Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ
консультация

Ольга Николаевна Перевозникова

Принципиальная задача педагога и родителей - развитие личности и ее активности. Для того, чтобы развить познавательную активность детей , необходимо учитывать  3 основных внешних условий: общение со взрослыми и сверстниками, субъективная позиция ребенка в деятельности на познание окружающего мира,  подход к организации поисковой деятельности детей: экспериментирование, решение творческих задач, дидактические игры поискового характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_optimizatsii_razvitiya.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Клюевская СОШ»

Дошкольные группы

Консультация

«Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ»

                                                                               Воспитатель: Перевозникова О.Н.

2018 г.

        Принципиальная задача педагогов и родителей — развитие личности и ее активности. С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его воспитания.

       Проанализировав все имеющиеся возможности повышения уровня развития познавательной активности детей, мы пришли к выводу о целесообразности внесения изменений в традиционную технологию воспитания и обучения через насыщение элементарными проблемными ситуациями, заданиями

 аналитического и прогностического характера и т.п.

     Для того чтобы развивать познавательную активность, необходимо учитывать три основных внешних условия:

  • общение со взрослыми и сверстниками;
  • субъективная позиция ребенка в деятельности;
  • направленность деятельности на познание окружающего мира.

     Также необходима планомерная работа по поэтапной организации поисковой деятельности, рассчитанная на длительный промежуток времени.

В качестве перспективных тенденций, формирующих познавательную активность дошкольников, нами выделены следующие:

 -      организация поисковой деятельности детей в микрогруппах по 6—8 человек, что способствует установлению благоприятного психологического климатаи осуществлению индивидуального подхода;

-      использование художественной литературы в качестве как информационной основы поисковой деятельности, так и средства формирования предпосылок развития познавательной активности;

-      планирование поэтапной организации поисковой деятельности по блокам, отражающим ее содержание, характер действий и результат.

      Поэтапная реализация задач предполагает некоторые особенности.

Так, задачами первого этапа (подготовительного) являются: стимулирование познавательных мотивов осуществления деятельности; обогащение чувственной сферы; накопление информации об окружающем мире. Решение поставленных задач осуществляется посредством объяснительно-иллюстративных методов (рассказ, объяснение, демонстрация картин и видеофильмов, чтение художественной литературы и др.), репродуктивных методов (деятельность по заданному алгоритму).

       Второй этап (основной) направлен на овладение способами решения возникающих  перед ребенком проблем. Основными методами реализации этого этапа являются проблемные и поисковые (наблюдение, практическое экспериментирование и опыты, моделирование, решение логических задач, мозговой штурм). В процессе элементарной поисковой деятельности ребенок подбирает творческие способы решения проблемных ситуаций. Результатом этого этапа является перевод чувственной модели окружающего мира в знаковую и формирование интеллектуальной компетентности, предполагающей высокую степень познавательной активности. Овладение способами деятельности дает возможность самостоятельно анализировать, делать выводы, организовывать собственную деятельность. Также этот этап характеризуется овладением действиями моделирования. Моделирование — это вид знаково-символической деятельности, который предполагает исследование не конкретного объекта, а его модели (Л. А. Венгер). Мы считаем, что источником данного процесса является моделирующий характер детской деятельности. Дети осваивают следующие виды модельных представлений: конкретные, обобщенные и условно-символические. Усложнение в работе с моделями определяется: 1) действиями с моделями; 2) характером моделей; 3) содержанием.

     Третий этап (этап совершенствования) призван обеспечить формирование самостоятельности, инициативности и способности оценивать свою деятельность и деятельность другого человека. Решая поставленную задачу, мы используем поисковые и исследовательские методы (эвристические беседы,

умственное экспериментирование), которые обеспечивают развитие

самопознания в осуществлении поисковой деятельности, а также произвольности.  Результатом этого этапа является переход на более высокий уровень проявления познавательной активности и приобретение способности

 организовывать самостоятельную поисковую деятельность с целью решения проблемных задач.

      Как показывает опыт нашей работы, такой подход к организации поисковой деятельности существенно повышает уровень развития познавательной активности детей.  Наибольший результат дают те виды поисковой деятельности, которые доступны детям как по содержанию, так и по действенной составляющей: экспериментирование, решение творческих задач  и

  дидактические игры поискового характера.

       Кроме того, в совместной деятельности мы используем такие формы работы, как «сокровищницы», организация выставок, создание коллекций, альбомов, макетов, солнечных часов в группе, разработка символа группы, составление календаря группы. Все эти формы работы включены в проектную деятельность. На данный момент педагогами ДОУ реализованы проекты: «Дерево познания», «Песчаные чудеса» (младший дошкольный возраст), «Добрая зима» (средний дошкольный возраст) «Бусинка», «Ниточка», «Друзья маленького принца» (старший дошкольный возраст).

      В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей учитываем,  что предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие. Для этого в центрах активности периодически обновляем материал и оборудование, ориентированное на интересы разных детей. Это создает условия для  персонифицированного  общения воспитателей с каждым ребенком.

      Развитие любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей детей основано на создании спектра возможностей для поиска, моделирования и экспериментирования с различными материалами. При этом мы используем разнообразные конструкторы, многофункциональные модули, кегли, природный и бросовый материал и т.д.

     Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также возникающую иногда потребность в уединении. Так, для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой возрастной группе кроме центров для разных видов детской активности: двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной, театрализованной и т.д., создаем условия для отдыха и нерегламентированной индивидуальной деятельности.

     Большое значение придаем организации экспозиций разнообразных

детских работ. Следует подчеркнуть, что систематические выставки продуктов детского творчества в нашем ДОУ являются неотъемлемым компонентом развивающей среды только в том случае, если в них представлены работы каждого ребенка, независимо от их качества. Все это создает у детей чувство защищенности и психологической комфортности, способствует развитию положительной самооценки, уверенности в своих силах.

     Два раза в год проводим диагностику познавательного развития детей. Оцениваются следующие категории:

  • содержание и характер знаний;
  • особенности познавательной деятельности;
  • проявление интеллектуальных качеств.

     Каждый критерий раскрывается рядом показателей (см. табл.).

Кроме того, дважды в год проводится диагностическая игра «Вопрошайка» (автор Н. Б. Шумакова), которая дает возможность провести качественный анализ развития познавательной активности детей. Детям предлагается игра: спрашивать у взрослого все, что им хочется узнать о том, что изображено на картинке. В качестве экспериментального материала используется цветная картинка проблемного содержания. После игры предлагается составить рассказ по картинке. Исследование проводится в индивидуальной форме. Принимают участие дети старшей группы.

      Из  группы выбираются несколько детей: с высоким уровнем познавательного развития, со средним и с низким. Анализ результатов проводится по трем показателям:

  1. Уровень познавательной активности в форме вопросов.
  2. Широта и разносторонность вопросов.
  3. Поисковая направленность вопросов.

      Также показательна диагностическая методика «Внесение незнакомого  предмета  в группу», которую мы проводим также два раза в год.

     Проблема развития познавательной активности не может быть разрешима в течение небольшого промежутка времени.  Поэтому коллективом ДОУ принято решение реализовать проект «Разработка и внедрение в педагогический процесс ДОУ технологии развития познавательной активности детей как основы формирования ключевых компетентностей»

    Цель проекта: обеспечить соответствующий дошкольному возрасту уровень сформированное  ключевых компетентностей.

    Задачи проекта: модернизировать педагогический процесс в ДОУ; повысить уровень готовности воспитателей к реализации КОО; разработать учебно-методическое обеспечение технологии развития познавательной активности детей как основы формирования ключевых компетентностей; привлечь  родителей  к активному взаимодействию со специалистами ДОУ.

Диагностика познавательного развития детей

Возраст дошкольника

Содержание и характер знаний

Особенности

познавательной деятельности

Проявление

интеллектуальных качеств

Младший

Представления о свойствах и качествах предметов. Усвоение системы сенсорных эталонов.

Овладение способами восприятия. Развитие мыслительных операций: классификация, обобщение.

Самостоятельность. Любознательность. Гибкость.

Средний

Пространственно-временные представления.

Соотношение непроизвольного и произвольного запоминания. Развитие воображения.

Овладение наглядным моделированием.

Старший

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Развитие знаково-символической деятельности.

Развитие элементов логического мышления.

     Познавательное занятие для детей младшего дошкольного возраста           «День рождения у куклы Маши»

       Программное содержание:

  • Обогатить словарь детей существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, посуды, мебели. Учить понимать обобщающие слова.
  • Научить имитировать движения животных. Сформировать умение изменять по подражанию высоту и силу голоса при произношении звуков.
  • Продолжать учить детей раскатывать комочек глины круговыми  движениями,  сплющивать комочек между ладонями. Научить аккуратно пользоваться  глиной.
  • Воспитывать доброе, заботливое отношение к игрушкам.

     Предварительная работа

Воспитатель заранее лепит из глины печенье большого размера.

     Ход занятия

Мотивация — день рождения у куклы Маши.

Сюрпризный момент — приходит кукла Маша в красивом, нарядном платье.

      Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая у Маши нарядная одежда. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) Да, у куклы Маши день рождения. А как надо готовиться ко дню рождения? Правильно, молодцы! Надо убрать комнату, накрыть на стол, приготовить подарки. А что значит — убрать комнату? Да, нужно убрать игрушки, протереть пыль с мебели. Давайте мы поможем Маше убрать комнату (воспитатель закрепляет понятия «игрушки», «одежда», «мебель»).

Что нужно, чтобы накрыть на стол? (Ответы детей.) Молодцы!  Нам нужны скатерть, чашки, блюдца, чайные ложки, салфетки. (Воспитатель уточняет

значение понятия «чайная посуда».) Какие вы, ребята, молодцы. Помогли Маше убрать комнату, накрыть на стол. А ничего мы не забыли? (Нет угощения ). Где мы можем взять угощение? (Ответы.) Да, конечно, мы с вами слепим печенье из глины.

    Дети вместе с воспитателем лепят печенья. Затем воспитатель проводит сравнение своего печенья с печеньями детей по размеру.

    Воспитатель. Какие замечательные печенья мы слепили! Давайте положим их на тарелку и будем ждать... Кого, как вы думаете?

Дети. Гостей.

    Воспитатель. Какие гости могут прийти? (Ответы детей.)

Да, ребята, к кукле Маше придут в гости все наши игрушки-животные.

  • Этюды под музыку

Дети имитируют движения и звуки животных.

     Воспитатель. Ребята, мы Маше помогли, но забыли поздравить с днем рождения и подарить подарки. Что мы можем подарить? Да, конечно, мы расскажем  стихи, споем потешки, песенки.

Дети по очереди читают стихи, все вместе исполняют песенку.

     Воспитатель. А теперь поиграем.

  • Игра «Каравай».

        Познавательное занятие для детей среднего дошкольного возраста    «Зоопарк»

       Программное содержание:

Расширять представления детей о жизни в природных условиях диких животных: как они передвигаются и спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях.

Систематизировать знания о домашних животных и их детенышах (особенности поведения, передвижения, какую пользу приносят людям).

Развивать умение отвечать на вопросы, рассуждать, делать простейшие выводы.

Вызвать у детей желание и стремление преобразовывать предметы (коробки) в животных для игровой деятельности.

      Предварительная работа

Чтение, рассматривание иллюстраций, альбомов, загадывание загадок по теме; сбор коробок разных размеров; изготовление клеток для животных из коробок.

      Ход занятия

Мотивация — сделать макет для сюжетно-ролевой игры «Зоопарк».

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Зоопарк».

     Воспитатель Что такое зоопарк? (Ответы детей.) Какие животные живут в зоопарке?

Дети. Дикие животные.

     Воспитатель. Чем дикие животные отличаются от домашних? Чем похожи? (Ответы детей.)

  • Дидактическая игра «Дикие и домашние животные»

На столе 2 картинки — дом и лес. Воспитатель предлагает детям набор карточек с изображением диких и домашних животных. Дети «расселяют» животных — кого в дом, кого в лес.

  • Этюды

Дети изображают животных с помощью движений, мимики.

     Воспитатель. Можем ли мы сейчас поиграть в зоопарк?

Дети. Нет.

     Воспитатель. Почему? (Ответы детей.) Правильно, у нас нет атрибутов — ни животных, ни клеток. Сможем ли мы сами сделать атрибуты для игры?

Дети. Сможем.

     Воспитатель. Из чего?

Дети. Из коробок.

  • Изготовление аппликаций

Дети наклеивают нарисованные уши, глаза, хвост, нос, лапы животных на коробки.

Воспитатель предлагает детям выступить в роли экскурсоводов и рассказать о своем животном: чем питается, где живет, как спасается от врагов, дети по очереди выполняют задание.

В конце занятия воспитатель подводит итоги и хвалит детей за активность, старание.

       Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста                  «Маленький Робинзон».

     Цель:

Активизация мышления в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

    Задачи:

Развивать поисковую деятельность детей, а именно: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор; способность находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей.

Развивать у детей способность к созданию определенного продукта.

Совершенствовать уровень накопленных практических навыков, а именно: экспериментирования с объектами живой и неживой природы; создания предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталями, элементами, ассоциациями.

Активизировать речь.

Совершенствовать стиль партнерских отношений.

    Ход занятия

Первый этап:

Цель. Уточнить знания о способах выживания; об орудиях труда, способах разведения огня, о пище, о жилье; способствовать накоплению познавательного опыта.

Методы. Чтение художественной литературы, просмотр телепередач,

беседа, опыты разведения огня, фильтрации воды, конструирование домика из различных материалов.

Второй этап

  • Обследовать остров, соблюдая осторожность.
  • Перечислить правила безопасного поведения (дети наклеивают в начало ленты картинку с изображением острова, фигурку человека, рисуют знаки, предупреждающие об опасностях).
  • Поискать предметы, выброшенные на берег штормом, которые могут пригодиться в дальнейшем (также наклеивают на ленту).
  • Изготовить примитивные орудия труда: дети выбирают острые ракушки, камни, крышки от консервных банок; на ленту наклеивают рисунки лука, ножа, молотка и т.п.
  • Придумать и зарисовать разные типы жилья (шалаш, палатка, дом из камней, землянка и т.д.).
  • Изготовить посуду для пищи из найденных пластиковых бутылок, половинок кокоса, листьев и т.д.
  • Обсудить проблему поиска воды: морская вода не для питья, поэтому нужно поискать родниковую или озерную воду А если нет ни озера, ни ручья, как быть? (Собрать дождевую воду и очистить.)
  • Найти знакомые съедобные растения (бананы., орехи, апельсины. И Т.Д.).
  • Добыть огонь.

♦ Беседа по вопросам:

— Что такое остров? (Суша, со всех сторон окруженная водой.)

— Если вокруг нет людей, то, как вы думаете, на какой остров попал герой? (На необитаемый.)

— А как вы думаете, какой климат на острове? (Жаркий, так как нарисована пальма.)

— Что нужно сделать герою, чтобы выжить и дождаться спасателей? (Найти воду для питья, пищу, построить жилье.)

— Что мы можем сделать, чтобы, оказавшись в подобной -ситуации, не растеряться и выжить, пока не прибудут спасатели?

Третий этап

     Цель: Совершенствование накопительных практических навыков.

     Задачи:

Поощрять стремление образовывать проблемы.

Побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим действиям и открытиям.

Совершенствовать умение пользоваться различными материалами (пластик, дерево, пробка, солома, бумага и т.д.).

     Постановка новой проблемы:  Дети вместе с воспитателем формулируют новую проблему: создают  энциклопедию «Азбука выживания», ставят спектакль, сочиняют книгу рассказов «Необыкновенные приключения на необитаемом острове».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Условие мобилизации развития познавательной активности детей в детском саду».

Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиной в целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно познаёт мир, в котором он живёт. В начале пути это позволяет ему вой...

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты...

«Создание условий для развития познавательной активности детей»

Становление познавательно – исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни детей. Чем полнее и разнообразнее представляемый им материал для исследования, тем более вероятн...

«ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ».

Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты...

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Мастер-класс для педагогов «Создание условий для развития познавательной активности детей»

Цель: Расширение  знаний педагогов  о создание условий для развития познавательной деятельности детей...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АКТУАЛЬНОСТЬ С первых дней жизни у малышей появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путём познать окружающий предметный мир и явления. Младший возраст – это первая ступеньк...