Итоговое ООД по развитию познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

МАРИНА ВИКТОРОВНА КОЛЕСНИКОВА

Итогвое занятия по РПИД для детей старшей логопедической группы это проверка знаний детей по нескольким образовательным областям, в том числе по исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_po_rpid_starshaya_gruppa.docx32.68 КБ
Файл po_dorozhkam_radugi.pptx2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового ООД по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе  с использованием ИКТ на тему: «По дорожкам радуги в подготовительную группу»

ЦЕЛЬ: обобщение и закрепление знания у детей старшей группы, по пройденному материалу за учебный год.

Интеграция образовательных областей: познавательно-исследовательская, развитие речи, социально-коммуникативная.

Задачи:

Познавательно-исследовательская область:

- закреплять знания детей о временах года, названий месяцев, дней недели.

- закреплять представление о смене частей суток.

- закреплять количественный и порядковый счет (в пределах 10), упражнять в  сравнивании предметов на глаз (по длине, высоте) определять точность выполнений путём наложения или приложения.

- упражнять в классификации предметов, определение материала, из которых они сделаны.

- упражнять в подборе качественных прилагательных.

- формировать умения наблюдать и делать выводы.

Развитие речи:

-расширять словарный запас детей, диалогическую речь.

-развивать логическое мышление,

-закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи

Социально-коммуникативная область:

-воспитывать любознательность, наблюдательность

-воспитывать взаимовыручку, самостоятельность.

Ход занятия: 

(Дети входят в зал под музыку встают полукругом).

Воспитатель загадывает загадку

Над рекою коромысло

Разноцветное повисло,

Словно гном из доброй сказки,

Расплескал по небу краски…

Дети:  Радуга

Воспитатель: Правильно, я для вас приготовила красивую картину. Вот она, смотрите!

Слайд 1(На слайде изображение радуги).

Что за чудо - чудеса в гости радуга пришла и дорожки принесла,

Все дорожки не простые, а волшебные такие!

По дорожкам  кто пройдет - тот играет, много знает,

Всегда красиво говорит,

В подготовительную группу перейти спешит!

Воспитатель: Ребята, а вы хотите перейти в подготовительную группу? (да)

(вдруг радуга гаснет).

Воспитатель: Ой, что - то произошло, радуга исчезла! Как же мы теперь перейдем в подготовительную группу? Придется, наверно, остаться в старшей группе, так как я не смогу нарисовать такую же радугу, не помню порядок расположения цветов.

Воспитатель: Ребята, а вы поможете, мне вспомнить расположение цветов радуги. Правда?

Дети: Да. Хорошо.

Воспитатель: Ой, ребята смотрите, у меня для вас есть цветные конверты. Сколько их по счету? В каждом задания, которые необходимо выполнить, но в определённой последовательности нужно брать конверты, чтобы радуга восстановилась правильно.

Воспитатель: Трудная задача стоит перед нами. Ребята, вы готовы пройти сложный путь по дорожкам радуги, проверить свои знания, чему мы с вами научились за год.

Дети: да!

Воспитатель: Но прежде чем приступить к выполнению заданий, нам с вами нужно вспомнить, сколько цветов у радуги?

Дети:  7 (семь) 

Воспитатель: А назовите эти цвета.

Дети: Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Воспитатель: Давайте, скорее, откроем 1 конверт с заданием! Ой, я что-то даже не знаю какой выбрать, вдруг опять ошибусь, перепутаю цвета. Помогите мне, какой цвет конверта выбрать первым?

Дети: Красный!

(открываем красный конверт)

Воспитатель:

Читает задание

Светает рано по утрам, весь снег растаял тут и там,

Ручей шумит как водопад, скворцы в скворечники летят,

Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает, кто это время года знает?

Дети: весна.

Слайд 4(показывает картинку о весне).

Воспитатель: Назовите весенние месяца? Сколько их? (3). Какие? (Март, апрель, май). После суровой, продолжительной зимы пришла весна. Давайте опишем словами, какая бывает весна?

(дети по очереди называют прилагательные к существительному)

Дети: Долгожданная, теплая, звонкая, солнечная, ласковая и т. д.

Слайд 5(показываю картинку лето)

Воспитатель: А это ребята, какое время года? Правильно, лето. А назовите признаки лета. (Ответы детей) Какое лето бывает?

Дети: Жаркое, весёлое, яркое, цветочное и т. д.

Воспитатель: Назовите летние месяца. (Июнь, июль, август)

Слайд 6(картинка осень)

Воспитатель: Эта картинка, к какому времени году относится? (осень) Как вы догадались? Назовите осенние месяца? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Слайд 7(картинка зимы)

Воспитатель: Здесь, какое время года изображено? (зима) Как вы догадались? Назовите признаки зимы, полными ответами. (Ответы) Перечислите зимние месяца. (Декабрь, январь, февраль).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Ой, что-то я устала…

Физкультминутка

Воспитатель: Ребята, представьте, что зимой вы были большим сугробом.

Всю зиму сугроб «проспал» под большим деревом.

(дети присаживаются в кучке с воспитателем, изображая сугроб.)

Но вот пришла весна, пригрело солнышко,

Озорные лучи защекотали сугроб «просыпайся скорее. Пора! »

Не выдержал сугроб - рассмеялся, растаял –

Брызнули во все стороны ручейки, струйки воды побежали землю будить.

(дети разбежались по группе и сели за столы)

Воспитатель: Ребята, посмотрите у вас на столах лежат ручейки разной длины. Посчитайте свои ручейки, сколько их? (5) А теперь разложите ручейки от самого длинного до самого короткого. Назовите самый длинный ручеёк, который по счёту? и самый короткий?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. Вот и первая дорожка радуги появилась.

Воспитатель: А откуда появились ручейки весной?

Дети: Потому что становится тепло, солнце начинает светит ярче…

Воспитатель: Ребята, а я знаю весёлую игру для наших пальчиков.

Пальчиковая игра «Дождик»

Вышел дождик на прогулку,

Он бежит по переулку,

Барабанит по окошку,

Напугал большую кошку                 (загибают по 1 пальцу на каждую строчку)

Вымыл зонтики прохожих,

Крышу дома вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал.

Дождик кончился - устал           (трясут кистями рук - как бы стряхивая воду)

Воспитатель: Ребята, а каким цветом следующая дорожка радуги?

Дети: выбирают 2 конверт оранжевого цвета.

Воспитатель: Чтобы появилась следующая дорожка радуги, вам необходимо правильно выполнить задание. «Что из чего сделано». В этом конверте лежат картинки с различными предметами, которые сделаны из различных материалов.

Ваша цель: на первый мольберт положить картинки с изображением предметов, которые сделаны из дерева, на второй – из металла, и на третий - из стекла.

(дети выполняют задание, а в конце 3 детей проверяют)

Воспитатель: Молодцы ребята справились, и вот появилась оранжевая дорожка радуги.

Воспитатель: Ой, смотрите, вот на столе лежат еще цветные конверты - желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Какой мне выбрать, подскажите!

Воспитатель путает детей. Дети выбирают правильный цвет - желтый  конверт.

Слайд 8

Воспитатель: Посмотрите на картинку, что на ней изображено? (Поляна с цветами)

Сели за столы

Правильно, на картинке изображены ромашки и колокольчики. Присаживайтесь за столы, вам необходимо собрать букет из 4 ромашек и 5 колокольчиков. А равное ли количество колокольчиков и ромашек, посчитайте? (нет).  Насколько меньше ромашек, чем колокольчиков? А что нужно сделать, чтобы было одинаковое количество и ромашек и колокольчиков? (Убрать один колокольчик  или добавить одну ромашку). И обозначьте количество, соответствующей цифрой.

Воспитатель: Правильно выполнили, и появилась ещё одна дорожка радуги.

Встали в круг

Воспитатель: Вот у нас осталось еще 4 цветных конверта, какой цвет выбираем? Какое же задание нам приготовлено?

Дети выбирают 4 зеленый конверт.

Д/игра «Времена года»

Воспитатель: А теперь поиграем с мячом, встаем в круг. Ребята, назовите все времена года, которые вы знаете. После, какого времени года наступает весна? Лето? Зима? Осень? Сколько месяцев в году?

Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием успешно справились! Появляется следующая дорожка радуги.

Воспитатель: Итак, нам осталось выполнить лишь 3 задания. Открываем мы с вами уже, какой конверт? Вот перед нами уже и голубой конверт. Какое же задание он нам приготовил:

«Игра «Хитрые вопросы!» (читаю, дети отвечают).

- сколько ушей у 2 мышей?

- сколько хвостов у 3 котов?

- какой день недели после вторника?

- сколько выходных в неделе?

- сколько животиков у 6 бегемотов?

- какой день недели перед пятницей?

- сколько носиков у 4 матросиков?

- Спим мы ночью, а делаем зарядку… (утром)

- Солнце светит днем, а луна …. (ночью)

- Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы наверно, устали ребята. Давайте отдохнем с вами, проведем физкультминутку!

Ребёнок рассказывает. Встают в круг, повторяют движения за ним.

В понедельник я купался,

а во вторник рисовал

В среду - долго умывался,

а в четверг – в футбол играл

В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал

А в субботу, воскресенье - целый день я отдыхал!

Воспитатель: Осталось у нас 2 конверта, синий и какой…фиолетовый. Какой надо теперь выбрать? - синий конверт 6 .

Присаживаются на стулья

Воспитатель: Игра «Узнай произведение по картинке».

СЛАЙД 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15)

(«Цветик – семицветик», «Гуси - лебеди», «Лиса и Журавль», «У лукоморья дуб зелёный…», «Буратино», «Малыш и Карлсон», «Живая шляпа»)

Воспитатель: Хорошо.

Воспитатель: Остался у нас фиолетовый конверт.

Проведем опыт «Веселая радуга из воды»

Материалы: сахар, 7 стеклянных стаканов, пищевая краска разных цветов, шприц или простая столовая ложка.

Ход опыта:

Добавим в первый стакан 1 ст. ложку сахара, во второй стакан 2 ложки сахара, в третий — 3, в четвертый — 4, в пятый -5, в шестой -6, в седьмой -7

Поставим их по порядку, и запомним,  сколько сахара в каком стакане. Теперь добавим в каждый стакан по 3 ст. ложки воды. Перемешаем.  Добавим несколько капель красной краски в первый стакан, несколько капель желтой — во второй, зеленую в третий, а синюю краску — в четвертый. Снова перемешаем.

В первых 2-х стаканах сахар растворится полностью, а в пяти следующих не полностью. Потом возьмем шприц или просто столовую ложку, чтобы аккуратно вливать окрашенную воду в стакан.

Добавляем из шприца окрашенную воду в чистый стакан. Первый нижний слой будет синий, потом зеленый, желтый и красный.  Если вливать новую порцию окрашенной воды поверх предыдущей очень аккуратно, то вода не смешается, а разделится на слои из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.

Вывод: Концентрация сахара в каждой раскрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.

Воспитатель: Вот и появилась последняя дорожка радуги. Выполнили все задания из 7 конвертов, и цвета радуги правильно сложили.

СЛАЙД 16

Воспитатель: Понравилось вам мне помогать? Что больше понравилось? Что показалось сложным? Кто из ребят был самым активным?

Воспитатель: А я за ваши знания хочу всех вас похвалить и вручить всем медали.

Звучит музыка

Воспитатель:

Радуга дуга-дуга, унеси меня в луга

На травушку шелковую, на речку бирюзовую,

На теплый желтенький песок, где милый сердцу уголок

Мы по дорожкам радуги шагали, все сложные задания выполняли.

Мы многое узнали,  подросли в подготовительную группу перешли.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПО ДОРОЖКАМ РАДУГИ

Слайд 16

НАША РАДУГА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. Развитие познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Загадки Волшебника»Программные задачи:Продолжать знакомить детей со свой...

Перспективный план по развитию познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Перспективный план содержит в себе представление детей о многообразии животного и растительного мира. Служит целью системотизировать знания о пользе растений для человека и животных....

Презентация проекта по развитию познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе «Эта волшебная вода …»

Каждый день мы умываемся, чистим зубы, моем руки, принимаем душ. Но часто мы не задумываемся, как к нам в дом попадает вода и откуда она берется? Почему она заканчивается? И может ли случится такое, ч...

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)

Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать -  и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы.

Презентация по детскому экспериментированию по теме "ВОЗДУХ"....

Программа развития познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность...