Дополнительная образовательная программа "Веселые нотки"
рабочая программа
Дополнительная образовательная программа "Веселые нотки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselye_notki.docx | 308.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | |
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………... | 3 |
1.2. Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию. | 5 |
1.3. Основные принципы обучения пению……………………………………….. | 5 |
1.4. Возрастная характеристика особенностей развития детей 6 – 7 лет……… | 6 |
1.5. Целевые ориентиры освоения Программы…………………………………... | 7 |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | |
2.1. Основные направления образовательной работы вокального кружка……. | 7 |
2.2. Приёмы обучения пению……………………………………………………… | 8 |
2.3. Формы и методы по реализации основных задач Программы…………….. | 9 |
2.4. Направления работы по совершенствованию голосового аппарата………. | 9 |
2.5. Структура непосредственно-образовательной деятельности по вокалу…. | 12 |
2.6. Календарно-тематический план непосредственно образовательной деятельности кружка «Весёлые нотки»…………………………………………… | 13 |
2.7. Педагогический мониторинг качества музыкального образования по программе «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой………………… | 23 |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1.Методическое обеспечение Программы……………………………………… | 30 |
3.2.Организация режима кружковой работы в образовательном учреждении… | 30 |
3.3. Список литературы…………………………………………………………….. | 31 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка. А дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Голос ребёнка – естественный инструмент, который обладает особыми качествами, отличающими его от голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие – отсюда особое звучание детских голосов, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. Хрупкий голосовой аппарат ребёнка требует особого внимания и бережного отношения. Таким образом, задача охраны детского певческого голоса является главной и предусматривает внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс певческой деятельности.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в непосредственно образовательной деятельности при подготовке к пению, помогают развивать музыкальные и творческие способности детей, укреплять здоровье и являются одним из средств духовного и физического развития ребенка, а также решают задачи по совершенствованию и улучшению речи детей.
В соответствие с ФГОС ДО наиболее эффективным средством поддержания интереса детей к музыкально-оздоровительной деятельности являются игровые технологии.
Игровые технологии позволяют:
- поддерживать интерес к вокалу, давая специальные знания, умения и навыки;
- создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;
- вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;
- позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;
- доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности,
- повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей.
Таким образом, исходя из актуальности использования здоровьесберегающих и игровых технологий, разработана Рабочая Программа вокального кружка «Весёлые нотки».
Новизна Программы заключается в реализации здоровьесберегающих и игровых технологий в непосредственно образовательной деятельности.
Программа дополнительного образования разработана с учётом программ:
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева);
- Программа «Ладушки» Каплунова, И.М., Новоскольцева И.А.;
- Шаехова Р.К. Региональная программа дошкольного образования.
И методических пособий:
- Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения;
- Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет;
- Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению;
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ;
- Бодраченко И.В. Игровые досуги для детей;
- Морева Н.А. Музыкальные занятия в дошкольном учреждении;
- Евтодьева А.А. Учимся петь и танцевать, играя.
Программа составлена с учётом нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании» ст. 9, ст.14, ст.17,ст. 32,ст.51 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. No1155;
- ФГОС ДО No30384;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях 2.4.1.3049-13;
- Конвенция о правах ребенка.
Программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Программа вокального кружка «Весёлые нотки» в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей пению в возрасте 6-7 лет и рассчитана на 1 год. В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). В коллектив принимаются все желающие дети, обладающие необходимыми вокальными и музыкальными данными, имеющие здоровый голосовой аппарат, достаточное физическое развитие и устойчивую психику, проявляющие интерес к избранному направлению. Занимаясь в вокальном кружке, дети получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями. Одаренные и способные дети при успешной подготовке, прочном освоении музыкального репертуара и вокально-интонационных навыков могут привлекаться к участию в городских, межрегиональных конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями дошкольников в воспроизведении вокального материала.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель Программы: сделать процесс обучения детей пению увлекательным и радостным, развивать певческие способности детей в условиях дополнительного образования детей в ДОУ, используя здоровьесберегающие и игровые технологии.
Задачи:
Воспитательные
- Воспитывать нравственно-коммуникативные качества личности дошкольника;
- Формировать музыкальную культуру;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Развивающие
- Развивать музыкально-эстетический вкус;
- Развивать певческий голос и вокально-слуховую координацию, используя игровые методы и здоровьесберегающие технологии;
- Расширять диапазон певческого голоса;
- Развивать звуковую культуру речи, умственные способности.
Обучающие
- Обучить навыкам бережного отношения к своему здоровью, охране голоса;
- Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
- Обучить детей вокальным навыкам;
- Привить навыки сценического поведения.
Оздоровительные
- Укреплять физическое и психическое здоровье через здоровьесберегающие технологии;
- Формировать правильную осанку.
Цель и задачи решаются на основе песенного репертуара, применения соответствующих технологий, методов и приёмов обучения.
1.3. Основные принципы обучения пению
Программа соответствует следующим принципам:
- Принцип воспитывающего обучения: музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению, одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
- Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей.
- Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
- Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
- Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
- Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.
1.4. Возрастная характеристика особенностей развития детей 6 – 7 лет
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально-слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появится напевность, он станет крепким и звонким. Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.
1.5. Целевые ориентиры освоения Программы
- Наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокальному творчеству, самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
- Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента;
- Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения;
- Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание);
- Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом;
- Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание;
- Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;
- Активно участвовать в выполнении творческих заданий.
Ожидаемый результат. Результатом деятельности вокального кружка станет формирование у детей устойчивых певческих умений и навыков, выступления детей на открытых мероприятиях ДОУ, участие в благотворительных праздниках, конкурсах и фестивалях различного уровня.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Основные направления образовательной работы вокального кружка.
- При обучении детей пению следить за правильным положением корпуса.
- Формировать умение петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения.
- Развивать протяжное звукообразование через пение песен, написанных в умеренном и медленном темпах.
- Совершенствовать умение правильно брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами.
- Развивать умение произносить слова внятно, отчетливо, осмысленно, выразительно, подчеркивать голосом логические ударения.
- Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные интервалы; работать над расширением диапазона детского голоса; выравнивать его звучание при переходе от высоких к низким звукам и наоборот.
- Совершенствовать умение детей стройному согласованному пению.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- песни хором в унисон
- группами (дуэт, трио и т.д)
- тембровыми подгруппами
- при включении в хор солистов
- пение под фонограмму.
Для того чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать, соединять возможности слуха и голоса), нужно соблюдение следующих условий:
- игровой характер занятий и упражнений;
- активная концертная деятельность детей;
- доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях;
- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально- дидактические игры, пособия);
- звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски);
- сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
2.2. Приемы обучения пению
- Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
- Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
- Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.
- Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.
2.3. Формы и методы по реализации основных задач Программы
- Коллективная работа;
- Индивидуальная работа;
- Беседа;
- Распевание по голосам;
- Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
- Дыхательная звуковая гимнастика;
- Артикуляционные упражнения;
- Музыкально-дидактические игры и упражнения;
- Концертные выступления;
- Участие в творческих конкурсах различного уровня.
2.4. Направления работы по совершенствованию голосового аппарата
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, представляющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка, и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности. Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решению следующих задач:
1.Певческая установка.
0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.
2. Дыхание
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:
1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным. К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос). Работая над экономным и более или менее продолжительным выдохом, достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Дети должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна.
3.Артикуляционная работа.
Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится
узкой. Использование упражнения для раскрепощения голосового аппарата, освобождает его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а». Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В работе над гласными следует:
а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;
г) тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.
Важная задача - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой). Для «размягчения» звука применяются слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д».
4.Выработка подвижности голоса.
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса -искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью соблюдается постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
5. Расширение певческого диапазона детей.
Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.
6. Развитие чувства метроритма.
Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно преодолению таких трудностей подбираются специальные конкретные упражнения.
7. Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед детьми сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога.
8. Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии стимулируется тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.
9. Формирование чувства ансамбля
В хоровом исполнении учить детей прислушиваться друг к другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.
10. Формирование сценической культуры.
Подбирать репертуар для детей, согласно их певческим и возрастным возможностям. Необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических
упражнений развиваются артистические способности детей.
Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
2.5.Структура непосредственно-образовательной деятельности
- Музыкально-коммуникативная игра-приветствие
- Музыкотерапия
- Музыкально-дидактические игры
- Распевание (подготовка голосового аппарата ребёнка к разучиванию и исполнению вокальных произведений)
- Работа над разучиванием песенного репертуара (работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками)
- Песенное творчество
2.6.Календарно-тематический план непосредственно-образовательной деятельности кружка «Весёлые нотки» (сентябрь-май)
Программа включает подразделы (блоки):
- Основы развития музыкальности;
- Основы развитие музыкального слуха и голоса;
- Основы развития певческих умений и навыков;
- Основы развития песенного творчества;
- Основы развития нравственно-коммуникативных качеств личности;
- Азбука пения;
- Работа с родителями;
- Открытые мероприятия.
Результаты освоения Программы
2.7.Педагогический мониторинг качества музыкального образования по программе «Ладушки»
Мониторинг качества музыкального образования разработан на основе параметров диагностики программы «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой.
В мониторинг входит:
- Педагогическая диагностика на выявление специальных знаний, умений и навыков, развития уровня творческих и коммуникативных способностей воспитанников.
- Оценка качества промежуточных результатов программы.
Диагностика уровня усвоения материала по программе проводится два раза в год (сентябрь-май) в форме группового и индивидуального обследования. Все данные заносятся в таблицу, по которым делаются соответствующие выводы:
Ф.И.О. | Восприятие | Пение | Музыка и движение | Музыкальное творчество | |||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
1. | |||||||||||||||||||||
2. |
Диагностические задания
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методическое обеспечение Программы
Для успешной реализации данной Программы необходимо материально-техническое обеспечение:
- Звукоизолированное помещение – музыкальный зал;
- Материально-техническое оснащение (ТСО): фортепиано, музыкальный центр, компьютер, мультимедийное оборудование, микрофоны, CD-диски;
- Наличие музыкальной литературы для педагога: методическая, учебная, познавательная;
- Наличие наглядно-дидактического обеспечения: портреты композиторов, иллюстрации, музыкально-дидактические игры и пособия, детские музыкальные инструменты;
- Соблюдение техники безопасности;
- Сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
3.3.Организация режима кружковой работы в образовательном учреждении
Программа вокального кружка по развитию певческих способностей дошкольников в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 6 до 7 лет и рассчитана на 1 год. Состав вокального кружка формируется с учётом желания детей и результатов диагностики их вокальных навыков.
Наполняемость группы – 10 детей.
Учебный план работы кружка
Возраст детей | Всего занятий /часов в неделю/ | Всего занятий /часов в месяц/ | Количество занятий /часов в год/ |
6-7 лет | 1/30 мин | 4/2 часа | 36/ 18 часов |
Непосредственно образовательная деятельность вокального кружка проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня, продолжительностью 30 минут. Диагностика детей проводится в начале и в конце учебного года. В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в концертных мероприятиях ДОУ, утренниках, конкурсных выступлениях.
3.3. Список литературы
Программы:
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева), М. «Мозаика-Синтез» – 2012.
- Шаехова Р.К. Региональная программа дошкольного образования. Казань, 2012.
- Программа «Ладушки» Каплунова, И.М., Новоскольцева И.А.
Методические пособия:
- Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2009г.
- Бодраченко И.В. Игровые досуги для детей, М., 2009г.
- Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду», М., Просвещение, 1989г
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ, М., 2008г.
- Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса. Первый уровень: развивающие голосовые игры, СПб, 1999 г.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. -М.:Сфера, 2004г
- Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет, Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008г.
- Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Издательство «Музыкальная палитра», 2008г.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей, Ярославль. 1997г.
- Орлова Т.М., Бекина С.М. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет, М., 1988 г.
- Подольская Е.И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г.Волгоград, изд. "Учитель", 2009г.
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников, М.: Издательский центр «Академия», 2000г.
- Скопинцева О.А. Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников, Волгоград, 2009г.
- Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению, М., Издательство ''Прометей'', 1992г.
- Тарасова К. статья «К постановке детского певческого голоса»/ «Музыкальный руководитель» №1-2005г.
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Веселая кисточка" для детей 4-7 лет
Программа кружка "Веселая кисточка" направлена на совершенствование мелкой моторики кистей рук через организацию творческой деятельности в ходе рисования нетрадиционными методами....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР» 2013-2015 год
Программа «Веселый оркестр» - программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности. Направлена...
Дополнительная образовательная программа " Весёлые нотки ".
Адаптированная программа обучения игре на музыкальных инструментах " Весёлые нотки " ....
Дополнительная общеобразовательная программа "Веселые нотки"
Программа предназначена для детей среднего и старшего возраста в дошкольном общеобразовательном учреждение....
Дополнительная общеразвивающая программа "Веселые нотки. Вокальная студия" для детей 3-4 лет
Программа по вокалу для детей 3-4 лет...
Дополнительная общеразвивающая программа "Веселые нотки. Вокальная студия" для детей 5-7 лет
Программа по вокалу для детей 5-7 лет...
Дополнительная образовательная программа "Веселые нотки"
Программа художественно – эстетического развития детей «Весёлые нотки» разработана с учётом Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» Капл...