Методическая разработка Дидактическая кукла 26.03.2020
методическая разработка (старшая группа)
Методическая разработка Дидактическая кукла
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Методическая разработка
Образовательная область: «Речевое развитие»
Раздел: Развитие речи
Тема: методическое пособие «Дидактическая кукла Василиса»
Возрастная группа: старшая группа
Выполнил : воспитатель старшей группы
Ламанова Л. Ю.
Квалификационная категория: высшая
стаж работы: 34 года
2020 г
Направленность: практическое овладение детьми 5-6 лет приёмами мнемотехники.
Предпосылки: обогащение предметно-пространственной среды группы за счёт использования предметов полифункционального назначения.
Вид: методическое пособие « Дидактическая кукла Василиса»
Предназначение: для групповых и индивидуальных занятий с детьми 5-6 лет.
Актуальность: В возрасте 5-6 лет назначает формироваться произвольная память. Ребёнок способен при помощи образно-зрительной памяти заполнить 5-6 объектов. Объём слуховой вербальной памяти составляет 5-6 слов. Использование мнемотаблиц поможет детям заучивать наизусть большие по объему стихи, пересказать литературные произведения. Поэтому метод мнемотехники особенно эффективно применять в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
В связи с введением ФГОС ДО, вопрос творческой организации воспитательно-образовательного процесса, посредством включения в РППС группы методического пособия « Дидактическая кукла Василиса», как вспомогательного средства, направленного на развитие речи детей –особенно актуален.
Цель: Использование методического пособия «Дидактическая кукла Василиса» для комплексного решения задач образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе детского сада.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей с понятиями «Мнемотехника», «Мнеквардраты», «Мнемодорожки».
-расширять словарный запас, знания об окружающем мире в результате использования таблиц - схем и мнемотаблиц.
-совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенно речью.
Развивающие:
-развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы, заучивать стихотворения с опорой на мнемотаблицы.
-развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам и записывать их при помощи знаков- символов.
-развивать любознательность, зрительное восприятие, память, речевое творчество.
Воспитательные:
-воспитывать интерес и любовь к чтению, желание и умение слушать за развитием действия, понимать на слух тексты различных жанров детской литературы.
Ожидаемый результат.
Для педагогов:
-создание педагогических условий для решения задач образовательной области «Речевое развитие» дошкольников от 5-6 лет;
-повышение профессиональной компетентности.
Для детей:
- получение начального представления о мнемотехнике;
- появление желания пересказывать сказки, заучивать стихотворения;
- дети научатся управлять своей памятью, увеличится её объём;
-разовьётся мышление, внимание, воображение;
-научатся пользоваться готовыми мнемотаблицами, придумывать свои и записывать их с помощью знаков- символов.
Описание пособия.
1.Дидактическая кукла Василиса изготовлена из готовой фабричной куклы. Куколка ( из пластика, а ручки и голова из винила с приятной для тактильных ощущений текстурой), выполнена в виде светловолосой, голубоглазой девочки, высотой 40 см, одетой в костюм, в русском стиле. Голову куклы украшает яркий чепец. Одежду куклы можно снимать, переодевая её в другой наряд. Для этого ещё предусмотрены сарафан и кокошник, выполненные также в русском стиле.
Для создания одежды куклы Василисы были использованы: ткань различной плотности и текстуры, тесьма, кружево, нитки, бусинки, ленты- липучки.
2.Стимулированный материал к пособию представлен в виде картотеки мнемотаблицу для заучивания стихотворений, отгадывания загадок и чудо-сундучка с картинками – схемами, для пересказа и составления описательных рассказов по алгоритму.
Содержание стимулированного материла ориентировано на то, чтобы упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление, речь детей от5-6 лет.
Этапы работы:
Подготовительный: Выявление актуальности пособие, подбор и изучение методической литературы, подбор дидактического материала( 10.03- 14.03.2020).
Основной: изготовление методического пособия «Дидактическая кукла Василиса» ( 15.03- 20.03.2020)
Заключительный: участие в смотре –конкурсе на лучшее методическое пособие «Дидактическая кукла» среди педагогов МАДОУ детский сад № 6 г. Туймазы и филиала «ДОУ с.Тюменяк»(20.03-23.03.2020)
Основные достоинства:
Пособие «Дидактическая кукла Василиса» требует выполнение нескольких действий и предназначена для совместной деятельности детей с воспитателями.
Во –первых, это пособие является средством обучения.
Во вторых, оно способствует передачи игрового опыта и развитию коммуникабельности дошкольников.
В –третьих, развивает речь детей, ведь куклы побуждают детей не только к выполнению определённых действий, но и к содержательному общению.
Список литературы
- Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»: «Академия» 2009г.
- Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - СПб: Детство-Пресс, 2005.
- Большева Т. В. Учимся по сказке // Детство-Пресс. – 2001.
- Белоусова Е. Л. Удивительные истории // Детство-Пресс. – 2001.
- Белоусова, Л.Е. Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники. // Метод. пособие для воспитателей дет. дошк. учреждений. - Л.Е. Белоусова. - СПб. - Детство-Пресс. - 2003. – с 119.
- Бородич А. М. «Методика развития речи детей». - М., 1981.
- Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста // М. – 1989.
- Гурьева Н. Упражнение по мнемотехники. С.П.б: Светлячок, 2000.
- Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи». – СПб., 2004.
- Кыласова Л. Е. «Коррекция звукопроизношения у детей»: дидактические материалы -Волгоград: Учитель,2001.
- Леушина А.М. Развитие связной речи дошкольников // Ученые зап.: ЛГПИ им. А.И. Герцена. - Т. 35. - 1941.
- Омельченко, Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед : науч. - метод. журн. - 2008. - № 4. - с.102-115.
- Олейник Н. А. «Технология Формирование связи слова и образа при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники», Новосибирск, 2008.
- Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
- Панфилова М.А. « Игротерапия общения» – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
- Российская Е.И., Гаранина Л.А. «Произносительная сторона речи». М., 2003г.
- Сохин Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду. - М. - 1978. - с. 50-56.
- Тамбовцева А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду // Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М. - 1983. – с 24.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей // М. – Просвещение. - 1981. – с 159.
- Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». Ж. «Дошкольное воспитание», 2008г. №3
- Шипчина Светлана Александровна «Использование приёмов мнемотехники при коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка "Дидактическая кукла Маша - времена года"
Расширить знания детей о дидактической кукле, научить детей использовать куклу по назначению в игровой деятельности....
Методическая разработка "Дидактическая кукла Катя"
Методическая разработка "Дидактическая кукла Катя"...
Методическая разработка. Дидактическая кукла
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан...
Методическая разработка дидактического пособия «Куклы в национальных костюмах»
Пособие знакомит детей с культурой, национальными особенностями, русским национальным костюмом, развивает познавательный интерес дошкольников, расширяет кругозор детей, систематизирует и закрепляет их...
Методическая разработка дидактического пособия «Куклы в национальных костюмах»
Пособие знакомит детей с культурой, национальными особенностями, русским национальным костюмом, развивает познавательный интерес дошкольников, расширяет кругозор детей, систематизирует и закрепляет их...