Программа развития познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_poznov.raz_.docx | 35.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа развития познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе методической литературы:
О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»
Программа рассчитана на дошкольников старшей группы, срок реализации программы 1 года.
Проектирование воспитательно-образовательного процесса
Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз в неделю в первой половине дня. Длительность –20 минут, 51 занятий.
Экспериментирование и детская исследовательская деятельность - эффективный способ обучения детей практическим методам познавательной деятельности.
После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Целью данной работы является - развитие познавательных способностей детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Эта цель предусматривает решение следующих задач:
1. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
2. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации, в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
3. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
4. Учить объяснять наблюдаемое, и фиксировать результаты доступными методами.
В основе программы лежат следующие принципы:
- Принцип безопасности.
- Принцип многократного повторения материала для формирования у ребёнка не просто умения, но и навыка.
- Принцип положительного подкрепления.
- Принцип доверия (откровенности) мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.
- Принцип уважительного отношения друг к другу.
Структура проведения занятия – эксперимента:
Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).
- Постановка, формулировка познавательной задачи.
- Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
- Выдвижение предположения, отбор способов проверки, выдвинутых детьми.
- Проверка гипотезы.
- Проверка итогов, вывод.
- Фиксация результатов.
- Вопросы детей.
Правила безопасности жизнедеятельности детей
1. Работа под наблюдением взрослого.
2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
3. Грязными руками не трогать глаза.
4. Не брать руки в рот.
Ожидаемые результаты
- Сформированность эмоционально – личностного отношения к окружающему миру.
- Проявление познавательного интереса к играм – экспериментам, улучшение речевого развития.
- Сформированность основ логического мышления.
- Усвоение основ целостного видения окружающего мира.
- Сформированность коммуникативных навыков.
- Использование результатов в игровой деятельности.
Содержание образовательной деятельности
Перспективное планирование
Живая природа
Неживая природа
Список методической литературы:
- «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом.
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, программа «Детство». –издательство « Учитель», 2015г.
Приложение
1.Требования к оформлению и содержанию центра
экспериментальной деятельности.
Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам: «Песок и вода»,
«Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т. д.‚ расположены в
доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Оборудование
Приборы — помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас,
магниты, сантиметровая лента, линейка.
Разнообразные сосуды из различных материалов (Пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы.
Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья.
деревьев, мох, семена и т.д.
Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы,
дерева, пробки и т.д.
Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и
т.д.
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
Красители: гуашь, акварель и т.д.
Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и
прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т.д.
Дополнительное оборудование
Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов.
Карточки — схемы проведения экспериментов на плотной бумаге.
дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента.
На видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с
детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие
знаки.
Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню
развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития.
2. Работа с родителями
Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада по теме “Детское экспериментирование”.
Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.
Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:
- Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.
- Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.
- Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе
познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы Тема :«Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Краткая аннотацияДанная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития п...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как специально-организованная деятельность с...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Вода –как чудо» (Опытно-экспериментальная деятельность)
ull;«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам,•приобретают способность сами ставить вопросы•и получать на них фактические ответы,•оказываясь на более высоком умственном и...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...