Отчет по самообразованию по теме «Формирование словарного запаса у детей 4–5 лет с помощью игр и упражнений»
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию по теме «Формирование словарного запаса у детей 4–5 лет с помощью игр и упражнений»
Барабина С. Н.
Отчет по самообразованию по теме «Формирование словарного запаса у детей 4–5 лет с помощью игр и упражнений»
Тема: «Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста (4-5 лет) через игры и упражнения».
Актуальность работы заключается в следующем:
Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании.
Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Я определила цель своей работы: формирование словарного запаса детей среднего дошкольного возраста, посредством применения речевых игр и упражнений.
Для реализации данной цели предполагаю решение следующих задач:
1. Расширять и обогащать речевой опыт ребенка.
2. Развитие связной речи.
3. Воспитывать активность детей в игровой деятельности.
Работа над данной темой:
1. Теоретический этап.
В течении учебного года изучала методическую литературу: Л. П .Федоренко, Г.Ф. Фомичева, В. К. Лотарев Методика развития речи детей дошкольного возраста .– М.:Просвещение, 1977г. ; А. М. Бородич . Методика развития речи детей – М.: Просвещение 1981г. ; О. С. Ушакова Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: 2002г. ; Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М.,Просвещение 1981.; Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада. Под редакцией Ф. А. Сохина.- М..Просвещение 1984г. ;
Скажи по – другому (речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии) под редакцией О. С. Ушаковой – Н. Н. 1995г ; Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. Под редакцией О. С. Ушаковой – М..2001г. ; и другие. Также использовала интернет ресурсы.
Практический выход по изучению методической литературы – реферат по теме самообразования. Подбор игр и упражнений на формирование словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.
2. Практический этап.
1) Работа с детьми в течении учебного года. – Игры, упражнения на формирование словарного запаса. Например, такие как:
Игровое упражнение «Скажи по-другому».
Цель: Учить детей подбирать синоним - слово, близкое по значению.
Игровое упражнение «Подбери слово».
Цель: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.
Игровое упражнение «Закончи фразу»
Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).
Игра «Летает, а не птица»
Цель: дифференциация понятий «птицы» и «насекомые».
Игра «Фрукты – овощи»
Цель игры: дифференциация сходных понятий.
Игра «Ручка – ножка».
Цель: познакомить с разными значениями слов "ручка", "ножка".
И другие.
2) Работа с родителями в течении учебного года. Проведены консультации по теме: «Развитие речи детей 4-5 лет», «Учимся, играя». Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет», открытое занятие для родителей «Звуковая культура речи: звуки л, ль». Изготовила карточки к дидактической игре «Найди лишнюю картинку». Анкета для родителей по развитию речи детей. Также проводились индивидуальные беседы, по вопросам интересующих родителей, по теме «Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста (4-5 лет) через игры и упражнения».
3. Перспектива:
Продолжить работу по теме: «Формирование словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста через игры и упражнения».
В заключении хочу сказать, что игра – лучший способ развития активного словарного запаса детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования «Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью игр и упражнений» в средней группе.
Перспективное планирование "Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью игр и упражнений" 2018-2019 год (средняя группа)...
План по самообразованию воспитателя Кутеляпова Ирина Михайловна Тема: «Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью игр и упражнений» 2019-2020 учебный год (средняя группа)
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу особенности использования дидактических игр по речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО.Задачи:И...
План по самообразованию Тема: Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью речевых игр и упражнений
Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет...
План по самообразованию на тему: «Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью игр и упражнений»
План по самообразованию на тему: «Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью игр и упражнений»...
Отчет по самообразованию по теме: "Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью графических диктантов", подготовительная группа
Отчет по самообразованию с примерами работ....
План по самообразованию Тема: Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью речевых игр и упражнений.
Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие...