"Юный эколог"
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

ДАНКОВЦЕВА  ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА

перспективный план на год в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_kruzhka_srednyaya.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы кружка на 2018-2019 год

Средняя группа № 8 ( 4-5 лет)

Октябрь

 «Листопад»

Учить определять приметы осени, уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в неживой природе, развивать умение ориентироваться в пространстве; развивать двигательные навыки; развивать память, внимание, мышление.

 «Осеннее дерево»

Закреплять и уточнять знания детей о признаках осени; упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду листьев; включать в активный словарь названия деревьев и листьев (дуб, дубовый, клён, кленовый, берёза, берёзовый); учить детей создавать в рисунке сказочный образ; упражнять в умении передавать характерные особенности дерева: ствол, расходящиеся от него ветви длинные и короткие; совершенствовать способности и умения у детей в изобразительной деятельности с применением нетрадиционной техники.

 «Польза овощей и фруктов»

Уточнить знания детей о пользе фруктов и овощей, названиях, форме, вкусе, запахе твердости (мягкости); развивать речь, сенсорные способности, формировать умение объединять плоды по сходному признаку

 «Хлеб – всему голова»

Познакомить с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; развивать мыслительную активность, учить разгадывать загадки; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду

Ноябрь

 «Как звери к зиме готовятся»

Закрепить знания детей о диких животных; учить детей мыслить логично, ставить вопросы, делать правильные умозаключения; развивать у детей речевую активность, творческое воображение, наблюдательность, смекалку; воспитывать интерес к природе

 «Синичкин праздник – 12 ноября»

Расширять знания детей о птице - синице (питание, повадки, чем полезны); развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов; воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам

 «Покормим птиц зимой»

Углублять и конкретизировать представление об условиях жизни зимующих птиц; расширять знания детей о птицах нашего города, их питании, формировать познавательный интерес к жизни зимующих птиц, к наблюдению за зимними явлениями; активизировать словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; вырабатывать силу голос, умение говорить «громко – тихо».

 «Кто в лесу главный»

Расширять представления детей о лесе: что в лесу живут разные животные (волк, заяц, лиса, медведь, белка, ежик), как животные к зиме готовятся, учить различать этих животных по особенностям внешнего вида; активизировать мыслительную деятельность через отгадывание загадок; развивать познавательный интерес к миру природы; воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помогать, бережное отношение к животным.

 «Птицы тайги»

Закреплять и расширять знания детей о зимующих птицах: об их внешнем виде, о питании; развивать диалогическую речь детей, активизировать словарь детей по теме: «зимующие птицы»; учить отгадывать загадки; воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

Декабрь

 «Зимушка-зима»

Уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы; учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе; познакомить детей с образом русской зимы, переданных в различных произведениях искусства, вызвать чувство любви к родной природе; воспитывать эстетическое отношение к природе

 «Снегопад. Снег и его свойство»

Уточнить и расширить знания детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним явления неживой природы; учить грамотно формулировать свой ответ

 «Ёлочка. Защитите ель и сосну»

Формировать знания о том, что дерево - живой организм, которой нуждается в воде и тепле; дать представления о значении ели в жизни обитателей леса и использовании этого дерева человеком; уточнить представление детей о хвойных деревьях; закрепить умение детей рисовать методом тычка; воспитывать у детей бережное отношение к природе.

«Экспериментирование со снегом и льдом»

Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда; учить устанавливать причинно - следственные связи: снег тает и превращается в воду, на морозе вода замерзает и превращается в лёд; продолжать знакомить с осязаемыми свойствами снега и льда; обогащать чувственный опыт детей.

Январь

 «Снеговичок»

Выявить и расширить представления детей о свойствах снега; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать интерес к явлениям неживой природы

 «Зимние узоры»

Закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы, рисовать короткие штрихи и линии; проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года; развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира; воспитывать любовь к родной природе, экологическую культуру;

 «Человек – часть природы»

Формировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое); совершенствовать речь детей; развивать фантазию; воспитывать чистоплотность, аккуратность и желание быть здоровым

 «Воздух»

Формировать представления о свойствах воздуха: воздух прозрачный и невидимый, воздух есть внутри каждого человека, воздух можно поймать и запереть, воздух легкий, воздух есть везде, воздух может двигаться, а когда воздух движется, то получается ветер; развивать познавательную активность, побуждать детей мыслить, рассуждать, искать ответ самостоятельно, внимательно слушать вопросы; отвечать, не перебивая друг друга; пополнять словарный запас

Февраль

 «Экзотические животные»

Выявить имеющиеся у детей знания об экзотических животных; углубить представления детей о льве, тигре, слоне, обезьянах, кенгуру; развивать интерес к экзотическим животным, желание больше узнать о них; воспитывать доброе и чуткое отношение к животным; дать сведения о заповедниках и зоопарках

 «Посадка лука»

Учить детей подготавливать инструмент, рабочее место и убирать за собой; закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; развивать речь детей, активизировать словарь: корень, луковица, посадить, углубления, условия, стрелка; воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле

 «Растения лечат. Лекарственные растения»

Познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора

 «Знакомимся с комнатными растениями»

Расширить представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении; учить различать комнатные растения по внешнему виду

Март

 «Спешит весна»

Познакомить детей с признаками весны и устанавливать простейшие взаимосвязи: солнышко светит, на улице начинает звенеть капель, появляются проталины, а затем первые цветочки и трава; развивать наблюдательность, любознательность в трудовой работе; воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее

 «Посадка цветов. Огород на окошке»

Расширять знания детей о весенних цветах (луке, их значении в жизнедеятельности; формировать умение правильно садить цветы на рассаду, дать знание об основных потребностях растений, условиях, которые необходимы для их роста (почва, влага, тепло, свет).

 «День воды. Вода помощница»

Дать детям простейшие представления о круговороте воды в природе через сказку; рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу; уточнить представления о трех состояниях воды – пар, лед, снег; воспитывать доброе, заботливое отношение к природе, развивать наблюдательность, интерес к неживой природе.

 «Экспериментирование с водой»

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что такой привычный объект, как вода таит в себе много неизвестного; через опыты – эксперименты закрепить понятия о том, что вода не имеет формы, запаха, находится в разнообразных состояниях; воспитывать бережное отношение к природе.

Апрель

 «День птиц – 1 апреля». Перелетные птицы»

Познакомить детей с праздником Днём птиц, многообразием пернатых; обобщить знания о перелётных птицах; прививать любовь и бережное отношение к родной природе; научить выделять признаки сходства и различия у птиц; активизировать и расширять словарь детей; воспитывать интерес к жизни перелётных птиц.

 «Русская березка»

Расширить и уточнить представления детей о русской березе; продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о березке; расширять представления детей об образе березы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской березке.

 «День Земли – 22 апреля»

Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар (большая часть Земного шара покрыта водой и океанами, кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди); сформировать у детей понятие «космическое пространство»; закреплять знания детей о планете – как общем доме для растений, животных и человека; воспитывать любовь и бережное отношение к Земле и жителям Земли

 «Солнце – источник тепла и света»

Дать детям первоначальное знание о солнце; показать значение солнечного света и его свойство - способность отражаться от предметов; использование этого свойства человеком.

Май

 «Байкал»

Формировать представления детей о богатейшем и самом большом пресноводном озере – Байкал; обобщать знания о животном и растительном мире озера и сибирского края; продолжать воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе; развивать доказательную речь детей, пополнять словарный запас.

 «Огонь – друг, огонь – враг!»

Познакомить детей с машинами специального назначения – пожарная машина; сформировать правильное отношение к огню; рассмотреть разные варианты обращения с огнем, когда огонь – друг, огонь – враг; расширить знания детей о правилах обращения с огнем; закрепить знания детей о причинах возникновения пожара, о правилах пожарной безопасности и поведения в общественных местах, лесу; воспитывать культуру поведения со сверстниками и взрослыми

 «Мир насекомых»

Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; учить анализировать, устанавливать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения; учить отвечать на вопросы; активизировать память и внимание детей; обогащать словарный запас; развивать связную речь и логическое мышление, звукопроизношение

КВН «Мы – друзья природы»

Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания, о птицах, о деревьях; активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие времена года, особенности деревьев диких животных и птиц; развивать мыслительные операции: сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать; развивать внимание, память, мышление; воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Диагностика по экологическому воспитанию детей  средней группы.

Живая природа.

Задание  «Растительный мир»

 Цель: выяснить, что детям известно о растительном мире, о сезонных изменениях, происходящих с растениями.

Материал: картинки с разными растениями, овощами, фруктами.

1. Посмотри на картинку, на которой нарисовано дерево и куст и скажи, чем

     они отличаются.

2. Почему растения относят к живым объектам? Как ты об этом догадался?

3. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

4. Какие овощи и фрукты тебе известны? Назови их и покажи на картинке.

5. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

6. Почему нужно беречь природу? Как вести себя в природе?

Инструкция к проведению:  проводится в виде беседы с использованием картинок.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

   говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Задание  «Животный мир»

Цель: выяснить знания детей о животном мире.

Материал: Картинки с животными  домашними и дикими, птицами, рыбами, насекомыми. Иллюстрации зимний лес, медведь в берлоге, заяц на снегу, деревенский двор.

1. Относятся ли животные к живой природе? Как ты это определил?

 2. Каких домашних животных ты знаешь? Почему их так называют?

 3. Каких диких животных ты знаешь? Почему их так называют?

 4. Какие сезонные изменения происходят с животными? Почему медведь

     засыпает зимой? Куда улетают птицы?

 5. Каких животных живущих в воде ты знаешь?

 6. Почему нужно охранять исчезающих животных?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

 1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

    говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Характерные особенности времён года.

Задание  «Осень»

Цель: выяснить знания детей о приметах осени.

Материал: панно «Осень», картинки осенней природы, людей работающих в поле, на огороде.

1. Посмотри на картинку и  назови приметы осени.

 2. Что происходит с погодой осенью?

 3. Какие овощи и фрукты убирают с полей, огородов?

 4. Куда осенью улетают птицы?

 5. Как животные готовятся к зиме?

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок  рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

   говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

Задание  «Зима»

 Цель: выяснить знания детей о зиме, о сезонных изменениях, происходящих в природе.

Материал: панно «Зима», картинки зимней природы.

1. Посмотри на картинку и расскажи, что происходит с растениями зимой?

 2.  Расскажи, как животные проводят зиму?

 3. Какая погода зимой?

 4. Что ты любишь делать зимой на улице?

 5. Какой праздник мы отмечаем зимой?

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок  рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

   говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

Задание  «Весна»

 Цель:  выяснить знания детей о весне, об изменениях, происходящих в природе.

Материал: Панно «Весна», картинки весенней природы.

1. Посмотри на картинку и назови приметы весны.

 2. Как изменилась погода с приходом весны?

 3. Почему стали возвращаться птицы?

 4. Какие изменения происходят с растениями?

 5. Чем занимаются люди весной на своих участках?

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок  рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

   говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов.

Задание «Лето»

 Цель: выяснить узнают ли дети времена года, знают их характерные особенности, приметы, сезонные изменения, происходящие с растениями и животными.

Материал: панно «Лето», картинки летней природы, людей в поле, на огороде.

1. Посмотри на картинку и  назови приметы лета.

 2. Что делают животные летом?

 3. Чем занимаются птицы?

 4. Какая погода летом?

 5. Назови все времена года и покажи их на картинке.

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы, с использованием картинок. Ребёнок  рассматривает картинки и отвечает на вопросы воспитателя.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

   говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 12 – 15 баллов.

Средний уровень – 8 – 10 баллов.

Низкий уровень – 4 – 6 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

Рабочая программа по экологии "Юный эколог"

Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....

Кружок по экологии "Юный эколог"

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем матер...

Викторина по экологии "Юный Эколог"

Викторина расчитана на детей 5-6 лет и предназначена для прививания интереса к изучению природы...

Конспект НОД по области: познавательное развитие (экология) на тему: "Путешествие юных экологов по территории ДОУ"

Коспект НОД из цикла по изучению "Растительного мира родного края", по исследованию деревьев участка группы....

Кружковая работа по экологии для детей 3-4 лет "Юный эколог"

Актуальность данного кружка заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая кул...