Конспект НОД по ознакомлению с укладом жизни русского народа в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект НОД по ознакомлению с укладом жизни русского народа

 

образовательная область: познавательная.

 

Виды деятельности: познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие.

 

Вид  НОД: знакомство с окружающим миром.

 

Цель: закрепить знание детей о жизни и быте русского народа.

 

Задачи:

Закреплять знание детей  с избой – жилище крестьянской семьи, с предметами русского быта.

Систематизировать знания детей о русской национальной одежде (мужской и женской).

Формировать интерес к произведениям устного народного творчества

Развивать коммуникативные умения, мыслительные операции путем загадывания загадок, мелкую моторику пальцев рук; обогащать словарный запас.

Воспитывать бережное отношение к ценностям русского наследия, фольклору.

 

Словарная работа: изба, лапти, колыбель, косоворотка, порты, кокошник, картуз, ухват, чугунок, самовар, сундук, закуток, красный угол.

 

Предварительная работа: проведение праздника «Ярмарка», чтение и рассказывание русских народных сказок, знакомство с русскими народными играми, фольклором,

 

Оборудование к НОД: ноутбук + проектор,  аудиозапись колыбельной, предметы русского быта, кукла Домовёнок.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по ознакомлению с укладом жизни русского народа

в подготовительной группе «Матрёшка»

 Воспитатель:  Федькина Марина Викторовна

2018

Конспект НОД по ознакомлению с укладом жизни русского народа

образовательная область: познавательная.

Виды деятельности: познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Вид  НОД: знакомство с окружающим миром.

 

Цель: закрепить знание детей о жизни и быте русского народа.

Задачи:

Закреплять знание детей  с избой – жилище крестьянской семьи, с предметами русского быта.

Систематизировать знания детей о русской национальной одежде (мужской и женской).

Формировать интерес к произведениям устного народного творчества

Развивать коммуникативные умения, мыслительные операции путем загадывания загадок, мелкую моторику пальцев рук; обогащать словарный запас.

Воспитывать бережное отношение к ценностям русского наследия, фольклору.

Словарная работа: изба, лапти, колыбель, косоворотка, порты, кокошник, картуз, ухват, чугунок, самовар, сундук, закуток, красный угол.

Предварительная работа: проведение праздника «Ярмарка», чтение и рассказывание русских народных сказок, знакомство с русскими народными играми, фольклором,

Оборудование к НОД: ноутбук + проектор,  аудиозапись колыбельной, предметы русского быта, кукла Домовёнок.

Ход НОД

Воспитатель  приглашает детей встать в круг и взяться за руки, просит  повторять за ней по строчке.

Мы ребята озорные 
Мы ребята удалые!

Очень любим мы играть,

Любим новое узнавать.

-Мы живём с вами в большой, красивой стране скажите, как называется наша страна? (Россия)

А раньше она называлась Русь и сегодня мы с вами узнаем как жили россияне в давние времена.

 Воспитатель приглашает детям пройти на места для просмотра презентации.

Отгадайте загадку. Будьте внимательны, что всегда на нас, без чего мы не  ходим, что нас согревает и украшает и только при купании нас покидает? (Одежда)

Посмотрите друг на друга, какие вы все нарядные и по-разному одеты.

  А сейчас мы посмотрим, как одевались на Руси.

(Показ слайдов)

Как называется платье без рукавов?  (Сарафан).

Блузка? (Рубаха).

Как называется головной убор? (Кокошник).

Кокошник от слова «кокоша», значит курица, кокошник по форме похож на куриный гребешок.  Кокошник носили женщины по праздникам.

Мужская рубашка называлась косоворотка. Почему она так называлась?

Штаны – порты, на голове – картуз, на ногах – лапти или сапоги.

Мы с вами узнали, как одевались люди на Руси.

А  как люди жили? Как выглядели их дома? Раньше Русь называли деревянная, как вы думаете почему?

(Ответы детей)

— Как раньше назывались дома? (избами) Правильно,  раньше дома строили из дерева и называли их избами. Еще избы называли срубами, потому что их рубили топором.

(Показ  слайда)

(Воспитатель достаёт куклу - домовенок Кузя)

— Кто это?  (Домовенок Кузя). А кто такой домовой? (Ответы детей). В народе считают, что домовой живет в каждом доме. Есть поговорка

«Никакой дом не стоит без домового». Он и вправду настоящий хозяин дома, хранитель, покровитель его.  Домовой оберегает дом от болезни, от злобы и зависти, следит за порядком, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бранился. А если ссорятся, он начинает сердиться. Очень не нравится ему, когда дети капризничают или повсюду разбрасывают  свои вещи. Тогда он их прячет – дети ищут, а найти не могут. Значит, домовой решил проучить их, чтобы всё клали на свои места. Домовой следит за порядком в доме обычно в ночное время, когда все домочадцы спят, как вы думаете почему? Чтобы не попадаться им на глаза и не испугать. Домовой любит жить за печкой.

Воспитатель предлагает детям вспомнить пословицы и поговорки о доме или избе.

Хорошо тому, кто в своем дому.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Лучше дома своего нет на свете ничего.

Мой дом — моя крепость.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Дом вести — не лапти плести.

Без хозяина — дом сирота.

Домовенок говорит детям, что хочет с ними поиграть.      

Считалочька:

Петушок, петушок!
Покажи свой кожушок!
Кожушок горит огнем
Сколько перешек на нем?
Раз, два, три, четыре, пять!
Не возможно сосчитать! 

Физкультминутка. Русская народная игра «Домовой».

 Игра «ДОМОВОЙ». Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню. Водящий в кругу.

Дедушка Домовой,

 Мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись,

Вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай, Да и нам заданье дай.

 Ты на печке не лежи, Что нам делать покажи.

 Домовой в центре круга выполняет разные движения.

Дети повторяют движения ,которые им показал Домовой.

Домовой предлагает детям пройти на свои места

Домовой:

—  Эй, ребята, не зевайте, и загадки отгадайте!

  1. Наша толстая Федора

Наедается не скоро,

Но зато когда сыта,

От Федоры – теплота. (Печь)

(показ слайда)

Воспитатель:— Печь была в  каждой избе. С печью связан весь быт, вся жизнь людей.  Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду,  обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку.  Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.

Левый от печки угол, назывался красным, красивым. Это было особое место для гостей.

Правый от печки угол назывался закуток. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления еды. (Показывает закуток в «избе»). Закуток – это отгороженное место, отдельный уголок. Хозяйка здесь готовила еду.

     2.Три братца

Пошли купаться.

Два купаются,

Третий на берегу валяется.

Искупались, вышли,

На третьем повисли. (Ведра, коромысло)

      3.У печи стоит предмет,

Он тяжелый, спору нет.

Но зато в хозяйстве нужен.

В нем сготовить можно ужин. (Чугунок)

      4.Рогат, а не бодает,

Не ест еду, а хватает.

Схватит – отдаёт,

Сам в угол идёт. (Ухват)

      5.Пароход стоит на нем,

Пароход с горячим дном.

По рубашкам и по брюкам

Пароход тот поведем. (Утюг)

     6.У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит,

И как зеркало блестит.

Шипит, кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар)

7.Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идет, клетки кладет. (Лапти)

8.Без рук, без ног во все стороны клонится. (Колыбелька или люлька)

Мать качает дитя в колыбельке и поет ему песенку. Как называется такая песенка? (Колыбельная).

Кто-нибудь знает колыбельную песенку? (Ответы детей)

Колыбельная:

Люлю, люлю, люленьки,

Налетали гуленьки,

Прямо Маше в люленьку,

Стали гули ворковать,

Стала Маша засыпать,

Бай, бай, бай,

Спи-ка, Машенька, поспи,

Ручки белые прижми,

Глазки, милая, сожми,

Бай, бай, бай.

Воспитатель предлагает детям послушать колыбельную.

Уложила мамка своё дитятко, а сама печь да варить, прясть да шить на всю большую семью. И место для этого у неё было между печью и стеной дома, которое называли «бабий кут» или куток –это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Были у неё инструменты-помощники, которые прячет домовой за печкой.

- А какие инструменты — помощники у хозяйки были? ( прялка, врубель, лучина, корыто).

— Кузенька, загадывай следующую загадку.

    9.Прячет бабушка там вещи сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут …(сундук). Рассматривают сундучок

 Воспитатель:

— У меня тоже есть сундук и в нем прячутся сказки.

А теперь, дорогие, посидите, да умом пошевелите.

Начинаются сказки, катятся с гор салазки.

А вот какие сказки, вы узнаете, когда мои загадки отгадаете.

— Садись, Кузенька, слушай, как дети будут отвечать.

1— Вымолвил словечко, покатилась печка,

Прямо из деревни, к царю да царевне,

И за что, не знаю, повезло лентяю. (По щучьему велению).

2— Не лежалось на окошке – покатился по дорожке. (Колобок).

3— Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться,

Очень вкусная вода, в ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка).

4— Мышка дом себе нашла, мышка добрая была,

В доме том, в конце концов, стало множество жильцов. (Теремок).

Воспитатель хвалит детей, затем раздаёт предметы утвари группам детей и предлагает рассказать детям о нём. Рассказы детей

В конце дети поют песню «Наши деды на Руси».

— Дети, что мы нового сегодня узнали?

Что вам было особенно интересно?

Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с фольклором, с традициями русского народа, с  народными праздниками и т.д.    

 Воспитатель хвалит детей, а Кузя угощает сушками, прощается и прячется в сундук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...

Тема: «Традиции и обычаи русского народа».в подготовительной группе.

Приобщение детей к истокам русского народа,расширение представлений о народных традициях....

Традиции и обряды в жизни русского народа в подготовительной группе.

Традиции и обряды в жизни русского народа в подготовительной группе....

Конспект ознакомление детей с традициями башкирского народа в подготовительно группе

Основные задачи:–познакомить детей с культурой и традициями башкирского народа (костюмы, песни, танцы, обычаи, блюда);–развивать творческие способности, интерес к традициям...

Конспект занятия ознакомление детей с традициями башкирского народа в подготовительной группе

Основные задачи: –познакомить детей с культурой и традициями башкирского народа (костюмы, песни, танцы, обычаи, блюда); –развивать творческие способности, интерес к традициям братских народов, любоз...

Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром "Русские народные игры" (подготовительная группа)

Цель: Знакомство детей с русскими народными играми.Задачи: расширить знания детей о русских народных играх; развивать внимание, ловкость, смекалку, быстроту реакции; воспитывать уважительное...

Конспект НОД по познавательному развитию «Быт и утварь русского народа» в подготовительной группе.

Цель: познакомить детей с историей русского народа; бытом, обычаями, утварью русской семьи.Задачи:Воспитать патриотические чувства, любовь и гордость за свою Родину.Воспитать интерес и уважение к наро...