Интегрированное занятие "Народные песни в жизни русского народа"
материал (подготовительная группа)

ЦЕЛЬ:  Воспитание духовно-нравственных ценностей.

Задачи:

Воспитывать  у детей желание познавать культуру своего

              народа через песенное народное творчество,  народные игры,

              изобразительное искусство.

Формировать чувство любви  к культурным ценностям и

            традициям русского народа, уважение к культурной самобытности

            России.

Совершенствовать музыкальное восприятие, вокально-хоровые навыки,

            музыкальный слух детей.

Накапливать умение понимать специфические средства музыкального и

            изобразительного искусства.

Расширять словарный запас детей, их творческий потенциал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию

«Народные песни в жизни  русского народа»

ЦЕЛЬ:  Воспитание духовно-нравственных ценностей.

Задачи:

Воспитывать  у детей желание познавать культуру своего

              народа через песенное народное творчество,  народные игры,

              изобразительное искусство.

Формировать чувство любви  к культурным ценностям и

            традициям русского народа, уважение к культурной самобытности

            России.

Совершенствовать музыкальное восприятие, вокально-хоровые навыки,

            музыкальный слух детей.

Накапливать умение понимать специфические средства музыкального и

            изобразительного искусства.

Расширять словарный запас детей, их творческий потенциал.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Исполнение русских народных песен: «Как у наших у ворот»,

                   «На горе-то калина», «Солдатушки, бравы ребятушки».

Слушание русских народных песен: «Светит месяц», «Тонкая рябина»,

                   «Во поле береза стояла».

Рассматривание иллюстраций картин: В.Васнецов «Аленушка»,

                   В.Суриков «Взятие снежного городка», В.Поленов «Московский

                  дворик».

Разучивание русских народных игр: «Дядя Яков», «Горшки»,

                 «Бай  качи- качи»,  «Гори-гори ясно», «Ручеек».

Вход: 

под фонограмму русской народной песни «Ах ты, береза»

(предварительно даю задание: «Внимательно послушайте музыку и

запомните ее!»)

Дети вошли в зал, выстроились полукругом

       Давайте поздороваемся!

(музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!»)

       Вспомните музыку входа и скажите, какие танцевальные движения вы

       бы исполнили?

(Дети называют и показывают движения русских народных плясок)

       То есть вы показали движения русских народных плясок, хороводов.

        Почему так решили?

(Мы услышали мелодию русской народной песни)

       Да! Сегодняшнее  занятие  мы посвятим русским народным песням.

       А сейчас мы продолжим работу над движением «ковырялочка».

(Встали в круг и исполняем «ковырялочку» под фонограмму «Ах ты, береза»)

       Вспомните, какую скороговорку разучили на прошлом занятии?

(Проговаривание скороговорки: «Трое трубачей трубят в трубы!»

      Наступила весна, за ней придет лето. Вы с мамами и папами будете

      отдыхать в парке, в лесу… Давайте представим, что мы  на полянке,

     слышим стук дятла.

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные ушки»:

  1. Исполняем звукоподражание «тук-тук» на разной высоте:  дятел

сидит на разных по высоте ветках дерева. Т.е. развиваем

звуковысотный слух.

  1. Послушайте, сколько дятлов застучали клювами: слушают один  или

два звука. Т.е. развиваем гармонический слух.

  1. Поиграем в «Ритмическое эхо!»: я предлагаю ритмический  рисунок

– дети повторяют его; ребенок отстукивает ладонями свой

ритмический рисунок – все его повторяют. Т. е. развиваем чувство

ритма.

         Послушайте и скажите, вы меня огорчили или обрадовали своей

         игрой? Какое у меня сейчас настроение?

(Играю мажорное  трезвучие, дети показывают ручными знаками

мажор)

         Правильно! Я довольна вами!

  1.  Играю мажорные и минорные трезвучия – дети ручными знаками

показывают лад. Т.е. развиваем ладовый слух.

      Заканчиваю на мажорном трезвучии.

         Вы сейчас все услышали мажор, показали солнечные лучики ладонью –

         так давайте споем попевку «Солнышко»!

(исполнение попевки «Солнышко» )

       Солнышко светит, ручейки бегут – как в знакомой вам песне!

       Послушайте мелодию и скажите, что же это за песня?

(Играю фрагмент мелодии рус.нар.песни «Ой, бежит ручьем вода»)

Дети отвечают

      Давайте станем в круг и заведем хоровод!

Рус.нар.песня «Ой, бежит ручьем вода» - хоровод

        Какого характера эта песня?

(веселая, радостная, светлая, игривая, бойкая, солнечная; даже плясали –

плясовая песня)

       Да! Но есть и другие песни – спокойные, плавные, распевные

задумчивые…

       Как они называются?

(Лирические песни)

       Мы знаем такие песни? Назовите их!

(«Тонкая рябина», «Во поле береза стояла», «Верба-вербочка»)

      Девочки, давайте  исполним рус.нар.песню «Верба-вербочка» !

(мальчики сели)

Рус.нар.песня «Верба-вербочка» – хоровод девочек

      Послушайте мою ритмическую загадку! Если отгадаете, поймете, какую

песню мы сейчас будем петь!

(Отстукиваю ритмический рисунок песни «Веснянка»; когда дети отгадали,

  ритмический рисунок повторяем вместе)

«Веснянка», муз и сл З. Люзинской

Вокально-хоровая работа:

над чистотой интонирования - ферматы на высоких звуках, особенно в

припеве; поем вокализом ду-ду, т.е. «играем» на дудочках мелодию;

над артикуляцией – «пригревай», «играть», на гласные обратить внимание –

открываем рот.

Можно начать разучивать 2 куплет (по фразам).

        Вам нравится эта песня? Почему? Какой у нее характер?

(Она веселая, распевная, с красивой мелодией, о радостном времени года –

весне…)

       Да, ребята, такие  замечательные песни пели русские люди! Пели и в

радости, и в горе; пели Веснянки и Колыбельные; пели, когда занимались

рукоделием (пряли, например, пряжу или вышивали); пели, когда после

тяжелой работы в поле возвращались домой…

       Ребята, посмотрите на эту картину!

(Показ репродукции картины И.Шишкина «Рожь»

      Что изображено?

(широкое ржаное поле, могучие сосны, на переднем плане полевые цветы;

 небо, ласточки над самой землей, дорога, вдалеке идущие люди, ветер

 колышет тяжелые колосья ржи богатого урожая)

      Мы видим, с какой любовью Иван Иванович Шишкин изобразил широкое

раздольное поле, могучие сосны - свою Родину! Эта картина называется

«Рожь».

     Глядя на картину, мы слышим какие-то звуки или здесь полная тишина?

(шорох колосьев, шелест деревьев, шелест ласточкиных крыльев, крики птиц

в небе, говор людей)

     Можно ли услышать песню? (Да)

     Эта песня громкая, веселая, быстрая, плясовая или широкая, негромкая,

     неторопливая, лирическая?

(лирическая)

Слушание рус.нар.песни «Ой ты, степь широкая» (исполняет  хор)

    Понравилась?

    Каков характер?

    Назовите исполнителя.

    А теперь посмотрите на эту картину!

(Показ репродукции картины Б.Кустодиева «Масленица»)

    Что изображено?

( Много людей – веселых, празднично одетых; нарядные лошади с

бубенчиками;  деревья, покрытые снегом; церкви вдали; театр (балаган),

коробейники с товарами…)

        Как вы думаете, какой праздник   изображен на картине?

      («Масленица»)

       Картину написал Борис Михайлович Кустодиев, называется она

       «Масленица»

       Хотите туда попасть? (Да)

       Если бы мы сейчас туда попали, нам бы захотелось погрустить или

       весело поиграть? (Поиграть)

       Вспомните, в какие русские народные игры мы с вами играли?

(«Дядя Яков», «Горшки», «Бай качи-качи», «Ручеек», «Гори-гори  ясно»)

        В какую из них хотите поиграть?

(Играем)

       Вернемся к нашей картине. Здесь слышны какие-нибудь звуки или  

      полная  тишина?

(говор людей, смех, крики коробейников, звон бубенцов на лошадках,

звон колоколов, звуки гармошки, хруст снега)

      Если бы вы были композиторами, какая в душе зазвучала бы музыка?

(веселая, радостная, праздничная, громкая, бодрая, резвая, счастливая)

Слушание рус. нар. песни «Светит месяц» в оркестровом звучании

        Такую музыку вы себе представили? (Да!)

        Это русская  народная  песня «Светит месяц».

        Она прозвучала со словами? (Нет)

        Кто же исполнил ее?

 (оркестр русских народных инструментов)

        Какие инструменты вы услышали?

      (балалайки, баяны, домры, ложки, трещотки, бубны, жалейки, свирели)

        Итак, мы сегодня с вами пели и слушали песни нашего народа!

        Берегли родную землю русские люди, воспевали ее красоту в песнях!

        С нежностью обращались к вербе кудрявой, березке белой, травушке

       шелковой…

       Говорили: «Где песня льется, там легче живется!»

       Давайте закончим наше занятие песней о нашей Родине!

       С какими чувствами, с каким настроением вы будете исполнять

       эту песню?

(с любовью, с нежностью, радостно, с удовольствием)

«Веселая песенка», муз и сл Н.Глазковой.

Выход под фонограмму рус.нар.песни «Светит месяц»

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

Детский сад общеразвивающего вида №318 городского округа Самара

 Конспект

образовательной деятельности

«Художественно-эстетическое развитие»

в подготовительной к школе группе

тема: «Народные песни в жизни русских людей»

Музыкальный руководитель:

Новикова Галина Васильевна

2015 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Игрушки в жизни русского народа».

Конспект познавательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста  «Игрушки в жизни русского народа»....

"Музыкальные инструменты в жизни русского народа"

Цель проекта:приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, по её историческим истокам, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию....

Групповое интегрированное занятие «Обычаи и традиции русского народа. Русский фольклор»

Описание материала: Данное занятие поможет приобщить детей к русской культуре.Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре.Задачи:- Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русског...

Познавательно-творческий проект «Значение песни и танца в бытовой жизни русского народа»

Тип проекта: Краткосрочный. Направление проекта: Художественно-эстетическое Интеграция областей: «Музыка», «Коммуникация», «Художественное развитие», «Наро...

Конспект НОД по ознакомлению с укладом жизни русского народа в подготовительной группе

Конспект НОД по ознакомлению с укладом жизни русского народа образовательная область: познавательная. Виды деятельности: познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; худож...

Занятие для старших дошкольников ДОУ на тему «Традиции и обряды в жизни русского народа»

Цель: формирование уважительного отношения к традициям русских людей.Задачи:— обобщать первоначальные представления о роли традиций и обрядов в жизни русского народа, роли оберегов в ...

ФОЛЬКЛОРНЫЙ МУЗЫКАЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ИГРЫ, ПЕСНИ, ХОРОВОДЫ- БОГАТСТВО РУССКОГО НАРОДА»

Сроки реализации проекта: 2года.Вид проекта: творческий, групповой, комплексный.Участники: дети старшей группы.Возраст детей: 5-6 лет.Продукт совместной деятельности: календарные и народные праздники,...