ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
методическая разработка (старшая группа)
Папка по самообразованию "Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_2019-2020_g.docx | 78.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 Красносельского района
Санкт- Петербурга
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Казиевой Зумрият Абдулжелиловны
воспитателя старшей группы №12
Тема:
«Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования»
Старшая группа
2019- 2020 гг
Тема: «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования».
Пояснительная записка
Цели:
-Развитие у детей художественно – творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
-Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
-Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Задачи:
Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.
Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
Актуальность выбранной темы
Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя незнакомый окружающий мир. Чем разнообразнее детские занятия, тем успешнее идет их развитие, реализуются потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Изобразительная деятельность приносит много радости маленькому человеку, потребность в рисовании заложен на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Кляксография.
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или, что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги.
Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и
ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование с секретом в три пары рук.
Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.
Рисование самого себя или рисование с натуры любимых игрушек.
Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить, а изображать по правилам, т.е. нарисовать так, чтобы было похоже на оригинал и пропорциями, и формами, и цветом. Предложите вначале нарисовать самого себя, глядя в зеркало. А еще непременно много раз, поглядывая в зеркало. А еще лучше, покажите, как вы, взрослые, будете рисовать себя, непременно много раз поглядывая в зеркало. Дальше пусть сам ребенок выбирает себе предмет, Это может быть любимая кукла, мишка или машина. Важно учить длительно, наблюдать, сопоставляя части предмета. И еще. Если ребенок отойдет от натуры, внесет что-то свое, в результате чего появится совершенно непохожий предмет или игрушка, - не огорчайтесь. Похвалите своего малыша: "Ты сегодня нарисовал новую машину! Наверно, тебе такую хочется?" Но обязательно в конце такого рисования важно спрашивать: "А чем нарисованная машина отличается от этой?"
Скатывание бумаги.
Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.
Рисование мелками.
Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой), мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа валунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.
Коллаж.
Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Предполагаемый результат: научить детей самостоятельно решать творческие задачи, выбирать материал и технику для работы.
Форма самообразования: индивидуальная.
.
Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию
1.Создание игровой ситуации.
2.Показ воспитателя.
3.Использование движения руки.
4.Сравнение двух техник.
5.Проговаривание последовательности работы.
6.Педагогическая диагностика.
При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Практический выход: выставка детских поделок в нетрадиционных техниках.
Перспективы на следующий год:
- Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования.
- Изучить новинки методической литературы
- В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, открытые занятия с родителями.
Методическое обеспечение
№ | наименование |
1 | Стол художественного творчества |
2 | Карандаши цветные |
3 | Карандаши восковые |
4 | Фломастеры |
5 | Раскраски |
6 | Пластилин |
6 | Кисточки разных размеров |
7 | Трафареты по лексическим темам |
8 | Бумага для рисования, аппликации. |
9 | Краски (акварель, гуашь) |
10 | Альбомы по основам декоративного прикладного искусства (гжель, хохлома, городец, дымка, мезенская, полхов - майданская ) |
11 | Настольно - печатные развивающие игры (по народному творчеству, по языку изобразительного искусства) |
12 | Скульптуры малых форм |
13 | Дымковская игрушка |
14 | Филимоновская игрушка |
15 | Богородская игрушка |
16 | Хохломская посуда |
17 | Коргопольская игрушка |
18 | Инвентарь для нетрадиционных форм рисования |
19 | Книги об искусстве |
20 | Репродукции художников |
21 | Репродукции по искусству Древней Руси |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН 2019 – 2020 г
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Заключение
Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши…
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности
Методическая литература
1.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2012»
2 И.В.Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2010 г.
3.А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг».
4. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2011 г.
5.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».
6.Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – Москва, 1995г.
7.Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. Москва 2007 г.
8. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие.- Ярославль, 2011г.
9.Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.
10.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва ,2015
11. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.
12. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г.№11
13. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашеными опилками, на самоклеющейся пленке. – Обруч 1999 г. №2.
14. Комарова Т.С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991г.№9.
Конспект занятия по рисованию в старшей группе по нетрадиционной технике рисования.
(рисование на мокрой бумаге)
Тема "Дождик, дождик пуще!"
Цель: Знакомство с нетрадиционной техникой рисования: на мокрой бумаге кисточкой, красками, клейстером.
Задачи:
- Учить детей новой техникой рисования: капельки дождя – клейстером с помощью бутылочки, располагая их по всей плоскости листа; упражнять детей рисовании цветных полос кисточками на мокром листе.
- Развитие воображения, цветовосприятия, эмоций.
- Воспитывать аккуратность при работе с краской, интерес к нетрадиционной технике рисования.
Предварительная работа: наблюдение за дождем в разное время года; рассматривание иллюстраций, картин русских художников; разучивание потешек, загадок, песенок, стихотворений; разучивание игр; рисование дождя пальцами, ватными палочками.
Способы рисования: на мокрой бумаге; клейстером.
Материал: белые листы бумаги, краски, кисти, баночки с водой, поролоновые губки, бутылочки с клейстером, влажные салфетки, палитры.
Ход занятия:
Дети на ковре
Воспитатель:
"Меня частенько
Просят, ждут,
А только покажусь,
Так прятаться начнут.
(ответы детей – дождь)
Какой бывает дождь? (ответы детей – холодный, теплый, сильный, грозовой, слепой).
Пальчиковая гимнастика "Солнце и дождик"
Дождик, дождик, веселей!
(каждым пальцем правой руки стучат по левой ладошке)
Капай, капай, не жалей!
(каждым пальцем левой руки стучат по правой ладошке)
Только нас не замочи! (изображать "брызги")
Зря в окошко не стучи!
(правый кулачек стучит 2 раза по левому, затем меняем руки)
Брызни в поле гуще (изображать "брызги")
Станет травка гуще. (скрестить ладошки, пальцы растопырены).
Воспитатель: Наши художники готовы? Занимаем места в художественной мастерской. Сегодня будем рисовать дождик. Но вначале нарисуем фон. Берем смоченную в воде поролоновую губку и смачиваем ей лист бумаги. Набираем по желанию любую краску на кисточку и проводим горизонтальные полосы, чередуя краску по цвету. Дети рисуют фон. Обращаю внимание на осанку детей, аккуратность в работе с краской и кистью. Пока работы детей подсыхают, предлагаю почитать стихи о дожде. Приступаем к рисованию дождя, дети берут бутылочки. Ребята, бутылочки непростые, они волшебные. В каждой бутылочке живут капельки – "капитошки". Выдавливаем по всему рисунку капельки клейстера. Подсыхая, капельки клейстера, создают иллюзию дождя. Работы выставляются на стенде, дети любуются своим творением.
Чтение стихотворения А. Мецгер
Небо грустное с утра,
Черной тучей хмурится,
Но не боится детвора,
Вновь бежит на улицу.
Дождик, дождик припусти!
Звонко раздается
По дороге босиком
Детвора несется.
Небо хмурится сперва,
Но не удержалось
И сквозь тучи, облака
Вдруг заулыбалось.
Конспект занятия по рисованию в старшей группе
по нетрадиционной технике
(печатание поролоном, ватными палочками, кисточкой)
на тему "Плюшевый мишка"
Цель: Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования, освоить новый способ рисования поролоном.
Задачи:
- Учить детей рисовать новым способом – поролоном.
- Упражнять детей рисовать контур медвежонка ватной палочкой в центре листа, крупно, с натуры.
- Развивать творческое воображение.
- Воспитывать проявления чувств: радости, удовлетворения, восхищения.
Предварительная работа: рассматривание меховых игрушек, составление описательных рассказов; разучивание загадок, стихотворений, подвижных игр, пальчиковую гимнастику, физкультминутки, рассматривание иллюстраций и картины художника И. Шишкина "Утро в сосновом бору".
Материал: листы тонированной бумаги, краски, кисточки, баночки с водой, влажные и сухие салфетки, ватные палочки, меховая игрушка медвежонка.
Способы: рисование контуров ватными палочками, заполнение – рисование поролоном, тонкой кистью.
Ход занятия
/Дети - на ковре/
Предлагаю поиграть в игру "Мишка с куклой бойко топают"
Мишка с куклой бойко топают
Бойко топают, посмотри!
(дети стоят в кругу, руки на поясе, делают притопы правой ногой)
И в ладоши звонко хлопают.
Звонко хлопают: раз, два, три!
(хлопки в ладоши)
Мишке весело, Мишке весело.
Вертит Мишка головой.
(руки на поясе, повороты головы вправо – влево)
Кукле весело, тоже весело
Ой, как весело, ой, ой, ой.
(хлопки в ладоши)
Восп.: Ребята, расскажите какая у вас любимая игрушка? (ответы детей). Когда я была маленькой, у меня тоже была любимая игрушка.
Отгадайте загадку.
Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу (ответы детей - медведь).
Стук в дверь, появляется игрушка – медвежонок, здоровается с детьми и просит их нарисовать его портрет.
Для того чтобы нарисовать портрет, нам надо внимательно рассмотреть тебя. Из каких частей состоит наш гость? (ответы детей – головы, туловища, и 4-лап). Какую форму имеет голова? Туловище? Лапы? Уши? Какой он на ощупь? (ответы детей – он мягкий, сшит из меха). У меня есть уже нарисованный контур медвежонка. Как вы думаете, с помощью чего был нарисован контур? С чего нужно начинать рисовать медвежонка? А потом? (ответы детей – ватными палочками, рисуем с головы, туловище и т.д.). Шерстку медвежонка будем рисовать кусочком поролона.
Показ воспитателя и объяснение. Берем кусочек поролона, обмакиваем его в коричневую краску и окрашенной стороной прижимаем слегка к нарисованной линии головы. Следующий отпечаток накладываем рядом. Вначале нужно отпечатать по контуру, а потом внутри. Для того чтобы начать рисовать, нужно подготовить пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Медвежонок в гости шел
К рыжей белки он зашел,
И на озеро к бобру.
И к ежу зашел в нору,
Даже к мышке
Заходил наш Мишка!
(Кончик большого пальца руки поочередно касается кончиков пальцев указательного, среднего, безымянного и мизинца. Движения выполняются одновременно пальцами правой и левой рук).
Художники занимают места в мастерской и приступают к рисованию портрета. По ходу деятельности, советую не набирать слишком много краски, слегка касаться поролоном поверхности, протирать руки салфеткой, соблюдать чистоту на рабочем месте. В конце занятия подвожу итог, "устами" игрушки – медвежонка. Портреты получились чудесные. Медвежонок благодарит детей.
Конспект по рисованию в старшей группе
по нетрадиционной технике "набрызг"
Тема "Осень в гости просим"
Цель: Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования, отражая в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам.
Задачи:
1. Упражнять детей рисовать дерево, используя различные способы (пятно, замкнутое контуром, изображенное кулачком, ладошкой); учить разбрызгивать капли краски с помощью зубной щетки и стеки.
2. Развивать эмоционально – эстетические чувства, воображение.
3. Воспитывать чувство красоты осеннего пейзажа; доводить начатую работу до конца.
Предварительная работа: чтение стихов русских поэтов; рассматривание репродукций И. Левитана "Золотая осень"; В.Паленова "Золотая осень"; слушание музыки П.И.Чайковского "Времена года"; наблюдения на прогулке листопада.
Материал: листы бумаги, краски, зубные щетки, стеки, кисточки, баночки с водой, влажные салфетки.
Способы: набрызг, рисование деревьев кулачком, ладошкой, пальчиковая живопись при изображении плодов.
Ход занятия:
/ Дети - на ковре/
Перед ними на мольберте две картины. Картину И. Левитана дети знают, их вниманию представлена новая репродукция "Осень золотая" И. Остроухова. Под звуки музыки читаю стихотворение А.Толстого "Осень"
Вопросы к детям:
Какое время года описал А.Толстой в этом стихотворении?
Что изобразил на своей картине художник И.Остроухов?
Обращаю внимание детей на передний план картины. Какими красками нарисовал художник деревья? Листья? Какая цветовая гамма подобрана теплая или холодная? Сравните эту картину с пейзажем И. Левитана. Осень имеет свой характер, каждый день меняет настроение: осень волнуется, ласкается, хмурится, радуется, плачет, нехотя прощается с теплым летом. Художник – человек наблюдательный, он отражает капризы природы в своих пейзажах.
Сейчас вы превратились в художников. Займите свои места в художественной мастерской и подготовим руки для работы.
Пальчиковая гимнастика:
Ветер по лесу летал
(Дети делают кистями плавные движения вперед – к груди)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (Поочередно загибают пальцы на руке)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер сбросил на тропинку. (Встряхивают кистями рук)
Воспитатель: Ребята, как вы изобразите дуновение ветра? Листопад? (ответы детей). Можно попробовать интересный способ – набрызг: делаю показ. Дети рисуют деревья разными способами. В процессе деятельности обращаю внимание на осанку, оказываю помощь советом, делаю дополнительный показ.
Физкультминутка:
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
По окончании все осенние пейзажи объединяем в один в общий, получается осенний лес. После занятия дети рассматривают репродукции картин И. Грабаря "Осенний день", В. Бальницкого–Бируля "Осенний ветер", И. Горлова "Осень" и сравнивают со своими осенними пейзажами.
Конспект занятия по рисованию в старшей группе
по нетрадиционной технике (кляксография)
Тема "Чудесные превращения кляксы"
Цель: Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Учить детей рисовать деревья способом кляксографии, закрепить знания детей о технике выдувания и печатания; упражнять в знании цвета красок.
- Развивать эстетическое восприятие.
- Воспитывать интерес к экспериментированию; чистоте и аккуратности при работе с краской и инструментами.
Предварительная работа: разучивание стихотворений, загадок о кляксе, рассматривание иллюстраций художников Эрика Булатова и Олега Васильева, разучивание игр, физкультминуток, дыхательной гимнастики.
Материал: листы тонированной бумаги, маленькие листы белой бумаги,
краски гуашь, баночки с водой, кисти, влажные салфетки.
Способы: кляксография, тычка.
Ход занятия:
/Проводим на ковре/
Воспитатель - Дети, отгадайте загадку.
Что за небылица
Уселась на странице:
Черная лохматая,
Промокашкою прижатая.
Уселась на листочке,
Закрыла собой строчки.
(ответы детей – клякса)
Молодцы, это клякса.
Ребята, взгляните на эти иллюстрации. Как вы думаете, что помогло Эрику Булатову и Олегу Васильеву создать образ дремучего леса? (Ответы детей)
Правильно! Кляксы! Кляксы бывают разные: страшные и милые, злобные и добрые. Все зависит от фантазии художников.
Занимаем места в художественной мастерской.
Ребята, сегодня при помощи клякс будем создавать различные образы деревьев. Нам помогут краски. На середину листа ставим большую кляксу и начинаем дуть. Дуем таким образом, чтобы клякса росла вверх, превращаясь в дерево. Пока работа подсыхает, скомкаем листок бумаги. Обмакнем в краску по желанию детей (зеленую или желтую, или красную) и затем начнем печатать листочки на дереве, травку, солнышко. Таким образом, только с другими скомканными листочками бумаги, дети могут напечатать облака и т.д.
Дыхательная гимнастика.
Игра "Мяч в ворота"
Ребенку предлагается подуть на бумажный мяч так, чтобы загнать его в ворота; с целью формирования длительного плавного выдоха.
В процессе выполнения работы слежу за осанкой детей, оказываю помощь советом.
Физкультминутку:
Вместе по лесу идём
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр:
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели,
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Подведение итога занятия. Какой красочный сказочный лес получился у детей.
Чтение стихотворения Д. Чиарди "О том, кто получится из кляксы"
Вчера
Принесла мне в подарок сестра
Бутылочку
Черных – черных чернил
Я стал рисовать,
Но сразу с пера
Кляксу огромную уронил
И расплылось на листе пятно.
Стало помалу расти оно:
Слева – хобот,
А справа - хвост
Ноги как тумбы,
Высокий рост.
Я немедленно к черной туше
Пририсовал огромные уши.
И получился, конечно, он –
Вы угадали-
Индийский …(слон)
Воспитатель: В следующий раз вы будете рисовать сказочных животных.
Консультация для родителей
Рисуем пальчиковыми красками
Приобщать ребенка к миру прекрасного нужно с рождения, сначала это классическая музыка или колыбельные песни мамы, а полугода уже можно знакомить малыша с живописью. Для этого существуют специальные пальчиковые краски для маленьких художников, они не токсичны, легко смываются, а главное, малышам очень нравится рисовать.
Сейчас в магазинах можно найти разнообразные пальчиковые краски разных фирм и разных цветов, которые подойдут даже для самых маленьких деток. Рисование пальчиками способствует развитию творческих способностей, мелкой моторики, воображения, люс ко всему, ребенок уже получает представление о том, какие бывают цвета и как их можно смешивать. Конечно же, цель не стоит в том, чтобы научить рисовать малыша с младенчества, вовсе нет, первое, что делает ребенок, он самовыражается и испытывает новые для него ощущения.
Стоит ли бояться давать такие краски совсем юному художнику? Бояться не нужно, равно как и позволять малышу постоянно брать краски в рот.
Пальчиковые краски являются безопасными для ребенка, имеют горький вкус, для того, чтобы отбить желание пробовать их вновь. Также, ими можно рисовать на столе, на стекле и даже на теле, они прекрасно отмываются, еще пишут, что и отстирываются идеально, я не соглашусь, все наши вещи остались в разводах от красок.
Самый главный плюс пальчиковых красок, это то, что ребенок получает такой большой всплеск радости и эмоций, ведь все маленькие детки поросюшки, им очень нравиться повозиться с ними, разукрасить себя и не быть за это наруганными. А что может быть лучшим для мамы, чем радость ее ребенка.
Пальчиковые краски можно сделать самим в домашних условиях. Это совсем не сложно.
Для красок понадобятся:
0,5 кг муки;
5 ст. л. соли;
2 ст. л. растительного масла;
Воды на глаз, так чтобы масса была консистенции сметаны.
Все это перемешать миксером или блендером, полученную массу разлить по баночкам, и добавить в них пищевой краситель, можно из пасхальных наборов, и перемешать. Все, краски готовы, рисуйте со своими маленькими художниками!
Можно сделать объемные краски. Вам понадобятся:
1 столовая ложка самоподъемной муки
несколько маленьких капель пищевого красителя
1 столовая ложка соли
немного воды, чтобы добиться однородной массы.
В качестве основы для будущей картины используйте плотный картон. Готовую работу просушите в микроволновой печи в течение 30 сек.
Консультация для родителей
«Рисование нетрадиционными способами»
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной.
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.
Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь, акварель), тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности.
Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить.
Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома? Кляксография, рисование солью, рисование пальцами. Мыльными пузырями, разбрызгиванием т.д. Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой?
Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе… На листочке дерева, на газете… Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект –Я. Ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – всё это моё!».
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.
Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.
Разнообразие изобразительных материалов делает изобразительную деятельность более привлекательной, интересной, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения.
Один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования – рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении.
Любят дети рисовать и…мыльными пузырями. Рисовать можно способом выдувания.
А ведь можно рисовать и зубной щёткой, и ватой, и пальцем, ладонью, тампоном, мятой бумагой, трубочкой, гоняя краску (каплю) по листу бумаги, печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, помадой, ступнями.
Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми.
Рисовальное искусство обладает многообразием техник и их нужно использовать в работе с детьми. Использование различных материалов обогащает детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, повысит эстетическую сторону рисунка.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ
Консультация для родителей
Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок понимает — есть в жизни счастье. Как научить ребенка рисовать, если вы сами этого не умеете? Не спешите расстраиваться. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие.
Польза рисования
Мы взрослые порой этого счастья не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Поэтому перед тем, как ругать малыша, постарайтесь направить его творчество в нужное русло.
От рисования малыш получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение.
Помните, каждый ребенок—это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами.
И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. "Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В. А. Сухомлинский.
Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.
Как научить ребенка рисовать?
Если вы уже задумались о том, что пора учить ребенка рисовать постарайтесь соблюдать при этом следующие принципы:
- Никогда не просите ребенка нарисовать вам что-либо конкретное по заказу, можете только предложить несколько вариантов на выбор, но не настаивайте, чтобы ребенок обязательно нарисовала что-нибудь из предложенного вами; пусть лучше рисует то, что задумал сам.
- Никогда не критикуйте работы маленького ребенка; да, он еще несовершенен, он рисует, как может, но рисует с душой; если вы будете постоянно его критиковать, он может вообще отказаться от этого занятия.
- Никогда, ни под каким предлогом не дорисовывайте ничего и не улучшайте в работах ребенка, это тоже его обижает, подчеркивает его неполноценность, невозможность самому нарисовать хорошо (часто родители делают это, чтобы потом демонстрировать работы ребенка родственникам и знакомым, как его достижения).
Никогда не учите ребенка рисовать какой-либо конкретный образ, так как это убивает его фантазию, накладывает штампы на те или иные изображения (ваше видение). Лучше научите ребенка приемам работы с материалами, рисования разных форм, а из этих умений он сам извлечет пользу и, будет рисовать необычные, ни на чьи не похожие образы того или иного предмета или существа.
- Поощряйте нестандартные решения образов или приемы работы; пусть малыш понимает, что главное - это именно его фантазия.
- Рассматривайте и обсуждайте его предыдущие работы, чтобы он не забывал, что он уже умеет рисовать, что у него уже однажды получилось очень хорошо; старайтесь вывешивать работы ребенка на стену.
- Рассматривайте работы других детей, чтобы он захотел нарисовать также.
- Рассматривайте репродукции картин разных художников, ходите в картинные галереи.
Пусть творчество доставит радость вам
и вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Папка по самообразованию полная "Развитие речи детей по средствам ознакомления с окружающим миром"
Папка содержит, план работы с детьми, план работы и литературой. консультации, род. собрания, папки передвижки. Но без оформления. Только вставить фон....
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ОФОРМЛЕНИЯ ПАПКИ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ,.
Самообразование....
Как оформить папку по самообразованию
Эта консультация поможет педагогам правильно оформить папку по теме самообразования...
Методическая папка по самообразованию
Арт-терапия – лечение через творчество - ( therapeia от греческого – забота, уход)забота о человеке, психологическая помощь и поддержка. «Она вызывает с...
Папка по самообразованию воспитателя Карочкиной Евгении Александровны (Подготовительная группа)
Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способно...
Папка по самообразованию.
МКДОУ Березовский детский сад ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯПО САМООБРАЗОВАНИЮ. Чернышова Юлия ВладимировнаВоспитатель Тема: Физическое развитие детей в игр...
папка по самообразованию
План самообразования "Формирование патриотических чувств у дошкольников"1.Ф.И.О. педагога – Шелестова Елена Евгеньевна2.Образование :средне профессиональное образование.3.Тема самообра...