Проект "Дела давно минувших дней..."
проект (подготовительная группа)
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
Цель: Приобщение к истокам русской национальной культуры- закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dela_davno_minuvshih_dney_2020.docx | 48.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
(познавательно-творческий)
«Дела давно минувших дней,
преданья старины глубокой…»
Авторы проекта
Наумова Т.Н.
воспитатель
Возраст детей: 6 – 7 лет
Срок реализации: 6 месяцев
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» |
Составитель проекта | Наумова Т.Н. воспитатель, МБДОУ «Детский сад «Аленка»» |
Вид проекта | Познавательно – творческий |
Цель проекта | Приобщение к истокам русской национальной культуры - закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. |
Задачи проекта |
|
Срок и этапы реализации проекта | Долгосрочный, Январь – май 2020 года I этап – подготовительный: 1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. II этап – основной: январь– май 2020г.
III этап – завершающий: май 2020г. 1. Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами. |
Исполнители проекта и основных мероприятий | Воспитатель Наумова Татьяна Николаевна, педагоги, воспитанники, родители МБДОУ «Детский сад «Аленка»» |
Ожидаемые результаты реализации проекта | В результате выполнения проекта будет достигнуто, что ребенок:
|
Целевые группы проекта | Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников. |
Пояснительная записка
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русский быт, русские народные праздники, в которых дети черпают русские нравы, обычаи или устный народный фольклор: сказки, считалки, стихи, потешки, прибаутки, а также народные игры, в которые дети очень любят играть.
Исходя из вышеизложенного для данной программы были выбраны следующие приоритеты:
- Знакомство с русским бытом, предметами обихода: предметы пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они - часть великого народа.
- Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре, каким то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах, поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения с характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
- Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь детей национальным изобразительным искусством.
Актуальность
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
Цель: Приобщение к истокам русской национальной культуры- закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
1. Создать условия для знакомства детей с русским бытом.
2. Способствовать ознакомлению детей со всеми видами фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми и игрушками.
4. Способствовать знакомству и практическому освоению различных видов народно- прикладного искусства (Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Семеновская матрешка, Хохлома, Гжель, вышивка).
5. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм
6. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через участие в выставках, оформление интерьера «Русской избы».
7. Способствовать гармонизации детско - родительских отношений.
Технология построена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения
В результате выполнения проекта будет достигнуто, что ребенок:
- Активный, самостоятельный с творческим потенциалом.
- Умеющий, гармонично взаимодействовать с другими людьми.
- Знающий русский быт, историю русского народного костюма, игрушки.
- Использующий в активной речи потешки, пословицы, поговорки, считалки, загадки.
- Знает русские народные сказки и сказочных героев, умеющий узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- Узнает произведения народно прикладного искусства, имеющий практические навыки их создания.
- Умеет играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
- Осмысленно и активно участвующий в русских народных праздниках (знает название праздника, поёт песни, исполняет частушки, читает стихи).
- Использует атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
- Бережно относится к предметам быта, произведениям народного творчества.
Формы занятий:
- беседы;
- теоретические занятия;
- практические занятия;
- коллективная работа;
- индивидуальная работа;
- праздники.
Взаимодействие с родителями
- Привлечь к созданию мини-музея «Народные промыслы», к обогащению материалами развивающей среды мини-музея предметами народно-прикладного искусства;
- Рекомендации посетить с детьми музей Изобразительного искусства города Оренбург и сделать фотоотчет.
- Привлечь родителей к поискам и распечаткам материала в альбомы-папки по русским народным промыслам;
- Изготовление поделок;
- Творческий конкурс;
- Оказание помощи в разучивании стихотворений.
Сроки реализации: проект реализуется за 5 месяцев
Программа предполагает работу с детьми разного уровня умений и навыков. Все участники в течение года должны быть задействованы в конкурсах, праздниках, выставках.
Перспективный план
Познание | Речевая деятельность | Художественное Творчество | Игра и драматизация | ||
Январь 09-17.01 | Изучение литературы по данной теме. | ||||
20.-24.01 | «Русь деревянная» обогатить знания детей о жилище русского человека (изба, терем), дать представление об устройстве русской избы (сени, горница, красный угол, бабий кут), дать представление о надворных постройках. | Беседа «Что такое русская изба?» Дидактическое упражнение «Зачем и почему» | Рисование «Русская изба» Рассматривание иллюстрации с изображением горницы, терема, сравнение с современными постройками и убранства избы | Игра – драматизация «Теремок», «Заюшкина избушка» Русская народная игра «Тетера» | |
27.01-31.01 | «В русской горнице» Продолжать знакомство детей с устройством избы, с главной ее Достоприме- чательностью - печью. Расширить представление о предметах быта русского человека, орудиях труда, их назначении. | Беседа «Гости в горнице» Разучивание поговорок, загадок о предметах быта. Чтение стихотворения Л.Мей «В низенькой светелке со створчатым окном» | Посещение мини-музея «Русская изба» д/с «Аленка» | Д/и «В русской горнице» Подвижная игра «Карусель» | |
Февраль 03.02-07.02 | «Городецкие узоры» на примере изделий декоративно-прикладного творчества воспитывать интерес к творчеству русского народа, продолжать знакомить с предметами городецкой росписи, дать представление об элементах: розан и купавка; дополнительной цветовой гаммой: белые «оживки». | Знакомство с изделиями городских мастеров Дидактическая игра «Составь узор» | Рассматривание альбома «Городецкая роспись» Рисование «Городецкая роспись деревянной доски» | Русская народная игра «Малечина- калечина» | |
10.02-14.02 | «Секреты русской кухни» познакомить детей с русскими традициями гостеприимства. Дать представление о традиционной русской кухне, подвести к пониманию того, что еда - результат нелегкого труда многих людей. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам. | Беседа «Что расскажет о себе посуда?» Беседа о деревянных ложках Чтение рассказа «Пир горой» А. Толстой | Раскрашивание посуды | Игра-конкурс «Кто больше знает о правилах поведения за столом». | |
17.02-21.02 | «Русские сувениры» уточнять знания детей о русской народной игрушке; познакомить с соломенной и тряпичной куклами; сформировать представление об их характерных особенностях, различиях. Воспитывать интерес к произведениям декоративно – прикладного творчества, желание самим создавать поделки. Развивать навыки изготовления тряпичной куклы. | Беседа «Игрушки наших бабушек» Беседа «Русская матрешка» | Аппликация «Матрешка» Изготовление кукол-самоделок. | Пальчиковая игра «Маленья» Русская подвижная игра «Колечко с лентой» | |
24.02-28.02 | «Государыня, Масленица!» продолжать развивать интерес детей к обычаям и обрядам русского народа. Расширить знания о народном празднике Масленница. Воспитывать уважение к русской национальной культуре, самобытности её традиций | Разучивание песни «Наша Масленица годовая» Беседа «Масленица» Слушание записей русских народных песен, плясовых, музыкальных инструментов | Рассматривания иллюстраций по теме «Масленица». Изготовление чучела Масленицы из бумаги | Подвижная игра «Чехарда», «Солнышко-вёдрышко». Хоровод «Золотые ворота».
| |
Март 02.03-06.03.20 | «Русский народный костюм» Закрепить знания детей о русском народном костюме. Рассказать о цвете, оберегах в одежде и украшениях. Показать в одежде триединство мира. Дать возможность понять зависимость использования одежды от сословия людей. (Крестьяне – лапти, богатые люди – сапоги). | Рассматривание женского костюма. Рассматривание мужского костюма. Чтение сказки «Как рубашка в поле выросла» | Роспись: мальчики - «Рубашка», девочки – «Сарафан». Аппликация «Украсим сарафан» | Русская народная игра «Ласковый платочек». | |
09.03-13.03.20 | «Не по Сеньке шапка» Обогатить знания детей о разнообразии головных уборов славянских женщин (кокошник, кичка, платок, колпак), материалах для их изготовления. Дать представление о национальных традициях, их использовании. Воспитывать эстетический вкус. | Беседа «О головных уборах» Дидактическая игра «Укрась головной убор» | Рассматривание иллюстраций с изображением головных уборов. | ||
16.03-20.03.20 | «Эх, лапти, да лапти» продолжить знакомство с русским национальным костюмом. Расширить знания о том, какой была обувь, из какого материала она изготавливалась. Поддерживать интерес к жизни наших предков. | Чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». Слушание песен «Эх, лапти» Рассматривание альбома «Рукотворная береста» Лыкова И.А. | Рисование «Красивый сапожок». | ||
23.03- 27.03.20 | «Голубые узоры» продолжать знакомство с гжельской росписью, учить выделять элементы росписи, её колорит, мотивы и композицию узора на изделиях. Воспитывать уважение к творчеству русского народа. | Беседа «Гжельская роспись» Рассматривание альбома гжельских изделий. Дидактическое упражнение «Дорисуй узоры». | Роспись силуэтов по мотивам гжельской росписи. (Ваза) | ||
Апрель 30.03-03.04.20 | «Дымка». Продолжить знакомство детей с дымковской игрушкой, мастерами-игрушечниками. Учить отличать дымку от других игрушек. Воспитывать чувство гордости за мастеров-земляков «Мы вятские». | Рассматривание игрушек. Игра «Будь внимателен». Рассматривание книги И.Я. . Богуславской «Дымковская игрушка» Сказки детей о дымковской игрушке. | Роспись силуэтов дымковской игрушки. | Русская народная игра «Салки на одной ноге». | |
06.04.-10.04.20 | «Вербочка кудрявая» обогатить знания о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Продолжать знакомить детей с приметами, обрядами и обычаями, связанными с этим праздником. Поддерживать интерес к народной культуре | Рассматривание вербы. Разучивание хоровода «Заря-заряница». Разучивание заклички «Жаворонушки» | Рисование ветки вербы. Лепка из теста «Жаворонки» | Русская народная игра «Жаворонок». | |
13.04-17.04.20 | «Пасха» приобщать детей к обычаям и традициям своего народа. Пополнить сведения о праздновании Пасхи, народных приметах, обрядах этого праздника. Расширять кругозор. | Рассматривание иллюстрации по теме «Пасха» Разучивание заклички «Синички - сестрички». | Роспись пасхального яйца. | Хоровод «Веснянка». | |
20.04-24.04 | «Ехала деревня» закрепить знания детей о потешках, сказках, загадках. Продолжить знакомство с небылицами, обратить внимание на их отличительную особенность. Доставить детям веселье и радость от слушания небылиц. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. | Разучивание небылицы «На горе стоит телега» Дидактическая игра «Умные загадки» | Подвижная игра «Горелки» | ||
27.04-01.05 | «Волшебный завиток» продолжать знакомить детей с предметами хохломской росписи. Дать знания об элементах: «осочка», «капельки», «усики»; дополнительной цветовой гамме: зелёный, жёлтый. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества. | Рассматривание хохломских изделий (посуды). Дидактическая игра «Волшебные узоры». Чтение стихотворения «О хохломе». | Рисование «Рябина». | ||
04.05-08.05 | «Без дела жить – только небо коптить» дать сведения о трудовом воспитании детей на Руси. Вызвать интерес к русской традиции: уважать труд других людей, оказывать помощь взрослым; воспитывать желание трудиться | Беседа «О труде детей и взрослых на Руси» Чтение сказки «Хаврошечка». Разучивание пословиц о труде. | С/р игра «Семья» | ||
11.05-15.05 | «От аз до буки» познакомить детей с историей создания славянской письменности. Сформировать представление о сходстве и различиях современной азбуки и кирилицы. Воспитывать любовь к русскому языку, формировать интерес к книгам, чтению. | Рассматривание изображения святых Кирилла и Мефодия. Разучивание стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать!» Чтение рассказа Л. Толстого «Филипок». | С/р ига «Школа» | ||
18.05-22.05 | Итоговое мероприятие «Игра –викторина «Преданья старины глубокой» |
Список литературы:
- Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.
- М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.
- О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
- Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010
- Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дела давно минувших дней" - День Победы в подготовительной группе
Дела давно минувших дней " - День Победы в подготовительной группе. Знакомит детей с историей военной песни. Учит петь вместе со взрослыми в большом хоровом коллективе. Воспитывае патриотические чувст...
Конспект занятия «Дела давно минувших дней стучатся в двери к нам сильней»
Организация досуговой деятельности воспитанников, приобщение к русскому фальклору, знакомство с бытом, одеждой, традициями и обычаями русского народа, воспитание интереса и уважения к обычаям русского...
проект "Дела давно минувших дней..."
Тип проекта: творческий.Вид: средне- срочныйУчастники проекта: Дети, воспитатели, родители, муз. руководитель, зам.зав. по УВР, инструктор по физ.культуре.Возраст детей: 3 -7 летАктуальность проблемы:...
Совместная деятельность педагога и детей старшего дошкольного возраста «Там, на неведомых дорожках…» В рамках проекта « Дела давно минувших дней…»
-Совершенствование умения составлять мнемотаблицы при помощи картинок и опорных рисунков.-Активизация словаря детей за счет слов: пленяет, чредой, дол, развивать интонационную выразительность ре...
Районный заочный конкурс чтецов "Минувших дней не смолкнет слава", посвященный 76-летию Победы в ВОВ
Участник Районного заочного конкурса чтецов "Минувших дней не смолкнет слава", посвященном 76-летию Победы в ВОВ Машанов Роман награжден Дипломом 1 степени. Стихотворение Степана Кадашникова...
Сценарий праздничного мероприятия, посвященного празднованию Дня Победы «Минувших дней светлая память…» для детей старшей группы компенсирующей направленности
Сценарий праздничного мероприятия, посвященного празднованию Дня Победы «Минувших дней светлая память…» для детей старшей группы компенсирующей направленности разр...
Детский проект "Минувших дней живая память".
Знать и помнить историю своей родины важно для граждан любой страны. В 2013 году было создано общественное движение по увековечению памяти погибших в годы Великой Отечественной войны «Поисковое ...
- Мне нравится (1)