ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРИЛИЗАЦИИ СКАЗОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРИЛИЗАЦИИ СКАЗОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i2753-19_statya.docx | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРИЛИЗАЦИИ СКАЗОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Речь и полноценное овладение ее выступает одним из важнейших условий психического и интеллектуального развития ребенка. Сензитивным периодом развития речи выступает дошкольный возраст – происходит становление основных психических функций, развиваются коммуникативные умения, формируется фонематический слух, обогащается активный словарь и формируются основные грамматические категории. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста неразрывно связано с их интеллектуальным развитием.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ставит перед воспитателем и учителем-логопедом четкие целевые ориентиры по речевому развитию дошкольников. В Стандарте определены такие задачи речевого развития, как «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически грамотной монологической и диалогической речи и другими» [2].
Развитие речи дошкольника, как целенаправленный и последовательный процесс, подразумевает включение в педагогическую деятельность специальных техник и методик.
Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Д.Б. Эльконина и др., является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Так же Л.С. Выготский отмечал, что мотивация является необходимым условием для возникновения различных коммуникативных единиц: словосочетаний, предложений, текста [3].
В педагогической деятельности, направленной на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, нами применялся метод театрализации сказок.
Для проведения таких занятий требуется тщательная подготовка. В процессе подготовки нами были сформулированы цели и задачи для каждого этапа работы, продуманы варианты заданий, подходящие и посильные для выполнения детьми, осуществлялся подбор лексического материала, соответствующего интеллектуальному развитию дошкольников, определяется необходимость применения технических средств в структуре занятия.
Подготовительный этап включает работу над лексическим материалом, который потребуется детям: расширение, уточнение значений и закрепление новых слов, словосочетаний, учитывая навыки детей в анализе звуко-слогового состава слова. Так же на подготовительном этапе нами был оформлен уголок чтения, где дети самостоятельно могли ознакомиться со сборниками сказок.
На следующем этапе работы – непосредственно образовательной деятельности – нами были организовано чтение сказок, пересказ по цепочке и тематические дидактические игры. В ходе данной деятельности дети учились подбирать антонимы, согласовывать прилагательные и существительные, активизировали словарь, решали различные творческие задачи.
На третьем этапе работы была организована театрализация сказки. Для реализации группа была поделена на две части. Первая часть показывала спектакль, вторая в это время являлась зрителем. Затем дети менялись. В постановке сказок использовались пальчиковые куклы, изображающие животных: лиса, волк, медведь, заяц и т.д.
На всех этапах работы необходимо наличие зрительной опоры у детей в виде яркого, качественного изображения, формат которого позволяет тщательно изучить все детали картины. Без опоры на визуальный объект невозможно раскрыть значения новых слов. Например, сформировать у детей понятия об разных оттенках: изумрудный, малахитовый, перламутровый.
Театрализация сказок также помогает дошкольникам понять и осмыслить действия героев. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении. Очень важно включать в занятия на этом этапе специальные игры и упражнения на развитие воображения, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, артикуляции.
Эффективность проделанной работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста оценивалась нами по следующим критерия: согласование слов в предложении, грамматическая правильность, содержательность, активность словаря. В ходе повторной диагностики уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста мы заметили положительную динамику – понизилось количество детей с низким уровнем (с 37% до 30%), а количество детей с высоким уровнем речевого развития с 15% повысилось до 22%.
Таким образом, театрализация сказок, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством речевого развития старших дошкольников. В ходе разыгрывания ситуации ребенок принимает на себя активную роль, включается в деятельность, что способствует не только расширению словаря и использованию различных коммуникативных единиц, но и повышает мотивацию ребенка к говорению.
Литература
- Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. – М, Просвещение, 2005. – 289 с.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 16.10.2019).
- Селиванова, М.Е. Развитие речи на основе полихудожественного подхода у детей старшего дошкольного возраста // Kant. – 2018. – №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechi-na-osnove-polihudozhestvennogo-podhoda-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 16.10.2019).
- Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 3.08 «Дошк. воспитание» / М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 2000 – 239 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Использование метода моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
В данном поекте разработана система работы по развитию речи через разные виды деятельности с использованием мнемотаблиц....
«Использование метафорического инструмента в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Данный материал расскажет вам как использовать метафорические карты ва работе с дошкольниками....
Консультация «Использование технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».
От правильной связной речи зависит будущее каждого ребенка – его дальнейшая жизнь и профессиональная деятельность....
«Использование дыхательной гимнастики в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Важной задачей, стоящей перед педагогами, является раннее выявление речевых нарушений и их своевременная коррекция. Для процесса развития связности речи используют различные методы, что направле...
Использование театрализации сказок для развития речи детей старшего дошкольного возраста
Использование театрализации сказок для развития речи детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка на тему: «Роль русских народных сказок в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
ООД по развитию речи в ДОУ. Подготовительная группа. Тема «Путешествие по русским народным сказкам»Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»Образовательная область: речев...
Конспект открытого занятия по развитию речи Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста Тема «Зимняя книга» Подготовительная группа
Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста...