Родительское собрание "Ваш ребенок-будущий первоклассник"
консультация (подготовительная группа) на тему

вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; помочь родителям определить уровень готовности к обучению в школе, дать представление о психологической готовности будущего первоклассника, помочь сделать положительную и адекватную оценку готовности к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vash_rebenok-budushchiy_pervoklassnik.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания на тему: «Ваш ребёнок – будущий первоклассник»

Цели: вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; помочь родителям определить уровень готовности к обучению в школе, дать представление о психологической готовности будущего первоклассника, помочь сделать положительную и адекватную оценку готовности к школе. 

Оборудование: столы и стулья стоят полукругом; для родителей: бумага для пометок, карандаши и бумага для выполнения задания, звонок.

План проведения

  1. Приветствие «Перекличка»
  2. Вступительное слово психолога (актуальность проблемы)
  3. Упражнение «Экзамен для родителей»
  4. Раскрытие психологом компонентов готовности к школе
  5. Портрет ребёнка, не готового к школьному обучению
  6. Решение проблемных ситуаций
  7. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Ход собрания:

        1.Звенит звонок (фонограмма).

Психолог: добрый день,  уважаемые родители.  Итак, звенит звонок, а это значит, что мы рады приветствовать вас на нашем первом уроке для родителей будущих первоклассников. Сядьте ровно, спину выпрямили, ноги поставьте вместе, руки положите на стол и приготовились внимательно слушать. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Мы,  с вами заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговора. Но вначале поприветствуем друг друга.

Приветствие родителей «Перекличка».

Педагог-психолог, используя сведения о детях, спрашивает у родителей: «Есть ли у нас родители мальчика, …. Родители прослушивают рассказ о ребёнке и догадываются, о ком идёт речь.

-  В начале прошу вас, уважаемые родители, ответить на следующий вопрос: «Я обеспокоен предстоящим походом в школу?»
Если «ДА», — потопайте;
Если «НЕТ» — похлопайте;
Если Вы пока не уверены – обнимите соседа.  (Родители выполняют, затем высказывают свое мнение.)

II часть

Упражнение «Экзамен для родителей».

Родителям предлагается сравнить, чем будет отличаться жизнь дошкольника от жизни первоклассника. Для этого вам нужно ответить на ряд вопросов.

Примерные вопросы:

  • Сколько занятий в день проводится в д/саду? Сколько уроков в день будет в 1-м классе?
  • Длительность занятия в подготовительной группе в детском саду? Длительность урока в школе?
  • Сколько педагогов обучает ребёнка в детском саду? Сколько учителей будет обучать ребёнка в 1-м классе?

Вопрос: «Чтобы не случилась дезадаптация, что делать?»

Довольно часто семья первоклассника сталкивается с таким понятием как дезадаптация, которая проявляется в неусидчивости, плаксивости, неспособности адекватно реагировать на замечания и пожелания. Ведь первый год обучения – это огромное открытие в жизни ребенка, и то, насколько понимающей и адекватной будет родительская оценка, напрямую влияет на состояние ребенка.
Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать поддержку. Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Не забывайте, что в школу приходит не ребенок, а вся Ваша семья!

- А теперь прошу вашего внимания к следующему аспекту дискуссии психологической готовности.

Более подробно остановимся на психологической готовности к школе – это и есть желание учиться.

Как определить навскидку, готов ли ваш ребенок к школе?

  • интеллектуальную готовность;
  • мотивационную готовность;
  • эмоционально-волевую готовность;
  • коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность

предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление  закономерностей, пространственного мышления,  умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы - … лес

     

 К 6–7-и годам ребенок должен знать:

  • свой адрес и название города, в котором он живет;
  • название страны и ее столицы;
  • имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  • времена года, их последовательность и основные признаки;
  • названия месяцев, дней недели;
  • основные виды деревьев и цветов.

ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.

-А теперь давайте проверим Вашу интеллектуальную готовность к школе. Для Вас подготовлены задания, с которыми ваши дети справляются с легкостью.

-  Успешное обучение ребенка в школе зависит не только от учителя и самого ребенка, но и в первую очередь от вас родители. Вот сейчас мы и проверим как вы  готовы к школе. Вам будут предложены развивающие упражнения.
Задание на развитие памяти

задание: прочитайте слова, запишите их по памяти.

Мотивационная готовность…

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и      подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. 

  • С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд,  дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
  • Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.
  • Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
  • Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

  • способностей ставить перед собой цель,
  • принять решение о начале деятельности,
  • наметить план действий,
  • выполнить его, проявив определенные усилия,
  • оценить результат своей деятельности,
  • а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

     Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные. Например, игра «Зеркало», «Запрещённое число», «Да и нет».

Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине. Относитесь к ребёнку, как к себе, мы ценим себя по тому, что можем и умеем, так как всё знать невозможно.

Коммуникативная готовность

    Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

    В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Портрет» первоклассника, не готового к школе:

  • чрезмерная игривость;
  • недостаточная самостоятельность;
  • импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
  • неумение общаться со сверстниками;
  • трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
  • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
  • низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
  • плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
  • недостаточное развитие произвольной памяти;
  • задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

Мы вам сейчас предложим карточки распространенными высказываниями и представим, как они могут повлиять на уже ставшего первоклассником ребенка.

№ 1
Вот пойдёшь в школу, там тебя быстро…
воспитают (научат слушать взрослых…)

Написать высказывание в позитивной форме.
__________________________________________________________

№2
С таким старанием ты, наверное, будешь…
отстающим (двоечником…)

Написать высказывание в позитивной форме.
__________________________________________________________

№ 3
Учись так, чтобы мне за тебя…
краснеть не пришлось!

Написать высказывание в позитивной форме.
__________________________________________________________
№ 4.
Только попробуй на уроке…
шуметь и отвлекаться!

Написать высказывание в позитивной форме.
_________________________________________________________
№ 5.
Мы тебя будем любить, если ты в школе …
будешь учиться хорошо (отлично и.т.д.)

Написать высказывание в позитивной форме.
__________________________________________________________

№ 6.
Ты обязан учиться отлично, потому что …
мы для тебя столько много делаем (мы в тебя столько вложили…)

Написать высказывание в позитивной форме.

Психолог:   итак, наша единая задача заключается в создании условий для успешной подготовки к обучению детей в школе. Для того, чтобы понять, какая помощь нужна ребёнку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие у него проблемы.

Но, самое главное,  чтобы ребёнок чувствовал поддержку родителей и понимание.

Приложение

На что надо обратить внимание…

  • 1. Выбор школы.

Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником - посоветуйтесь с психологом, какой класс для обучения выбрать, нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.

  • 2. Самостоятельность.

      Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться

 Очень важно приучить ребёнка к гигиене.

 Научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.

Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.

Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять. Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью.

        

Ответы на вопросы

  1. Какие пособия лучше выбирать для подготовки к школе?

Ответ: мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями  по развитию памяти, внимания, головоломками, весёлыми задачками. На выполнение задания давайте ребёнку определённое время, научите его контролировать время с помощью песочных часов.

  1. Сколько времени следует уделять подготовке к школе дома?

Ответ: не более 20-30 минут. Если вы видите, что ребёнок устал, нет настроения заниматься дальше, переключите деятельность на игровую, позвольте ребёнку заниматься самостоятельно.

  1. Если ребёнок категорически отказывается заниматься дома?

Ответ: давайте ребёнку небольшой объём занятий, не более 5 минут. Все занятия проводите в игровой форме. Отвечайте на вопросы печатными буквами

  1. Если ребёнок постоянно требует новых заданий и готов заниматься долго.

Ответ: если ребёнок не чувствует усталость, не расстраивается  от того, что не получается.  Воспринимает учёбу, как привлекательное задание – строгих  границ для занятий ставить не следует.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-тренинг для родителей: "Ваш ребенок-будущий первоклассник!"

Семинар-тренинг для родителей: "Ваш ребенок-будущий первоклассник!"...

Заседание в семейном клубе «Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»

«Мой ребенок – будущий первоклассник или как подготовить ребенка к школе»...

Родительское собрание в подготовительной группе «Ваш ребенок-будущий первоклассник»

Родительское собрание в подготовительной группе «Ваш ребенок-будущий первоклассник»...

Родительское собрание в подготовительной группе "Мой ребенок – будущий первоклассник"

Цели: моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей, вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей; расширение контакта между п...