Методическая разработка Дидактическая кукла 26.03.2020
методическая разработка (старшая группа)

Ламанова Лариса Юрьевна

Методическая разработка Дидактическая кукла

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_didakticheskaya_kukla.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6    г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан


                                        Методическая разработка

                Образовательная область: «Речевое развитие»

                Раздел: Развитие речи

                Тема: методическое пособие «Дидактическая кукла Василиса»

                  Возрастная группа: старшая группа 


                                                                          Выполнил : воспитатель старшей группы
                                                                   
Ламанова Л. Ю. 

                                                                    Квалификационная категория: высшая
                                                                   
стаж работы:   34 года

2020 г

Направленность: практическое овладение детьми 5-6 лет приёмами мнемотехники.

Предпосылки: обогащение предметно-пространственной среды группы за счёт использования предметов полифункционального назначения.

Вид: методическое пособие « Дидактическая кукла Василиса»

Предназначение: для групповых и индивидуальных занятий с детьми 5-6 лет.

Актуальность: В возрасте 5-6 лет назначает формироваться произвольная память. Ребёнок способен при помощи образно-зрительной памяти заполнить 5-6 объектов. Объём слуховой вербальной памяти составляет 5-6 слов. Использование мнемотаблиц поможет детям заучивать наизусть большие по объему стихи, пересказать литературные произведения. Поэтому метод мнемотехники особенно эффективно применять в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В связи с введением ФГОС ДО, вопрос творческой организации воспитательно-образовательного процесса, посредством включения в РППС группы методического пособия « Дидактическая кукла Василиса», как вспомогательного средства, направленного на развитие речи детей –особенно актуален.  

Цель: Использование методического пособия «Дидактическая кукла Василиса» для комплексного решения задач образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе детского сада.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить детей с понятиями «Мнемотехника», «Мнеквардраты», «Мнемодорожки».

-расширять словарный запас, знания об окружающем мире в результате использования таблиц - схем и мнемотаблиц.

-совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенно речью.

Развивающие:

-развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы, заучивать стихотворения  с опорой на мнемотаблицы.

-развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам и записывать их при помощи знаков- символов.

-развивать любознательность, зрительное восприятие, память, речевое творчество.

Воспитательные:

-воспитывать интерес и любовь к чтению, желание и умение слушать за развитием действия, понимать на слух тексты различных жанров детской литературы.

Ожидаемый результат.

Для педагогов:

-создание педагогических условий для решения задач образовательной области «Речевое развитие» дошкольников от 5-6 лет;

-повышение профессиональной компетентности.

Для детей:

- получение начального представления о мнемотехнике;

- появление желания пересказывать сказки, заучивать стихотворения;

- дети научатся управлять своей памятью, увеличится её объём;

-разовьётся мышление, внимание, воображение;

-научатся пользоваться готовыми мнемотаблицами, придумывать свои и записывать их с помощью знаков- символов.

Описание пособия.

1.Дидактическая кукла Василиса изготовлена из готовой фабричной куклы. Куколка ( из пластика, а ручки и голова из винила с приятной для тактильных ощущений текстурой), выполнена в виде светловолосой, голубоглазой девочки, высотой 40 см, одетой в костюм, в русском стиле. Голову куклы украшает яркий чепец. Одежду куклы можно снимать, переодевая её в другой наряд. Для этого ещё предусмотрены сарафан и кокошник, выполненные также в русском стиле.

Для создания одежды куклы Василисы были использованы: ткань различной плотности и текстуры, тесьма, кружево, нитки, бусинки, ленты- липучки.

2.Стимулированный материал к пособию представлен в виде картотеки мнемотаблицу для заучивания стихотворений, отгадывания загадок и чудо-сундучка с картинками – схемами, для пересказа и составления описательных рассказов по алгоритму.

Содержание стимулированного материла ориентировано на то, чтобы упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление, речь детей от5-6 лет.

Этапы работы:

Подготовительный: Выявление актуальности пособие, подбор и изучение методической литературы, подбор дидактического  материала( 10.03- 14.03.2020).

Основной: изготовление методического пособия «Дидактическая кукла Василиса» ( 15.03- 20.03.2020)

Заключительный: участие в смотре –конкурсе на лучшее методическое пособие «Дидактическая кукла» среди педагогов МАДОУ детский сад № 6 г. Туймазы и филиала «ДОУ с.Тюменяк»(20.03-23.03.2020)

Основные достоинства:

Пособие «Дидактическая кукла Василиса» требует выполнение нескольких действий и предназначена для совместной деятельности детей с воспитателями.

Во –первых, это пособие является средством обучения.

Во вторых, оно способствует передачи игрового опыта и развитию коммуникабельности дошкольников.

В –третьих, развивает речь детей, ведь куклы побуждают детей не только к выполнению определённых действий, но и к содержательному общению.

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»: «Академия» 2009г.
  2. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - СПб: Детство-Пресс, 2005.
  3. Большева Т. В. Учимся по сказке // Детство-Пресс. – 2001.
  4. Белоусова Е. Л. Удивительные истории // Детство-Пресс. – 2001.  
  5. Белоусова, Л.Е. Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники. // Метод. пособие для воспитателей дет. дошк. учреждений. -  Л.Е. Белоусова. - СПб. - Детство-Пресс. -  2003. – с 119.
  6. Бородич  А. М. «Методика развития речи детей». - М., 1981.
  7. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста // М. – 1989.
  8. Гурьева Н. Упражнение по мнемотехники. С.П.б: Светлячок, 2000.
  9. Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи». – СПб., 2004.
  10. Кыласова Л. Е. «Коррекция звукопроизношения у детей»: дидактические материалы -Волгоград: Учитель,2001.  
  11. Леушина А.М. Развитие связной речи дошкольников // Ученые зап.: ЛГПИ им. А.И. Герцена. - Т. 35. - 1941.
  12. Омельченко, Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи  // Логопед : науч. - метод. журн. - 2008. - № 4. - с.102-115.  
  13. Олейник Н. А. «Технология Формирование связи слова и образа при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники», Новосибирск, 2008.
  14. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
  15. Панфилова М.А. « Игротерапия общения»  – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
  16. Российская Е.И., Гаранина Л.А. «Произносительная сторона речи». М., 2003г.
  17. Сохин Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду. - М. - 1978. - с. 50-56.
  18. Тамбовцева А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду // Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М. - 1983. – с 24.
  19. Тихеева Е.И. Развитие речи детей //  М. – Просвещение. - 1981. – с 159.
  20. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». Ж. «Дошкольное воспитание», 2008г. №3
  21. Шипчина Светлана Александровна «Использование приёмов мнемотехники  при коррекции нарушений звукопроизношения у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка "Дидактическая кукла Маша - времена года"

Расширить знания детей о дидактической кукле, научить детей использовать куклу по назначению в игровой деятельности....

Методическая разработка "Дидактическая кукла Катя"

Методическая разработка "Дидактическая кукла Катя"...

методическая разработка "Дидактическая кукла"

Методическая разработка "Дидактическая кукла"...

Методическая разработка. Дидактическая кукла

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 г.  Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан...

Методическая разработка дидактического пособия «Куклы в национальных костюмах»

Пособие знакомит детей с культурой, национальными особенностями, русским национальным костюмом, развивает познавательный интерес дошкольников, расширяет кругозор детей, систематизирует и закрепляет их...

Методическая разработка дидактического пособия «Куклы в национальных костюмах»

Пособие знакомит детей с культурой, национальными особенностями, русским национальным костюмом, развивает познавательный интерес дошкольников, расширяет кругозор детей, систематизирует и закрепляет их...