по самообразованию педагога по теме "РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ"
учебно-методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №12»
городского округа Самара
443114 г. Самара, проспект Кирова 317 –а тел. (846) 956-93-57 факс (846) 927-06-83
e – mail: sad12samara@mail.ru
План по самообразованию педагога
Соколовой Н.Н. на 2019 – 2022 года
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВ ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
Актуальность работы. Прогресс в науке и технике, а также процессы распространения информации в мире происходили раньше менее стремительно, чем сегодня. Сегодня окружающий мир переполнен условными знаками и символами. Однако умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления и, в ещё большей мере, степенью их оформленности в систему. Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, т.к. развитие современного общества носит динамический характер, то и ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. Математика по праву в решении этой проблемы занимает ведущее место (Е.Б. Давидович, В.Г. Зак, А.В. Белошистая, М.И. Моро и др.). Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Математическое развитие не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Главное -создать условия для самостоятельного поиска детьми решения задач, не предлагая при этом никаких готовых способов, образцов решения. Помочь ребенку овладеть такими мыслительными умениями, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование. Такие умения позволят легко осваивать новое, развить самостоятельность и активность мышления, сформировать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления. Дошкольное воспитание строится на личностно-ориентированной модели, основанной на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Следовательно, обучение должно носить индивидуально–дифференцированный характер. В настоящее время чаще стали использовать нестандартный дидактический материал: счетные палочки, геометрические конструкторы, логические блоки Дьенеша. Широко известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии, с понятием «симметрия»; развивать пространственное воображение. Головоломки со счетными палочками воспитывают интерес к математике, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме, а также развивают логику мыслей, рассуждений и действий.
Новизна опыта заключается в создании системы методов и приёмов, нацеленных на формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, в подборе и систематизации разного рода игр, пособий, литературы, в комплексном использовании занимательного математического материала через организацию игровой деятельности. Через систему специально подобранных игр, игровых заданий и упражнений можно организовать работу, позволяющую формировать и развивать у ребенка логические способности, а именно: формировать логические приемы мыслительной деятельности, а также умение понимать и прослеживать причинно – следственные связи явлений и умение, выстраивать на их основе простейшие умозаключения.
Цель работы: Повысить уровень развития логического мышления дошкольников посредством развивающих игр математического содержания.
Задачи:
- Преобразовать предметно – развивающую среду, создающей ребенку условия для познавательной активности, самоорганизации и контакта со сверстниками.
- Подобрать и разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать серию логических задач, проблемных ситуаций, с использованием развивающих игр.
- Составить картотека логико-математических игр.
- Оформить папку с рекомендациями для педагогов и родителей.
- Разработать модель педагогического процесса: перспективный план по данной теме для детей старшего дошкольного возраста.
Результат работы: формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, активизация мыслительной деятельности ребёнка, формирование устойчивого интереса к предметному поиску решений, развитие общих умственных и математических способностей старших дошкольников.
Нестандартные дидактические средства:
- игры Зака;
- блоки Дьенеша (использование блоков и карт-схем позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них);
- игры Никитина «Сложи узор», «Уникуб»;
- счетные палочки (построение простых фигур, построение сложных фигур, задачи на преобразование фигур);
- наглядные модели, игры-головоломки (учат детей воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу, развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторские способности, сообразительность, смекалку, находчивость);
- геометрические конструкторы "Танграм", "Волшебный круг", "Колумбово яйцо", "Головоломка Пифагора", "Листик". "Математический планшет ";
- дидактические игры: шарады, ребусы, головоломки, загадки, стихи, задачи-шутки математического содержания.
Выход темы:
- показ занятия
- участие в семинаре
- составить сборник консультаций для родителей
- подготовить игротеку по теме
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Учебный год | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат |
2019/2020 | Деятельность в свободное от занятий время (конструирование, изобразительное творчество — составление картин из блоков, их использование в роли предметных ориентиров и пр.) | сентябрь 2019-май 2020 | - знание о ключевых геометрических фигурах; -знание о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине; - умение сравнивать две и более детали по их признакам. - умение проводить классификацию и делать обобщения. |
Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные) | сентябрь 2019-май 2020 | ||
Игра «Как муравей и гусеница в гости ходили» | январь – май 2020г | построение простых алгоритмов | |
2020/2021 | Игра «Как муравей и гусеница в гости ходили» | сентябрь 2020 - май 2021 | построение простых алгоритмов |
Наглядные модели, игры-головоломки | сентябрь 2020 - май 2021 | анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель. | |
Игры Никитина «Сложи узор» | сентябрь 2020 - май 2021 | -мыслительные операции сравнения; -цветовое восприятие; -способности комбинирования; -зрительную память; -чувство симметрии; - воображение. | |
Блоки Дьенеша | сентябрь 2020 - май 2021 | -умение обнаруживать свойства фигур и переносить их на свойства других (абстрагировать). -способность сравнивать две и более детали по их признакам. -умение проводить классификацию и делать обобщения. -способность совершать логические операции построение алгоритмов. | |
Дидактические игры: шарады, ребусы, головоломки, загадки, стихи, задачи-шутки математического содержания | сентябрь 2020 - май 2021 | способность анализировать | |
2021/2022 | Игры на основе игр А.З.Зака | сентябрь 2021 - май 2022 | -умение проводить классификацию и делать обобщения. -способность совершать логические операции, построение алгоритмов |
Счетные палочки (построение простых фигур, построение сложных фигур, задачи на преобразование фигур) | сентябрь 2021 - май 2022 | анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель. | |
Геометрические конструкторы "Танграм", "Волшебный круг", "Колумбово яйцо", "Головоломка Пифагора", "Листик". | сентябрь 2021 - май 2022 | анализ сложной формы и воссоздание ее из частей на основе восприятия и сформированного представления | |
Блоки Дьенеша | сентябрь 2021- - май 2022 | -умение обнаруживать свойства фигур и переносить их на свойства других (абстрагировать). -способность сравнивать две и более детали по их признакам. -умение проводить классификацию и делать обобщения. -способность совершать логические операции, построение алгоритмов. |
Средняя группа (2019 – 2020 уч.год)
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
Игра «Как муравей и гусеница в гости ходили» | январь – май 2020г. | Дидактическая игра на занятиях по ФЭМП | Мастер-класс для родителей |
Блоки Дьенеша | сентябрь 2019-май 2020 | Деятельность в свободное от занятий время Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные) | Мастер-класс для родителей Консультация для педагогов Картотека дидактических игр |
Старшая группа (2020 – 2021 уч.год)
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
Игра «Как муравей и гусеница в гости ходили» | январь – май 2020г. | Дидактическая игра на занятиях по ФЭМП | Мастер-класс для родителей |
Блоки Дьенеша | сентябрь 2020-май 2021 | Деятельность в свободное от занятий время Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные) | Мастер-класс для родителей Картотека дидактических игр |
Наглядные модели, игры-головоломки | сентябрь 2020-май 2021 | Дидактическая игра на занятиях | Сборник консультаций для родителей |
Дидактические игры: шарады, ребусы, головоломки, загадки, стихи, задачи-шутки математического содержания | сентябрь 2020-май 2021 | Дидактическая игра на занятиях | Картотека игр |
Игры Никитина «Сложи узор» | сентябрь 2020-май 2021 | Деятельность в свободное от занятий время | Сборник консультаций для родителей |
Подготовительная к школе группа (2021 – 2022 уч.год)
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
Игры на основе игр А.З.Зака | сентябрь 2021 – май 2022г. | Дидактическая игра на занятиях по ФЭМП | Мастер-класс для родителей |
Блоки Дьенеша | сентябрь 2021-май 2022 | Деятельность в свободное от занятий время Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные) | Мастер-класс для родителей Картотека дидактических игр |
Счетные палочки | сентябрь 2021-май 2022 | Деятельность в свободное от занятий время | Картотека игр |
Геометрические конструкторы "Танграм", "Волшебный круг", "Колумбово яйцо", "Головоломка Пифагора", "Листик". | Сентябрь 2021-май 2022 | Деятельность в свободное от занятий время Дидактическая игра на занятиях | Сборник консультаций для родителей Картотека игр |
Литература:
- «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша. (Под ред. Б.Б. Финкельштейн. Санкт – Петербург. ООО «Корвет».
- Зак А.З. «Будем смышлеными! Развитие интеллектуальных способностей у детей пяти-шести лет». М., 2003.
- Комарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера?»М «Гном и Д, 2007.
- Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем: Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. -СПб: ООО Корвет,2002
- Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. В 2 ч. / Авторы –сост. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. –СПб: Детство-Пресс, 2006.
- Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / Автор -сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. -СПб: Детство-Пресс, 2010.
- Михайлова З.А Игровые задачи для дошкольников. –СПб: Детство-Пресс, 2008.
- Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. –СПб: Детство-Пресс, 2000
- Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры». — М.: Просвещение, 1991.
- Никитин Б. П. «Интеллектуальные игры». - М, Гея, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
В статье представлен материал о значении нестандартного дидактического материала (игр - головоломок, логических блоков Дьенеша и счетных палочек) в развитии логического мышления детей дошкольного возр...
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ Прогресс в науке и технике, а также процессы распространения и...
Консультация для педагогов "Начало развития логического мышления у детей дошкольного возраста"
Развитие логического мышления дошкольников является одним из важных этапов, готовящих ребёнка к обучению в школе, закладывающих у ребёнка интерес к математике как к предмету, способствующему раз...
План по самообразованию педагога. Тема «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога...
"Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игр с нестандартным дидактическим материалом"
Современный мир развивается очень быстрыми темпами, и для системы образования на сегодняшний день, очень важной задачей является развитие гибкой личности, способной быстро адаптироваться к...
«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
laquo;ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»...
«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игр с нестандартным дидактическим материалом»
Цель логических игр: Развитие логического мышления, как основы интеллектуального развития дошкольников в процессе развивающей игры....