Консультация для воспитателей «Условие мобилизации развития познавательной активности детей в детском саду».
консультация по теме
Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиной в целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно познаёт мир, в котором он живёт. В начале пути это позволяет ему войти в мир, привыкнуть к нему. Затем постепенно, но активно постигать накопленный до него опыт человечества; наконец став взрослым, внести свой позитивный вклад в обогащение этого мира. Достойно пройти описанный путь человек сможет только при нормальном уровне познавательного развития.Все сферы жизнедеятельности человека несут в себе познавательный компонент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_2.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Условие мобилизации развития познавательной активности детей в детском саду».
Составитель: Горкина С.С. МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад №7» Свердловская область
Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиной в целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно познаёт мир, в котором он живёт. В начале пути это позволяет ему войти в мир, привыкнуть к нему. Затем постепенно, но активно постигать накопленный до него опыт человечества; наконец став взрослым, внести свой позитивный вклад в обогащение этого мира. Достойно пройти описанный путь человек сможет только при нормальном уровне познавательного развития.Все сферы жизнедеятельности человека несут в себе познавательный компонент. Любое направление в развитии человека подразумевает передачу определённых представлений, обязательное участие познавательных процессов, эмоциональный отклик на событие, поступки, объекты. А представления, процессы, эмоции являются составляющими познавательной сферы, которая рассматривается как сложное образование, обеспечивающее человеку нормальное и полноценное, интеллектуальное и эмоциональное существование в нашем мире. На протяжении всего своего существования человек неустанно познаёт мир. Процесс познания осуществляется на протяжении всей жизни человека. Однако периоду дошкольного детства в нём отводится особое место. В этом возрасте формируются фундаментальные представления о мире; появляются новые способы познания и познавательные интересы; происходит эмоционально - чувственное постижение окружающей действительности.Мир, в котором мы живём, становится всё прагматичнее и жёстче. Какие ценности будут преобладать в обществе? Каким идеалам будут служить наши потомки? Каждый педагог задумывается об этом. Ведь будущее закладывается именно сегодня. Задача педагога в том, чтобы в детях, которых он воспитывает, заложить предпосылки гармоничной личности, чтобы в будущем ими были свойственны такие качества, как духовность, умение творить красоту, стремление делать добро, гражданская ответственность. Концепция дошкольного воспитания выделяются основные ориентиры обновления содержания воспитательно - образовательной системы в рамках дошкольного учреждения. Она даёт ориентировку на личностное своеобразие каждого ребёнка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями. В. А. Сухомлинский советовал: «…не обрушивайте на ребёнка лавину знаний, не стремитесь на занятиях рассказать всё, что вы знаете – под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком окружающий мир… оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".
Знание ребёнка - сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике - высокое искусство, требующее от педагога самоотдачи, творчества, собственных решений.
Задача педагога состоит в том, чтобы сделать трудное- привычным, привычное - лёгким, лёгкое- приметным.
Важными факторами в развитии познавательной активности детей дошкольников являются: личность педагога, характер его взаимоотношений с ребёнком, закономерности и особенности внутреннего мира ребёнка.
Изучая работы выдающихся учёных: С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. И. Леонтьева, А.В. Запорожца и т.д. учёные отмечают, что надо поддерживать формирование интересов детей, предоставить каждому ребёнку равные возможности для освоения сфер жизнедеятельности, удовлетворить и направить любознательность ребёнка способствовать появлению потребности в новых знаниях.
Поиск условий формирования новых приёмов познавательной деятельности диктуется инновационными системами образования.
Для того чтобы развивать познавательную активность, необходимо учитывать условия: 1)Общение со взрослыми и сверстниками; 2)Субъективная позиция ребёнка в деятельности; 3) Направленность деятельности на познания окружающего мира.
Основной путь формирования и развития познавательной активности детей – система учебной – познавательной деятельности детей на занятиях, развивающая познавательная среда, окружающая ребёнка; направленное познавательное общение детей со взрослыми и положительный эмоциональный микроклимат.
В качестве перспективных тенденций, формирующих познавательную активность детей выделены следующие: организация поисковой деятельности детей в микро группах, что способствует установлению благоприятного психологического климата и осуществлению индивидуального подхода; использование художественной литературы в качестве, как информационной основы поисковой деятельности, так и средства формирования предпосылок развития познавательной активности; планирование поэтапной организации поисковой деятельности по блокам, отражающим её содержание, характер действий и результатом.
Ребёнок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «Зачем?», «Как?», «Почему?». Он вынужден оперировать знания, представлять ситуации и пытаться найти путь для ответа на вопрос. В связи с возрастными особенностями детей; интерес к неизвестному усиливается. Поэтому необходимо работу организовывать поэтапно.
Задачами 1 этапа (подготовительный) являются:
Стимулирование познавательных мотивов осуществления деятельности; обогащение чувствительной сферы; накопление информирующем об окружающем мире. Решение поставленных задач осуществляется посредствам объяснительно-иллюстративных методов (рассказ, объяснение, демонстрация картин и видеофильмов, чтение художественной литературы и т.д.), т.е. представления о свойствах и качестве предметов. Усвоение системы сенсорных эталонов. Занятия могут быть «День рождения у куклы маши» (мебель, посуда, продукты), «В гости к лесовику», (грибы, ягоды);, «Свойства воды, песка, глины» и т.д. Какая вода? Песок какой, глина?
2 этап (основной) направлен на овладение способами решения возникновение перед ребёнком проблем. Основными методами реализации этого этапа являются проблемные и поисковые (наблюдение, практическое экспериментирование и опыты, моделирование, решение логических задач, мозговой штурм). В процессе элементарной поисковой деятельности ребёнок подбирает творческие способы решения проблемных ситуаций. Результатом этого этапа является перевод чувственной модели окружающего мира в знаковую и формирование интеллектуальной комплектности, предполагающей высокую степень познавательной активности. Овладение способами деятельности даёт возможность самостоятельно анализировать делать выводы, организовывать собственную деятельность.
Занятия «Путешествие по группе», за пределы участка, «мой родной посёлок», «чудесный мешочек», «История о самолёте», об игрушках, театре и т.д. Сюжетно - ролевые игры «Магазин», «Пальчики», дидактические игры.
3 этап (этап совершенствования) призван обеспечить формирование самостоятельности, инициативности и способности оценивать свою деятельность и деятельность другого человека. Используются поисковые и исследовательские методы (эвристические беседы, чувственное экспериментирование), которые обеспечивают развитие самопознания в осуществлении поисковой деятельности, а также произвольности. Результатом этого этапа является проявление познавательной активности и приобретение способности организовывать самостоятельную поисковую деятельность с целью решения проблемных задач. Наибольший результат дают те виды поисковой деятельности, которые доступны детям как по содержанию, так и по действенной составляющей: экспериментирование, решение творческих задач и дидактические игры поискового характера. Занятия «Предметы рукотворного мира», «Приключения в комнате», «Сказка про роботов», «Как зайчонок заболел» и т.д.
Таким образом, по истечению 3 х этапов провести анализ результатов детей, который оценивается по трём показателям: 1)Уровень познавательной активности в форме вопросов; 2)Широта и разносторонность вопросов; 3)поисковая направленность вопросов;
Кроме того, в совместной деятельности используются такие формы работы, как организация выставок, создание коллекций альбомов, макетов, символов, составление календаря группы и т.д.
Но не следует забывать об индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей. Необходимо учитывать, что предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на любимое занятие. Научить ребенка, т.е. умение устанавливать причино – следственные связи.
Для этого в центрах активности должен периодически , обновляться материалом и оборудованием, ориентированное на интересы разных детей. Это создаёт условия персонального общения воспитателя с ребёнком.
Социально – психологические особенности, детей дошкольного возраста предполагают стремление ребёнка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также возникающую иногда потребность в уединении. Так, для облегчения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой возрастной группе должны создаваться условия для отдыха и нерегламентированной индивидуальной деятельности.
Таким образом, педагоги и психологи советуют, для развития познавательной активности детей дошкольного возраста разрабатывать комплексные занятия, программы с учётом возрастных особенностей познавательной активности, определить роль и место взрослого и ребёнка, его интересы и возможности познания мира. Ведь человечество далеко шагнуло по пути познания мира. Чтобы продвигаться вперед, нужны пытливые люди с неутомимой жаждой познаний и открытий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Развитие двигательной активности детей в детском саду и в семье»
На современном этапе развития общества выявлены тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах страны. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое...
Развитие познавательной активности детей через детское экспериментирование ( из опыта работы)
Развитие познавательной активности детей через детское экспериментирование(из опыта работы) В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса н...
Развитие познавательной активности детей через детское экспериментирование
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей....
Экспериментально – исследовательская деятельность как способ познавательной активности детей в детском саду
С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как моро...
«Организация работы СП по развитию познавательной активности детей в детском саду»
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования насовременном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государствавопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста...
Открытое занятие-консультация для родителей консультационного центра "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством физического развития"
laquo;Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством физического развития»...