Практическое пособие для воспитателей по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой.
учебно-методическое пособие (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кирун Наталья Михайловна

В таблице содержатся прямые и косвенные приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой в группах разного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое пособие для воспитателей по организации и руководству сюжетно-ролевой игрой.

Ранний возраст

Прямые приемы руководства

Косвенные приемы руководства

•        эмоциональное общение взрослого с ребенком в совместной игре.

•        показ способов действий с предметами, сопровождающиеся речью взрослого.

•        совместные с воспитателем игровые действия.

•        включение воспитателя в игру ребенка (для решения определенных игровых задач).

•        демонстрация, обучение использованию в игре предметов-заместителей, прорисованных маркеров игрового пространства, воображаемых предметов.

•        применение активизирующего диалога воспитателя с ребенком.

•        подсказывающие вопросы.

•        подбор игрушек с определенными свойствами.

•        рассматривание предметов обихода и предметов ближайшего окружения, беседа об их назначении.

•        наблюдение за действиями взрослых, пользующихся предметами обихода и предметами ближайшего окружения.

•        разнообразные небольшие поручения ребенку (принеси стул, повесь полотенце на крючок).

•        подключение малыша к посильному участию в трудовых действиях (уборка игрушек, вещей).

•        рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций.

•        создание готовой игровой обстановки (подсказывающей ситуации – куклу и чашку кладут рядом).

•        изменение знакомой игровой ситуации (замена игрушек, добавление новых).

•        постановка педагогом проблемной ситуации.

Вывод:

В повседневной жизни ребенок приобретает практический опыт оперирования предметами и переносит этот опыт в самостоятельную игру. Игра в раннем возрасте носит ознакомительный характер и представляет собой предметно-игровую деятельность. К концу раннего возраста игра приобретает статус отобразительной игры, в которой операции с предметами переходят в ранг действии, направленных на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта.

Вторая младшая группа

Прямые приемы руководства

Косвенные приемы руководства

Обучение способам игрового отражения действительности:

•        включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта).

•        обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере.

Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры:

•        вопросы (- «Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня, пожалуйста»).

•        поощрение.

•        побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она не голодная)

•        помощь воспитателя для объединения в игре (- «Тебе, наверное, скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой»).

•        подбор игрушек с определенными свойствами.

•        рассматривание предметов обихода и предметов ближайшего окружения, беседа об их назначении.

•        наблюдение за действиями взрослых, пользующихся предметами обихода и предметами ближайшего окружения.

•        разнообразные небольшие поручения ребенку (принеси стул, повесь полотенце на крючок).

•        подключение малыша к посильному участию в трудовых действиях (уборка игрушек, вещей).

•        рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций.

•        создание готовой игровой обстановки (подсказывающей ситуации – куклу и чашку кладут рядом).

•        изменение знакомой игровой ситуации (замена игрушек, добавление новых).

•        постановка педагогом проблемной ситуации.

Вывод:

В повседневной жизни ребенок приобретает практический опыт оперирования предметами и переносит этот опыт в самостоятельную игру. Игра в раннем возрасте носит ознакомительный характер и представляет собой предметно-игровую деятельность. В младшем возрасте игра приобретает статус отобразительной игры, в которой операции с предметами переходят в ранг действии, направленных на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта.

Средняя группа

Прямые приемы руководства

Косвенные приемы руководства

•        включение воспитателя в игру; принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто).

•        вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога).

Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:

•        внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений

•        экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми

•        создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения)

•        чтение художественных произведений, драматизация сказок

•        наблюдение за играми других детей

•        напоминания об интересных фактах из жизни.

Организация предметно-игровой среды:

•        сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых игрушек

•        внесение в среду новой игрушки

•        изготовление детьми атрибутов для игры

Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:

•        ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин)

•        создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.

Организация воспитателем игр обучающего характера:

•        театрализованные игры

•        игры типа «Угадай, кто пришел?» «Угадай, кого я изображаю?»

•        дидактические игры «Кому, что нужно для работы?»…

Создание игровой проблемной ситуации:

•        с помощью игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек).

•        с помощью активизирующего общения педагога с детьми.

Вывод:

На основе углубленных знаний об окружающем мире дети в игре творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает изменения от образно-ролевой игры к сюжетно-ролевой. К 5 годам дети хорошо осваивают способы предметно-игровых действий, свободно играют с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами, легко дают словесные обозначения, способны передать характерные особенности роли с помощью средств выразительности. Дети способны вступать в ролевое взаимодействие на более длительное время.

Старшая, подготовительная группа

Прямые приемы руководства

Косвенные приемы руководства

Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).

1. Обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы).

2. Привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

3. Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры в старшем возрасте:

•        Создание предметно - игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки. Это условие не свойственно для старшего возраста, используем только в случае коррекции.

•        Расположение разнообразного игрового материала в группах  (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами).

•        Включение в среду «игрушек-полуфабрикатов» для изготовления самоделок.

•        Пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.

4.Помощь взрослого:

•        вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность

•        спланировать ход игры, последовательность действий

•        распределить роли, согласовать замысел,

•        помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,

•        наблюдение за игрой детей,

•        направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)

•        создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,

•        создать игровую ситуацию.

•        индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей).

Вывод:

к пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Методика организации и руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов Методика организации и руководствасюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста      Старший воспитатель Орлова Светлана Васильевна...

«Теоретические основы организации и руководства сюжетно-ролевыми играми.»

описаны  структурные компоненты, основные  напрвления развития  сюжетных  игр....

Семинар-практикум для воспитателей Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей (по программе Детство)

Семинар-практикум для воспитателейОрганизация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей (по программе Детство)...

"Организация комплексного руководства сюжетно-ролевыми играми в развитии творческих способностей дошкольников"

Участие в Фестивале педагогических идей и инноваций в области образования...

Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста

Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: «Роль воспитателя в организации и руководстве сюжетно – ролевой игрой»

О роли воспитателя в организации и руководстве сюжетно - ролевой игрой...