Игровая ситуация «Буратино в стране шахматных чудес»
методическая разработка

Игровая ситуация для детей 4-5 лет 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 95»

«Буратино в стране шахматных чудес»

 Игровая ситуация для детей 4-5 лет

Никитина Виктория Александровна

2018 г.


Цель: Знакомство детей с шахматной доской.

Задачи:

  1. Обучающие:
  1. Познакомить детей с шахматной доской, с терминами, используемыми в шахматах: белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, обратить внимание на расположение и цвета полей.
  2. Упражняться в умении ориентироваться на плоскости.
  1. Воспитательные:
  1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  2. Воспитывать интерес к игре в шахматы.
  1. Развивающие:
  1. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
  2. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.

Материалы и оборудования:

  1. Кукла сказочного героя Буратино, золотой ключик;
  2. Напольное шахматное поле;
  3. Монетки;
  4. Белые картонные дорожки с разлинованными клетками, черный карандаш или краски;
  5. Пазл «Золотой ключик»
  6. Плоские настольные шахматные поля;
  7. Деревянная шахматная доска с шахматными фигурами;
  8. Настольно – печатная игра «Загадки черного короля»;
  9. Дерево с плоскими шахматными полями.

Ход игровой ситуации

П: Ребята, а вы любите сказки?

Ответы детей:

П: Ребята, а какие сказки вы знаете?

Ответы детей:

П: Сегодня к нам в гости пришел сказочный герой. Кто он и из какой сказки, вы узнаете, отгадав загадку:

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный.

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой.

Кто же это…..

Ответы детей:

Б: Ребята, у меня в сказке есть «поле чудес» и сегодня я хочу пригласить вас по нему прогуляться. Хотите?

Ответ детей:

Б: Произнесем с вами волшебные слова Рекс – Пекс – Фекс и мы окажемся на поле чудес.

Произносят волшебные слова.

Б: Ребята, как вы думаете, на что похоже поле чудес?

Ответы детей:

Б: Предлагаю поиграть Игра «Цвет поля» (напольное шахматное поле)

Буратино раздает детям монетки, и просит разложить их только на белые поля.

Б: Ребята, какие поля остались без монет?

Ответы детей:

Педагог обращает внимание, что одни дорожки идут из стороны в сторону по горизонтали, а другие по вертикали. Затем предлагает детям найти горизонтальные и вертикальные поля на демонстрационной шахматной доске. Раздаёт карточки с белыми квадратами.

Б: Ребята, пока мы с вами играли, Карабас Барабас взял и стер все черные поля, и дорожки стали только белыми. Я предлагаю вам исправить ошибку.

Дети закрашивают поля, чередуя белые и черные.

Б: Ребята, а на что похожи шахматные поля?

Ответы детей:

Б: Ребята, а на что похожи наши шахматные дорожки?

Ответы детей:

Б: Ребята, если мы с вами сложим все шахматные дорожки вместе, то у нас получится большая шахматная доска.

Дети складывают шахматные дорожки.

Б: Ребята, на шахматной доске я потерял золотой ключик, помогите мне его найти, а где его искать нам подскажет Мальвина.

Игра «Дорожка»

У каждого ребенка плоская шахматная доска, на одной стороне фигура Мальвины, на другой элемент пазла. Необходимо проложить дорожку с помощью монет.

Педагог обращается к каждому ребенку с вопросом «Какая у тебя дорожка: горизонтальная или вертикальная?» Когда все элементы будут собраны, дети собирают картинку «Золотой ключик».

Б: Ребята спасибо вам большое, с помощью ключика мы узнаем тайну шахматной доски.

Открываем шахматную доску, в которой находятся шахматные фигуры. Каждый ребенок берет по одной шахматной фигуре и проигрываем настольную игру «Загадки черного короля» (Вопросы для закрепления только по шахматному полю, горизонтали и вертикали).

Вопросы:

  1. Как называется шахматная дорожка?

  1. Может ли быть в горизонтали два белых поля?
  2. Сколько белых полей в каждой горизонтали и вертикали?
  3. Сколько черных полей в каждой горизонтали и вертикали?
  4. Сколько всего полей в каждой горизонтали и вертикали?
  5. Сколько на шахматной доске горизонталей и вертикалей?

Б: Ребята, вы сегодня молодцы, очень хорошо потрудились. Пришло время возвращаться в детский сад, а поможет нам в этом шахматное дерево, на котором уже уродилось много шахматных полей. Нам нужно собрать урожай шахматных полей и выложить из них дорожку, которая приведет нас в детский сад.

Дети выполняют задание.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Виктория\Desktop\item_3874.pngC:\Users\Виктория\Desktop\item_3874.png

C:\Users\95 сад\Desktop\ГЦРО игры шахматы\Никитина ВА\игра Шахматы\игра.jpg

МДОУ «Детский сад № 95

Дидактическая игра

«Загадки Черного короля»C:\Users\Виктория\Desktop\IMG_20180327_072553.png

Никитина Виктория Александровна,

воспитатель

Цель: В игровой форме закрепить и обобщить знания о шахматной   доске и шахматных фигурах.

Возраст: 5 – 7 лет.

Количество участников: 2 – 3 человека.

Материалы: шахматная доска с разноцветными стрелками, показывающими направление хода; 3  пешки, отличающиеся цветом шарика;  игровой кубик, карточки с вопросами и заданиями (картотека может пополняться).

Правила игры.

По ходу игры, поочередно бросая кубик, игроки продвигаются по шахматной доске. Белые поля доски никакой задачи не содержат. Попав на черное поле, игрок вытягивает карточку с вопросом от черного короля. Ответив на вопрос верно, игрок делает шаг вперед на белое поле, неверный ответ - шаг назад. Остановившись на любом поле первой и восьмой горизонтали, игрок не вытягивает карточку с вопросом, а называет фигуру, которая занимает это поле в начальном положении.  Поля со стрелками указывают направление, куда должен переместиться игрок, попавший на них. Выигрывает тот, кто первым доберется до финиша.

Вопросы

  1. Сделай ход конем.
  2. Сделай ход слоном на одно поле.
  3. Встань на любую клетку центра поля.
  4. На какой горизонтали ты находишься?
  5. На какой диагонали ты находишься?
  6. Назови адрес поля, на котором ты стоишь.
  7. Как ходит ладья?
  8. Как ходит конь?
  9. Как ходит слон?
  10. Как ходит король?
  11. Как ходит ферзь?
  12. Как ходит пешка в начальном положении?
  13. Как ходит пешка?
  14. Какая шахматная фигура ходит на одно поле прямо?
  15. Какая шахматная фигура ходит  только вперед, назад, по горизонтали и вертикали?
  16. Какая  шахматная фигура в начальном положении находится между ладьей и слоном?
  17. Какая шахматная фигура в начальном положении любит свой цвет?
  18. Какой шахматной фигуре объявляется шах и мат?
  19. Какая шахматная фигура ходит только по вертикали и горизонтали?
  20. Какая шахматная фигура ходит по вертикали, а бьет по диагонали?
  21. Какая фигура  в шахматах ходит буквой «Г»?  и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «В стране шахматных чудес» в старшей группе

На данном занятии педагог даст представление детям о шахматной доске, о вертикальных и горизонтальных линиях, о пешке, на каких полях они стоят, называть их и о правилах игры в шахматы....

Программа интеллектуального развития "В стране шахматных чудес"

Шахматы учат правильно оценивать свои силы, анализировать, логически мыслить, не говоря уже о том, что шахматы развивают память. Анатолий Карпов...

Конспект открытого показа совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «В стране шахматных чудес»

Вызвать у детей интерес к игре в шахматы, познакомить детей в игровой форме с историей шахмат....

Кружок «В стране Шахматных чудес» по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста.

Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к игре в шахматы....

Сценарий шахматного праздника «В стране шахматных чудес»

Цель мероприятия: привить юным шахматистам любовь к шахматам как к неотъемлемой части их будущей жизни. Задачи мероприятия: 1. Воспитать и привить чувства ответственности к выполнению поставленных з...

В шахматном королевстве или в стране шахматных чудес!

Спорт - это прежде всего преодоление себя...Популяризация видов спорта: аэробика и шахматы....