Методическая разработка. Дидактическая кукла
методическая разработка (младшая группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 г.
Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Методическая разработка
Образовательная область: ОО «Речевое развитие»
Раздел: развитие речи
Тема: «Кукла Лиза времена года лето – весна»
Возрастная группа: младшая
Автор работы: воспитатель Сулейманова О.В
Стаж работы в данной должности: 5 месяцев
2020
Методическая разработка «Кукла Лиза времена года лето - весна»
Актуальность
Развитие дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми. Особая роль в связи с этим отводится дидактической кукле. Дидактическая кукла может всесторонне воспитывать детей. Понимание того, как можно многократно использовать дидактическую куклу в воспитательно- образовательном процессе является важным и необходимым условием работы воспитателя. При наличии разнообразной одежды, обуви и постоянного обновления гардероба, можно разрабатывать различные методические материалы для всестороннего воспитания детей с помощью дидактической куклы. Опираясь на образовательную программу, поддерживаясь педагогических принципов – наглядности, доступности, дидактическая кукла может развиват детей младшего дошкольного возраста.
Направленность
Умственное воспитание в процессе игровой деятельности:
· Развитие мышления, памяти, воображения
· Сенсорное развитие в процессе действия с куклой
· Речевое развитие в процессе общения
· Воспитание волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами
· Формирование практического опыта в игровых действиях
Вид куклы «Времена года «Лето- Весна» привлекает детей, вызывает интерес и желание слушать воспитателя. Кукла помогает закрепить знания о временах года, их признаках. Куклу можно использовать в качестве сюрпризного момента в непосредственной организованной деятельности, театрализованной деятельности. Так же можно использовать пособие на занятиях по сенсорному развитию и в индивидуальной работе с детьми. Кроме того кукла служит в качестве декоративного элемента интерьера группы.
Цель: развитие представлений у детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи
Образовательные:
- формировать представления детей о сезонных изменениях в природе;
- отмечать характерные признаки времён года;
- совершенствовать умения сравнивать, находить сходства и различия.
Развивающие:
- развивать у детей познавательную активность, любознательность и интерес к окружающему миру;
- развивать все компоненты устной речи.
–развивать эмоционально волевую сферу, мышление, внимание, память , речь, воображение и ориентировку в пространстве.
Воспитательные :
- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе;
- умение видеть прекрасное в разном времени года.
Ожидаемый результат.
Сформированы:
– Навыки связной речи у дошкольников, умение сравнивать,
анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные
связи.
– Становление ребенка как личности.
– Положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в
разное время года.
Пособие включает еще подборки загадок о временах года и дерево времена года.
Гардероб куклы состоит из четырёх комплектов нарядов, которые крепятся к дереву. Это делает данное пособие легким в использовании, трансформируемым, мобильным.
Каждый ансамбль определённого цвета и структуры, представляющие собой определенное время года.
С наступлением очередного сезона воспитатель вместе с детьми подбирает соответствующий наряд для куклы и соответствующее «настроение» сезона: солнечно, облачно, дождливо, снежно.
Предметно – развивающая среда. Обогащение сенсорного уголка «Куклами – времена года»
Методы и приёмы работы с дидактическим материалом.
1. Художественное слово.
2. Загадки.
3. Сюрпризные моменты.
4. Песенки, вопросы.
5. Проведение занятий.
6. Индивидуальная работа с детьми.
Подготовительный этап.
- Опрос детей
- Консультация с родителями
Основной этап
- Подбор дидактических и развивающих игр по теме: « Кукла – времена года » .
- Обогащение сенсорного уголка.
Заключительный этап
- Проведения игр – занятий с методическим пособием: «Куклы – времена года»
- Выставка пособия: «Куклы – времена года» в своём детском саду.
Возможности работы с данным пособием достаточно широки. В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия с дидактической куклой. Например: кукла может «попробовать» себя в различных профессиях, и через это познакомить с ними малышей. Также можно доукомплектовать гардероб национальными костюмами (данная тема актуальна для детей старших групп).
В процесс усовершенствования куклы можно привлечь родителей.
Кукла эстетически привлекательна, мгновенно притягивает к себе взгляд. Общаясь с этой куклой, дети обогащают тактильные ощущения, знакомятся с цветами. Куклу можно задействовать во многих видах деятельности: это и познавательное развитие, и игровая деятельность детей, и развитие речи, и ознакомление с природой.
Параллельно с изучением времён года можно раскрыть такие темы, как: «Фрукты – овощи», «съедобное – несъедобное», части тела, количество, величина, форма, цвет. Разнообразие форм работы с куклой позволяет использовать её в воспитательно-образовательном процессе с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Кукла позволяет включить детей в процесс «оживления». При этом дети взаимодействуют в режиме диалога в системах «педагог – ребёнок», «ребёнок – ребёнок». Беседы проводятся в свободной деятельности детей. Можно использовать разные формы бесед: беседы – рассуждения, обсуждения, вопрос – ответ и т.д. Также их можно проводить как со всей группой детей, так и индивидуально с каждым ребёнком. К тому же она предоставляет возможность ребёнку дополнить её до полного образа, включая при этом фантазию. Работа с дидактической куклой иногда предшествует непосредственной образовательной деятельности. В таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного материала в игровой деятельности, подвести итоги, обобщить изученный материал.
Данное дидактическое пособие стало украшением нашей группы. У детей появился ещё один «друг», о котором нужно заботиться: вовремя переодевать и разговаривать с ним (читать стихи для него и про него).
Кукла – это радость,
Кукла – это сказка,
Кукла – это детство,
Что вернётся вдруг!
С куклой очень дружат
И любовь и ласка,
Кукла – это значит,
Доброта вокруг!
Список использованных источников
1. Абраменкова В.В, «Воспитание игрой» м.Лепта, 2018г.
2. Д. Б.Эльконин РАЗВИТИЕ РЕЧИ Москва, «Школа Пресса», 2017 г.
3. Е.Ю.Морозова, «Кукла в жизни ребёнка и её роль». Москва, «Школа Пресса», 2016г.
4. Кравцов Р.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: Учебник для филологических факультетов университетов. - М., Высшая школа, 2018 г.
5. Лотман Ю.М. Художественная природа русских народных картинок // Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб., 2018.
6. Н.Г.Юрина, 1998г «Я познаю мир». Детская энциклопедия, 2016 г.
7.История кукол – развитие речи. 2020 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 г.
Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Методическая разработка
Образовательная область: ОО «Речевое развитие»
Раздел: развитие речи
Тема: «Кукла Лиза времена года лето – весна»
Возрастная группа: младшая
Автор работы: воспитатель Сулейманова О.В
Стаж работы в данной должности: 5 месяцев
2020
Методическая разработка «Кукла Лиза времена года лето - весна»
Актуальность
Развитие дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми. Особая роль в связи с этим отводится дидактической кукле. Дидактическая кукла может всесторонне воспитывать детей. Понимание того, как можно многократно использовать дидактическую куклу в воспитательно- образовательном процессе является важным и необходимым условием работы воспитателя. При наличии разнообразной одежды, обуви и постоянного обновления гардероба, можно разрабатывать различные методические материалы для всестороннего воспитания детей с помощью дидактической куклы. Опираясь на образовательную программу, поддерживаясь педагогических принципов – наглядности, доступности, дидактическая кукла может развиват детей младшего дошкольного возраста.
Направленность
Умственное воспитание в процессе игровой деятельности:
- Развитие мышления, памяти, воображения
- Сенсорное развитие в процессе действия с куклой
- Речевое развитие в процессе общения
- Воспитание волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами
- Формирование практического опыта в игровых действиях
Вид куклы «Времена года «Лето- Весна» привлекает детей, вызывает интерес и желание слушать воспитателя. Кукла помогает закрепить знания о временах года, их признаках. Куклу можно использовать в качестве сюрпризного момента в непосредственной организованной деятельности, театрализованной деятельности. Так же можно использовать пособие на занятиях по сенсорному развитию и в индивидуальной работе с детьми. Кроме того кукла служит в качестве декоративного элемента интерьера группы.
Цель: развитие представлений у детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи
Образовательные:
- формировать представления детей о сезонных изменениях в природе;
- отмечать характерные признаки времён года;
- совершенствовать умения сравнивать, находить сходства и различия.
Развивающие:
- развивать у детей познавательную активность, любознательность и интерес к окружающему миру;
- развивать все компоненты устной речи.
–развивать эмоционально волевую сферу, мышление, внимание, память , речь, воображение и ориентировку в пространстве.
Воспитательные :
- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе;
- умение видеть прекрасное в разном времени года.
Ожидаемый результат.
Сформированы:
– Навыки связной речи у дошкольников, умение сравнивать,
анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные
связи.
– Становление ребенка как личности.
– Положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в
разное время года.
Пособие включает еще подборки загадок о временах года и дерево времена года.
Гардероб куклы состоит из четырёх комплектов нарядов, которые крепятся к дереву. Это делает данное пособие легким в использовании, трансформируемым, мобильным.
Каждый ансамбль определённого цвета и структуры, представляющие собой определенное время года.
С наступлением очередного сезона воспитатель вместе с детьми подбирает соответствующий наряд для куклы и соответствующее «настроение» сезона: солнечно, облачно, дождливо, снежно.
Предметно – развивающая среда. Обогащение сенсорного уголка «Куклами – времена года»
Методы и приёмы работы с дидактическим материалом.
1. Художественное слово.
2. Загадки.
3. Сюрпризные моменты.
4. Песенки, вопросы.
5. Проведение занятий.
6. Индивидуальная работа с детьми.
Подготовительный этап.
- Опрос детей
- Консультация с родителями
Основной этап
- Подбор дидактических и развивающих игр по теме: « Кукла – времена года » .
- Обогащение сенсорного уголка.
Заключительный этап
- Проведения игр – занятий с методическим пособием: «Куклы – времена года»
- Выставка пособия: «Куклы – времена года» в своём детском саду.
Возможности работы с данным пособием достаточно широки. В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия с дидактической куклой. Например: кукла может «попробовать» себя в различных профессиях, и через это познакомить с ними малышей. Также можно доукомплектовать гардероб национальными костюмами (данная тема актуальна для детей старших групп).
В процесс усовершенствования куклы можно привлечь родителей.
Кукла эстетически привлекательна, мгновенно притягивает к себе взгляд. Общаясь с этой куклой, дети обогащают тактильные ощущения, знакомятся с цветами. Куклу можно задействовать во многих видах деятельности: это и познавательное развитие, и игровая деятельность детей, и развитие речи, и ознакомление с природой.
Параллельно с изучением времён года можно раскрыть такие темы, как: «Фрукты – овощи», «съедобное – несъедобное», части тела, количество, величина, форма, цвет. Разнообразие форм работы с куклой позволяет использовать её в воспитательно-образовательном процессе с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Кукла позволяет включить детей в процесс «оживления». При этом дети взаимодействуют в режиме диалога в системах «педагог – ребёнок», «ребёнок – ребёнок». Беседы проводятся в свободной деятельности детей. Можно использовать разные формы бесед: беседы – рассуждения, обсуждения, вопрос – ответ и т.д. Также их можно проводить как со всей группой детей, так и индивидуально с каждым ребёнком. К тому же она предоставляет возможность ребёнку дополнить её до полного образа, включая при этом фантазию. Работа с дидактической куклой иногда предшествует непосредственной образовательной деятельности. В таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного материала в игровой деятельности, подвести итоги, обобщить изученный материал.
Данное дидактическое пособие стало украшением нашей группы. У детей появился ещё один «друг», о котором нужно заботиться: вовремя переодевать и разговаривать с ним (читать стихи для него и про него).
Кукла – это радость,
Кукла – это сказка,
Кукла – это детство,
Что вернётся вдруг!
С куклой очень дружат
И любовь и ласка,
Кукла – это значит,
Доброта вокруг!
Список использованных источников
1. Абраменкова В.В, «Воспитание игрой» м.Лепта, 2018г.
2. Д. Б.Эльконин РАЗВИТИЕ РЕЧИ Москва, «Школа Пресса», 2017 г.
3. Е.Ю.Морозова, «Кукла в жизни ребёнка и её роль». Москва, «Школа Пресса», 2016г.
4. Кравцов Р.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: Учебник для филологических факультетов университетов. - М., Высшая школа, 2018 г.
5. Лотман Ю.М. Художественная природа русских народных картинок // Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб., 2018.
6. Н.Г.Юрина, 1998г «Я познаю мир». Детская энциклопедия, 2016 г.
7.История кукол – развитие речи. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://kniga_igrushek-novichkova.pdf – 21.03.2020 г.
Приложение 1
Рекомендуемые дидактические игры
"Когда это бывает?"
Задачи: углубить знания о временах года, о разнообразии сезонных явлений в природе и занятий людей.
Дети стоят в кругу. Воспитатель вносит куклу. Она приходит с каким то атрибутом (Зима – снежинка, Лето - бабочка (цветок) Весна – веточка сирени или подснежник, Осень – веточка с желтыми листьями, и просит назвать все признаки этого времени года. Ребенок берет атрибут, называет, что бывает в это время года и передает этот атрибут другому. Тот добавляет новое определение и передает дальше.
Когда это бывает?
Задачи: закреплять знания детей о временах года, развивать внимание, выдержку, связную речь
Дети сидят за столом. На столе вращающая стрелка. У воспитателя несколько картинок с изображениями разных времен года, для каждого времени года 2-3 картинки (пейзаж, зимние забавы,труд людей). Воспитатель раздает всем по картинке. Картинки лежат перевернутой стороной к играющему. воспитатель вращает стрелку по кругу. Тот, на кого указала стрелка, рассматривает картинку и рассказывает о ее содержании, называет время года и относит соответствующей кукле.
"От кого посылка?"
Ход: Воспитптель вносит посылку. В ней разные овощи. Фрукты, ягоды, грибы (муляжи или картинки) Дети разглядывают и определяют, от кого она, от Лета или Осени.
3 вариант. Сюрпризный момент.
Кукла может появляться на занятии по разным видам деятельности. Например, Осень приносит овощи или фрукты в корзинке и угощает ребят, Зима приносит диск с записью зимних песен, Лето приносит экологическую настольную игру по закреплению правил поведения в природе, Весна приносит картины художника
Разучивание стихов про каждое время года.
1. ЗИМА
Но вот и снег кружится.
Становится темней.
Природа спать ложится
С началом зимних дней.
Укрыв её, метели
Ей навевают сны:
Спи, Матушка, в постели
До будущей весны!
2.ВЕСНА
Если снег повсюду тает, день становится длинней,
Если всё зазеленело и в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла весна!
3. ЛЕТО
Отчего так много света?
Отчего вдруг так тепло?
Оттого, что это лето
На всё лето к нам пришло.
Оттого и каждый день
Всё длиннее, что ни день,
Ну а ночи, ночь от ночи.
4. ОСЕНЬ
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся
Это время года осенью зовёт
- Оденем куклу на прогулку
Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.
Материал: бумажная кукла с различной одеждой
Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).
Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.
«Назови время года»
Цель и задачи:
Учить замечать изменения в природе. Знакомить с характерными особенностями, следующими друг за другом времён года. Проявлять бережное отношение к окружающему нас миру, природным явлениям.
Дидактический материал:
Иллюстрации с временами года (зима, весна, лето, осень).Листочки деревьев разного цвета(красного, оранжевого, зелёного), белые снежинки.
Ход игры:
1.вариант игры
Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением времён года( Осень, зима, весна, лето ) и загадывает загадку. После отгадывания загадки, например, об осени ребята поднимают атрибут игры (листочек- оранжевого или красного цвета). Если прозвучала загадка о зиме ребята поднимают вверх снежинку.
При отгадывании загадки о весне веточку с набухающими почками.
А после отгадывания загадки о лете можно использовать атрибут игры -листочек зелёного цвета.
2. Вариант игры
Воспитатель называет природное явление, а ребёнок - время года. Листочки желтеют и опадают ...(осенью). Ребёнок использует атрибут игры-жёлтый листочек. Снег идёт ...(зимой ) и ребёнок использует атрибут игры-снежинку. На деревьях набухают почки и появляются листочки...(Весной). Использование атрибута .Зелёная травка, яркое солнце...(летом) использование атрибута. В подтверждении ответа воспитатель показывает иллюстрацию с изображением данного времени года
Игра «Найди пару»
Цель. Учить детей подбирать предметы разных по пропорции по образцу, закреплять знания основных цветов, развивать память и внимание.
Оборудование. Изображения варежек и шарфов синего, зеленого красного и желтого цветов.
Ход игры.
Воспитатель показывает кукол в шапочках (синего, зеленого, красного и желтого цвета) и просит детей подобрать им одинаковые по цвету варежки и шарфы. Изображения шарфов и варежек раскладываются на столе врассыпную. Кукол рассаживают на стулья вокруг стола. Воспитатель показывает детям, как подбирать теплые вещи для кукол. Затем просит выполнить задание самостоятельно одеть свою куклу. В игре могут принять участие несколько человек. Тогда задание выполняется на скорость, кто первым соберет комплект для своей куклы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка "Дидактическая кукла Маша - времена года"
Расширить знания детей о дидактической кукле, научить детей использовать куклу по назначению в игровой деятельности....
Методическая разработка "Дидактическая кукла Катя"
Методическая разработка "Дидактическая кукла Катя"...

Методическая разработка Дидактическая кукла 26.03.2020
Методическая разработка Дидактическая кукла...
Методическая разработка дидактического пособия «Куклы в национальных костюмах»
Пособие знакомит детей с культурой, национальными особенностями, русским национальным костюмом, развивает познавательный интерес дошкольников, расширяет кругозор детей, систематизирует и закрепляет их...
Методическая разработка дидактического пособия «Куклы в национальных костюмах»
Пособие знакомит детей с культурой, национальными особенностями, русским национальным костюмом, развивает познавательный интерес дошкольников, расширяет кругозор детей, систематизирует и закрепляет их...