Сценарий родительского собрания «В семье будущий первоклассник».
методическая разработка (подготовительная группа)

Солодова Татьяна Викторовна

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solodova_.stsenariy_rod.sobraniya.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  Солодова Т.В.,    воспитатель  

                                                            МБДОУ – детский сад № 127 «Кораблик»,

                                                                                                        Г.  Екатеринбург

Сценарий родительского собрания «В семье будущий первоклассник»

Цель собрания: Актуализировать знания родителей по проблеме психологической готовности к школе.

Форма проведения: групповая беседа с элементами дискуссии.

Задачи собрания:

 -Разговор за "круглым столом" о формировании готовности ребёнка к обучению в школе

 -Дать представление о понятии "Готовность к школе".

 -Дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе. Рекомендации родителям «Как преодолеть страх перед школой» (памятки). Рекомендации педагога-психолога.

-Познакомить со сводом правил для родителей первоклассника.

 Состав родительского собрания: заведующий МДОУ детского сада, родители детей группы, воспитатели, учитель начальных классов.

 1этап

Ход родительского собрания.

Родительское собрание открывает воспитатель группы.

  1. Добрый день, уважаемые мамы и папы! Совсем скоро прозвенит первый школьный звонок в жизни вашего ребёнка. 1-ый класс – серьёзное испытание, как для ребёнка, так и для родителей. Здесь закладывается фундамент будущих успехов на всём школьном пути. Многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе – значит научить его читать, считать, писать. Однако, не зная современных школьных требований, родители рискуют научить ребёнка так, что потом в школе учитель вынужден будет не учить его, а переучивать и прилагать больше усилий, чтобы ликвидировать печальные результаты неправильной подготовки ребёнка к школе. Что такое готовность ребенка к школе? Это личностная готовность, в которую входят и база знаний ребенка, и его социально- психическая зрелость.

 Некоторые родители задают вопрос: «Мой ребенок столько всего знает и так много умеет, а вы говорите, он не готов к школе. Почему?» Нужно различать базу знаний и социально- психическую зрелость ребенка. Можно быть интеллектуально развитым, но не готовым к обучению. Готовым же к школьному обучению является ребенок, у которого развиты познавательные интересы и внутренняя мотивация готовность, т. е. а называемые внутренние позиции школьника. Он сам хочет учиться, охотно выполняет предлагаемые задания, ему хочется узнать больше. Конечно, это во многом зависит от его уже развитых умений и способностей и от тех заданий, которые ему предлагают. Если задания будут интересны, если они будут полнее его способности и дальше развивать его умения, то ребенку захочется подняться на следующую ступеньку развития, и он легко сделает это. Поскольку в школе ребенку придется выполнять задания, находиться в коллективе сверстников, то ему важно научиться свое «хочу» подчинять понятию «надо». Для этого нужно формировать волевые качества и произвольность внимания. Постепенно, выполняя одно задание за другим под чутким руководством взрослых, ребенок работает в себе и нужные волевые качества, и эмоциональную устойчивость при работе в коллективе. В настоящее время родители имеют возможность выбирать, куда отдать учиться своего ребенка – в какую школу, по какой программе и к какому педагогу. Грамотные родители отдают детей на подготовительные курсы, внимательно изучают образовательные учреждения, советуются с родственниками, друзьями, иногда и со специалистами и учитывают следующие факты.

2- Подробнее обо всех составляющих успешной подготовки к школе, а значит, об успешном вхождении ребёнка в процесс обучения – расскажет … (Ф.И.О. приглашенного учителя)

- Выступление приглашенного учителя.

2 этап

Выступление педагога-психолога

Рекомендации педагога-психолога:  

  • Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.
  •  Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали.
  •   Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удается, это не вина ребенка.
  •  Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему  придется много работать.
  •  Ни в коем случае не прощайтесь, "предупреждая": "смотри, не балуйся", "веди себя хорошо", "чтобы сегодня не было плохих отметок" и т.п.  
  • Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.  Забудьте фразу "Что ты сегодня получил?".
  •   Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
  •   Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда нелишне выслушать "обе стороны" и не торопиться с выводами.
  •   После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил.
  •  Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.  Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10- 15 минутные "переменки", лучше, если они будут подвижными.  
  • Во время приготовления уроков не сидите "над душой", дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка  («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) - необходимы.  
  • В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь,  то...», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.  
  • Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
  •  Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что - то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдёте много полезного.  
  • Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов), конец 2 четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина 3 четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.
  •   Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость,плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы. Помните, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим: «Ты уже большой» 7-8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть.
  • Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.  Завтра новый день, и вы можете сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным

3- Выступление воспитателя подготовительной группы Солодова Т. В. - Уважаемые родители, а сейчас хотелось б услышать ваши ответы на вопрос «Как преодолеть страх перед школой»

 (ответ родителей)

 - Спасибо большое за ответы. Мы для вас приготовили памятки с рекомендациями «Как преодолеть страх перед школой»

 Рекомендации родителям «Как преодолеть страх перед школой»: 1.Никогда не запугивайте ребёнка школой, даже не вольно. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки».

 2.Читайте ребёнку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте мультфильмы, кино о школе.

 3.Формируйте у ребёнка позитивное отношение к школе, атрибутам школьной жизни, знакомым первоклашкам.

4.Не возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то, что ребёнок будет в школе лучшим учеником, превосходящим своих одноклассников.

5.Старайтесь больше времени проводить с ребёнком, общайтесь с ним на равных, тем самым, давая понять, что он уже достаточно взрослый. 6.Чаще хвалите своего ребёнка, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте, таким образом, ситуацию успеха, укрепляйте его веру в собственные силы и возможности.

 Рекомендации для родителей будущих первоклассников:

Ребёнок должен обладать такими качествами, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность.

 1. Ответственность. Чтобы развить ответственность, родителям нужно разъяснять детям, зачем люди учатся, почему надо много знать; уметь, воспитывать интерес к учебной деятельности, стремление больше узнать, лучше уметь, быстрее делать, выполнять трудные задания, добиваться результата.

 2. Организованность. Ребёнок должен без подсказки родителей приготовить всё необходимое для прогулки, игры, труда. В заданном темпе выполнить просьбу, поручение, убрать на место вещи, игрушки, выполнять режим дня.

3. Самостоятельность. Активное отношение ребёнка ко всему тому, что происходит в семье. Уверенно и легко входят в учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятельности.

4. Инициативность. Ребёнок не только должен выполнять требование взрослых, но и предъявлять требования к самому себе

 5. Умение жить в коллективе.

 Памятка «Поступающий в школу ребенок должен»:

1. Уметь назвать себя (полное имя, отчество, фамилия). Уметь полностью назвать маму, папу, бабушку.

2. Знать времена года, количество и названия месяцев в году, дней в неделе. Знать, какое сейчас время года, месяц, день. Уметь ответить на вопросы типа: "Когда птицы улетают на юг?", "Когда бывает холодно и идет снег?", "В какой день люди не ходят на работу?"

 3. Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений.

 4. Быть в состоянии написать печатными буквами или скопировать простую фразу. Например: "Коля ел суп", "Маша мыла окно".

 5. Знать прямой и обратный счет в пределах двадцати.

6. Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.

7. Владеть навыком обобщения по признаку: из предложенных картинок ребенок должен выбрать те, которые что-то объединяет.

 8. Владеть навыком исключения лишнего из ряда предметов. И объяснить, почему лишним является именно этот предмет.

9. Находить сходства и различия между предметами.

10. Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Очень желательно хотя бы упомянуть в рассказе об эмоциональном состоянии героев рассказа.

 11. Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Уметь их нарисовать.

 12. Запомнить 5-7 из 10 четко названных простых слов.

13. Запомнить и назвать не менее 6 из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.

14. Уметь по просьбе учителя рассказать наизусть небольшое стихотворение.

 15. Уметь отвечать на вопросы типа: " Что бывает раньше - обед или ужин?" Весна или лето?", "Кто больше - корова или коза? Птица или пчела?", "У коровы - теленок, а у лошади - ?"

16. Знать 10-12 основных цветов.

 17. Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела, включая шею, пальцы и т.д.

 18. Уметь обслуживать самого себя: одеваться, шнуровать ботинки, убирать за собой, раскладывать предметы по своим местам.

19. Обладать достаточной сноровкой, ловкостью и силой.

20. Уметь общаться со сверстниками

 21. Знать, что такое хорошо и что такое плохо.

22. Творить, сочинять, фантазировать.

 23. Знать, что для мамы и папы он - всегда самый лучший ребенок на свете

 Заключительное слово заведующего:

 Итак, до школы осталось мало времени. Я призываю вас, использовать его таким образом, чтобы у вашего ребёнка было как можно меньше проблем. Не всё зависит от учителя - многое зависит от вас, от вашего терпения, организованности, желания помочь своему ребёнку. Только при этом вы сохраните его здоровье и интерес к учёбе. И пусть дошкольный период жизни вашего крошки станет не целенаправленной подготовкой к школе, а бесценным временем радостных открытий! Вместе с самыми родными и близкими ему людьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание с родителями будущих первоклассников

Родительское собрание с родителями будущих первоклассников....

Родительское собрание "Ваш ребенок-будущий первоклассник"

вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; помочь родителям определить уровень готовности к обучению в школе, дать представление о психологической готовност...

Родительское собрание «Ваш ребёнок будущий первоклассник»

Собрание для родителей подготовительной группы. Цели: -формирование активной педагогической позиции родителей;-вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопрос...

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

Родительское собрание дляродителей будущих первоклассников...

Конспект родительского собрания на тему: «Будущий первоклассник» в подготовительной группе компенсирующей направленности №7 «Радуга» МБДОУ детского сада № 10 « Ивушка»

Воспитатель - Здравствуйте, дорогие родители! Мы рады вновь видеть Вас в стенах нашей  группы. Нам очень приятно, что в вашем занятом графике нашлось время для общения с нами – педагогами....

Родительское собрание по теме: "Будущий первоклассник"

Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребёнка к школе....

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

Консультации в помощь родителям, как правильно подвести ребенка к обучению в школе, чтобы ребенок не боялся школы, а с удовольствием ходил учиться....