Программа развития познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Петрова Алевтина Васильевна

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_poznov.raz_.docx35.17 КБ

Предварительный просмотр:

Программа развития познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана на основе методической литературы:

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»

Программа рассчитана на дошкольников старшей группы, срок реализации программы 1 года.

Проектирование воспитательно-образовательного процесса

Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз в неделю в первой половине дня. Длительность –20 минут, 51 занятий.

Экспериментирование и детская исследовательская деятельность - эффективный способ обучения детей практическим методам познавательной деятельности.

После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Целью данной работы является - развитие познавательных способностей детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Эта цель предусматривает решение следующих задач:

1. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.

2. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации, в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.

3. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

4. Учить объяснять наблюдаемое, и фиксировать результаты доступными методами.

В основе программы лежат следующие принципы:

  • Принцип безопасности.
  • Принцип многократного повторения материала для формирования у ребёнка не просто умения, но и навыка.
  • Принцип положительного подкрепления.
  • Принцип доверия (откровенности) мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.
  • Принцип уважительного отношения друг к другу.

Структура проведения занятия – эксперимента:

Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).

  • Постановка, формулировка познавательной задачи.
  • Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
  • Выдвижение предположения, отбор способов проверки, выдвинутых детьми.
  • Проверка гипотезы.
  • Проверка итогов, вывод.
  • Фиксация результатов.
  • Вопросы детей.

Правила безопасности жизнедеятельности детей

1. Работа под наблюдением взрослого.

2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.

 3. Грязными руками не трогать глаза.

4. Не брать руки в рот.

Ожидаемые результаты

  • Сформированность эмоционально – личностного отношения к окружающему миру.
  • Проявление познавательного интереса к играм – экспериментам, улучшение речевого развития.
  • Сформированность основ логического мышления.
  • Усвоение основ целостного видения окружающего мира.
  • Сформированность коммуникативных навыков.
  • Использование результатов в игровой деятельности.

Содержание образовательной деятельности

Перспективное планирование

Живая природа

п/п

Тема, задача

Источник

Растения и животные: дыхание, питание, развитие, размножение и потребности

1

Земля наша кормилица.

Задачи: дать представление о том, что почва-верхний слой земли; познакомить с составом почвы.

программа «Детство»

с. 232

2

Может ли растение дышать?

Задачи: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

О.В. Дыбина,

 с. 33

3

Что выделяет растение?

Задачи: Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений

О.В. Дыбина, с.34

4

Во всех ли листьях есть питание?

Задачи: Установить наличие в листьях питания для растения

О.В. Дыбина, с.34

5

С водой и без воды

Задачи: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений

программа «Детство»

с. 222

6

На свету и в темноте

Задачи: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений

О.В. Дыбина, с.35

7

В тепле и в холоде

Задачи: Установить зависимость роста растений от температуры поступаемой влаги.

О.В. Дыбина, с.35

8

Для чего корешки?

Задачи: Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции растения

О.В. Дыбина, с.39

9

Вверх к листочкам

Задачи: Доказать, что стебель проводит воду к листьям.

О.В. Дыбина, с.41

10

Бережливые растения

Задачи: Установить зависимость между структурой поверхности листьев (плотность, опушение) и потребность в воде

О.В. Дыбина, с.43

11

Зачем им крылышки?

Задачи: Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.

О.В. Дыбина, с.45

12

Что есть в почве?

Задачи: Установить зависимость факторов неживой природы от живой

О.В. Дыбина, с.45

13

Где дольше?

Задачи: Выявить причину сохранения влаги.

О.В. Дыбина, с.47

    Многообразие живых организмов как приспособление к внешней среде

14

Могут ли животные жить в земле?

Задачи: помочь выяснить, что именно находиться в почве для жизни живых организмов

программа «Детство»

с. 239

15

Где легче плавать?

Задачи: Установи связь между строением и образом жизни птиц .

О.В. Дыбина, с.47

16

Как устроены перья птиц?

Задачи: Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

О.В. Дыбина, с.48

Неживая природа

п/п

Тема, задачи

Источник

Вода

17

Какие свойства?

Задачи: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

О.В. Дыбина, с.50

18

Куда делась вода?

Задачи: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая или закрытая поверхность воды)

О.В. Дыбина, с.50

Воздух

19

Где теплее?

Задачи: Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

О.В. Дыбина, с.51

20

Подводная лодка

Задачи: Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды

О.В. Дыбина, с.52

21

Сухой из воды

Цель: помочь определить, что воздух занимает место.

программа «Детство»

с. 229

Песок, глина, камни

22

Почему песок хорошо сыплется

Задачи: Выделить свойства песка и глины

О.В. Дыбина, с. 19

23

Ветер

Задачи: Выявить изменения песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.

О.В. Дыбина, с. 20

24

Наверх

Задачи: Выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки)

О.В. Дыбина, с.54

Свет, цвет

25

Уличные тени

Задачи: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

О.В. Дыбина, с.55

26

Солнечные «зайчики»

Задачи: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать «зайчиков»

О.В. Дыбина, с.57

Магниты

27

Притягиваются – не притягиваются

Задачи: Найти предметы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, которые с магнитом не взаимодействуют.

О.В. Дыбина, с.58

Электричество

28

Волшебный шарик

Задачи: Установить причину статического электричества

Материалы и оборудование: Воздушные шары, шерстяная ткань.

О.В. Дыбина, с.60

Вес, притяжение

29

Почему все падает на землю

Задачи: Понять, что Земля обладает силой притяжения

О.В. Дыбина, с.61

Звук

30

Как распространяется звук

Задачи: Понять, как распространяется звук

О.В. Дыбина, с. 62

Теплота

31

Твердые – жидкие

Задачи: Понять изменение агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла

О.В. Дыбина, с.65

Земля. Космос

32

Вращающаяся Земля

Задачи: Представить, как Земля вращается вокруг своей оси.

О.В. Дыбина, с.68

Человек

33

Сколько ушей?

Задачи: Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомиться со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве.

О.В. Дыбина, с.68

34

Наши помощники – глаза

Задачи: Познакомить со строение глаза, функцией его частей.

О.В. Дыбина, с.69

35

Как устроена дыхательная система человека?

Задачи: обобщить и конкретизировать знания детей о  строении и значении дыхательной системы

программа «Детство»

с. 242

36

Зачем человеку глаза?

Задачи: помочь определить, зачем человеку нужны глаза

программа «Детство»

с. 245

37

Есть ли у глаз помощники?

Задачи: помочь определить помощников глаз.

программа «Детство»

с. 246

38

Взаимосвязь органов вкуса и запаха. Определение пищи на вкус.

Задачи: показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. Научить определять пищу на вкус.

программа «Детство»

с. 247

39

Большой- маленький.

Задачи: посмотреть, как зрачок глаза меняет размер в зависимости освещенности

программа «Детство»

с. 249

Человек. Рукотворный мир – свойства материалов

40

Родственники стекла

Задачи: Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора.

О.В. Дыбина, с.71

41

Как действуют магниты на предметы.

Задачи: расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо

программа «Детство»

с. 250

42

Мир бумаги

Задачи: Узнать различные виды бумаги, сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала, обусловливают способ его использования

О.В. Дыбина, с.71

43

Мир ткани

Задачи: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства, понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.

О.В. Дыбина, с.72

44

Наряды куклы Тани.

Задачи: познакомиться  разными видами тканей, помочь выяснить отдельные свойства; побудить устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.

программа «Детство»

с. 255

45

Легкая пластмасса.

Задачи: помочь определить свойства пластмассы, изделий из пластмассы.

программа «Детство»

с. 257

47

Путешествие в мир стеклянных вещей

Задачи: познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность. Вызвать интерес к предметам рукотворного мира. Закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.

программа «Детство»

        с. 261

48

Термометр.

Задачи: реализовать представления, сформированные в ходе поисковый деятельности: закрепить навыки работы с бумагой, клеем.

программа «Детство»

с. 257

Человек. Рукотворный мир - преобразование

49

Построим город из песка

Задачи: Участвовать в коллективном преобразовании, проявлять умение видеть возможности преобразования, доводить работу до логического конца.

О.В. Дыбина, с.74

50

Изобретаем прибор для вскапывания почвы

Задачи: Уметь самостоятельно находить новые решения при выполнении задания с поставленным условием, проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет

О.В. Дыбина, с.75

51

Защитим себя от солнца

Задачи: Научить детей делать шапочку из бумаги по типу «оригами», реализовать представления о солнце, полученные в ходе поисковой деятельности

О.В. Дыбина, с. 75

Список  методической литературы:

  1. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом.
  3. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.
  4. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, программа «Детство». –издательство « Учитель», 2015г.

Приложение

1.Требования к оформлению и содержанию центра

экспериментальной деятельности.

Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам: «Песок и вода»,

«Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т. д.‚ расположены в

доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.

Оборудование

Приборы — помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас,

магниты, сантиметровая лента, линейка.

Разнообразные сосуды из различных материалов (Пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы.

Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья.

деревьев, мох, семена и т.д.

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы,

дерева, пробки и т.д.

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и

т.д.

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.

Красители: гуашь, акварель и т.д.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и

прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т.д.

Дополнительное оборудование

Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих  предметов.

Карточки — схемы проведения экспериментов на плотной бумаге.

дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента.

На видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с

детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие

знаки.

Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню

развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития.

                                           2. Работа с родителями

  Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада по теме “Детское экспериментирование”.

Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.

Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:

- Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.

- Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.

- Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы Тема :«Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Краткая аннотацияДанная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития п...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как специально-организованная деятельность с...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Вода –как чудо» (Опытно-экспериментальная деятельность)

ull;«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам,•приобретают способность сами ставить вопросы•и получать на них фактические ответы,•оказываясь на более высоком умственном и...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...