Практическое пособие для воспитателей по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой.
учебно-методическое пособие (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В таблице содержатся прямые и косвенные приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой в группах разного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskoe_posobie_dlya_vospitateley_po_organizatsii_i_rukovodstvu_syuzhetno.docx | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическое пособие для воспитателей по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой.
Ранний возраст | |
Прямые приемы руководства | Косвенные приемы руководства |
• эмоциональное общение взрослого с ребенком в совместной игре. • показ способов действий с предметами, сопровождающиеся речью взрослого. • совместные с воспитателем игровые действия. • включение воспитателя в игру ребенка (для решения определенных игровых задач). • демонстрация, обучение использованию в игре предметов-заместителей, прорисованных маркеров игрового пространства, воображаемых предметов. • применение активизирующего диалога воспитателя с ребенком. • подсказывающие вопросы. | • подбор игрушек с определенными свойствами. • рассматривание предметов обихода и предметов ближайшего окружения, беседа об их назначении. • наблюдение за действиями взрослых, пользующихся предметами обихода и предметами ближайшего окружения. • разнообразные небольшие поручения ребенку (принеси стул, повесь полотенце на крючок). • подключение малыша к посильному участию в трудовых действиях (уборка игрушек, вещей). • рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций. • создание готовой игровой обстановки (подсказывающей ситуации – куклу и чашку кладут рядом). • изменение знакомой игровой ситуации (замена игрушек, добавление новых). • постановка педагогом проблемной ситуации. |
Вывод: В повседневной жизни ребенок приобретает практический опыт оперирования предметами и переносит этот опыт в самостоятельную игру. Игра в раннем возрасте носит ознакомительный характер и представляет собой предметно-игровую деятельность. К концу раннего возраста игра приобретает статус отобразительной игры, в которой операции с предметами переходят в ранг действии, направленных на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. |
Вторая младшая группа | |
Прямые приемы руководства | Косвенные приемы руководства |
Обучение способам игрового отражения действительности: • включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта). • обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере. Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры: • вопросы (- «Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня, пожалуйста»). • поощрение. • побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она не голодная) • помощь воспитателя для объединения в игре (- «Тебе, наверное, скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой»). | • подбор игрушек с определенными свойствами. • рассматривание предметов обихода и предметов ближайшего окружения, беседа об их назначении. • наблюдение за действиями взрослых, пользующихся предметами обихода и предметами ближайшего окружения. • разнообразные небольшие поручения ребенку (принеси стул, повесь полотенце на крючок). • подключение малыша к посильному участию в трудовых действиях (уборка игрушек, вещей). • рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций. • создание готовой игровой обстановки (подсказывающей ситуации – куклу и чашку кладут рядом). • изменение знакомой игровой ситуации (замена игрушек, добавление новых). • постановка педагогом проблемной ситуации. |
Вывод: В повседневной жизни ребенок приобретает практический опыт оперирования предметами и переносит этот опыт в самостоятельную игру. Игра в раннем возрасте носит ознакомительный характер и представляет собой предметно-игровую деятельность. В младшем возрасте игра приобретает статус отобразительной игры, в которой операции с предметами переходят в ранг действии, направленных на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. |
Средняя группа | |
Прямые приемы руководства | Косвенные приемы руководства |
• включение воспитателя в игру; принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто). • вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога). | Обогащение реального опыта детей в активной деятельности: • внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений • экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми • создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения) • чтение художественных произведений, драматизация сказок • наблюдение за играми других детей • напоминания об интересных фактах из жизни. Организация предметно-игровой среды: • сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых игрушек • внесение в среду новой игрушки • изготовление детьми атрибутов для игры Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни: • ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин) • создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими. Организация воспитателем игр обучающего характера: • театрализованные игры • игры типа «Угадай, кто пришел?» «Угадай, кого я изображаю?» • дидактические игры «Кому, что нужно для работы?»… Создание игровой проблемной ситуации: • с помощью игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек). • с помощью активизирующего общения педагога с детьми. |
Вывод: На основе углубленных знаний об окружающем мире дети в игре творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает изменения от образно-ролевой игры к сюжетно-ролевой. К 5 годам дети хорошо осваивают способы предметно-игровых действий, свободно играют с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами, легко дают словесные обозначения, способны передать характерные особенности роли с помощью средств выразительности. Дети способны вступать в ролевое взаимодействие на более длительное время. |
Старшая, подготовительная группа | |
Прямые приемы руководства | Косвенные приемы руководства |
Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры). | 1. Обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы). 2. Привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей. 3. Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры в старшем возрасте: • Создание предметно - игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки. Это условие не свойственно для старшего возраста, используем только в случае коррекции. • Расположение разнообразного игрового материала в группах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами). • Включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок. • Пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями. 4.Помощь взрослого: • вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность • спланировать ход игры, последовательность действий • распределить роли, согласовать замысел, • помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре, • наблюдение за игрой детей, • направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды) • создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности, • создать игровую ситуацию. • индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей). |
Вывод: к пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Методика организации и руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов Методика организации и руководствасюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста Старший воспитатель Орлова Светлана Васильевна...
«Теоретические основы организации и руководства сюжетно-ролевыми играми.»
описаны структурные компоненты, основные напрвления развития сюжетных игр....
Семинар-практикум для воспитателей Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей (по программе Детство)
Семинар-практикум для воспитателейОрганизация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей (по программе Детство)...
"Организация комплексного руководства сюжетно-ролевыми играми в развитии творческих способностей дошкольников"
Участие в Фестивале педагогических идей и инноваций в области образования...
Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста
Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей на тему: «Роль воспитателя в организации и руководстве сюжетно – ролевой игрой»
О роли воспитателя в организации и руководстве сюжетно - ролевой игрой...